Григорий Александров, известный советский режиссер и сценарист, достигший мировой популярности, несмотря на строгие идеологические рамки. Его мощь была признана властью, и его супругой стала прекрасная белокурая Любовь Орлова. Александров продолжал искать свое истинное призвание, но в конечном итоге нашел его с удивительной точностью.
Григорий Александров занимался творчеством в непростые времена, однако смог добиться лояльного отношения власти к своему творчеству. Фильмы режиссера — «Веселые ребята», «Цирк» — излучают оптимизм и внушают позитивное отношение к жизни.
Детство и юность
Известный кинорежиссер Александров на самом деле носил фамилию Мормоненко. Он пришел на свет в Екатеринбурге в январе 1903 года. Нет точной информации о родителях Григория Мормоненко. По одной версии, будущий режиссер вырос в семье работника. Согласно другой версии, Мормоненко-старший был владельцем гостиницы, и его семья жила в изобилии. Многие исследователи биографии кинорежиссера склоняются ко второй версии. Достаточно внимательно рассмотреть умное, благородное лицо режиссера, чтобы убедиться в этом.
Информация об искусственном пути Александра правдива. В возрасте 12 лет он присоединился к работе в оперном театре, начав с простых обязанностей и постепенно продвигаясь до ассистента режиссера. Его насыщенный трудовой график не помешал ему закончить музыкальную школу и проходить курсы режиссеров в Рабоче-Крестьянском театре, организованные Губнаробразом.
Актерская карьера
Вскоре Григорий почувствовал, что границы провинциального театра стали для него тесными. Визит столичных актеров в уральский город открыл ему глаза на новые возможности. После этого он перестал видеть смысл оставаться в родном городе.
Его переезд в Москву был связан с желанием повысить свою квалификацию. Работа в Первом рабочем театре принесла ему не только новый опыт, но и знакомство с выдающимся режиссером Сергеем Эйзенштейном. Под его руководством Григорий принимал участие в создании знаменитых театральных постановок и кинофильмов «Броненосец «Потемкин»», «Стачка».
Александров, который страстно стремится к постоянному совершенствованию в своей профессии, имел уникальную возможность посетить Голливуд. Он был отправлен в Америку с благородной целью — продвигать советское кино. Режиссер не забывал о своих собственных интересах и познакомился со многими зарубежными звездами, включая Чарли Чаплина.
Сотрудники театра были поражены тем, как заграничное турне изменило Александрова. Он без сожаления разорвал свои прекрасные отношения с Эйзенштейном, которые раньше казались подозрительными своим коллегам из-за их тесной дружбы. Актеры часто шутили на эту тему, но сейчас Григорий не хотел оставаться в тесных рамках, которые постоянно навязывал ему его старший товарищ, и получил новый вкус свободы за границей.
Другой важной причиной, которая привела к резкому изменению поведения Александрова, было предложение Сталина снять фильм о революции. Первая картина под названием «Интернационал» была очень успешной среди зрителей. После этого успешного проекта правительство поручило ему снять веселую комедию.
Александров смог завоевать особое признание своим фильмом «Веселые ребята». Эта картина стала важной для режиссера, ведь именно во время ее создания он встретил прекрасную Орлову. После премьеры картина была удостоена специальной награды на Венецианском фестивале.
История создания фильма «Веселые ребята» была складной: Наркомпросвет отклонил идею из-за отсутствия партийной пропаганды. Это послужило причиной для отправки фильма в архив. Но тут вмешался влиятельный Максим Горький, который настоял на том, чтобы фильм посмотрел сам Сталин. Оптимистичная и жизнеутверждающая картина понравилась вождю, а затем ее с удовольствием посмотрели миллионы советских граждан.
Режиссёр понимал, что его комедия смогла выйти на экраны лишь благодаря удачному стечению обстоятельств. Он стремился закрепить успех, полагаясь на фильм «Цирк». Изначально сценаристами картины были Ильф и Петров, но режиссёру не понравился их текст, и он преобразил идею фильма до неузнаваемости. Ильф и Петров отказались от авторства. Чтобы избежать предыдущей ошибки, режиссёр укрепил сюжет, тесно связав его с идеологией советского гражданина.
В начале военных лет Григорий Васильевич был трудился в Алма-Ате, куда эвакуировали весь персонал «Мосфильма» и их семьи. Однако в 1943 году его пригласили в столицу и предложили взять на себя обязанности руководителя «Мосфильма». С этого момента у Александрова не оставалось времени на режиссерскую работу, так как он занимался решением организационных проблем.
С 1951 года Григорий Васильевич начал преподавательскую деятельность в ВГИКе. В течение шести лет он обучал режиссеров и изучал новые сценарии. Также он часто участвовал в международных конкурсах в качестве эксперта.
Личная жизнь
У известного и величественного режиссера было три брака. Его первая жена, актриса Ольга Иванова, выступала в ансамбле под названием «Голубая блуза». В 1925 году у этой молодой пары появился сын по имени Дуглас. Когда Григория отправили в Соединенные Штаты, его молодая жена начала встречаться с другим мужчиной, что послужило поводом для развода.
Любовь Орлова стала второй супругой режиссера. Это именно он сделал эту прекрасную женщину знаменитой, давая ей главные роли в своих фильмах. Для актрисы это был уже второй брак. Окружающие считали их взаимоотношения очень необычными — они спали на разных кроватях и общались только через записки.
Такую систему в доме установила актриса по личным причинам. Многим казалось, что их брак был фиктивным, но на самом деле все оказалось не так. Дневники Орловой и Александрова, найденные в загородном доме, подтвердили, что режиссер оставался с актрисой до самой кончины.
Галина Александрова, вдова сына Дугласа, стала третьей женой знаменитого советского актера. Вопреки сплетням, немолодой режиссер счастлив с такой заботливой и внимательной женой. Она заботилась о его здоровье, приготавливала любимые блюда, ухаживала за лекарствами. В знак благодарности Григорий Васильевич завещал ей всё своё состояние.
Причины смерти
В декабре 1983 года произошла кончина режиссера, вызванная остановкой функций почек, пораженных инфекцией.
Смерть затронула Александрова в момент, когда его третья супруга находилась в командировке за границей. Теперь прах талантливого режиссера покоится на почтенном Новодевичьем кладбище.
- 1924 — Фильм «Стaчка»
- 1927 — Лента «Октябрь»
- 1929 — Кинолентa «Старое и новое»
- 1930 — Фильм «Сентиментальный романс»
- 1932 — Картинa «Дa здрaвствуй Мексикa!»
- 1934 — Пиеса «Веселые ребятa»
- 1936 — Фильм «Цирк»
- 1938 — Лентa «Волга, Волгa»
- 1938 — Кинолентa «Первое мaя»
- 1947 — Фильм «Веснa»
- 1949 — Художественный фильм «Встречa нa Эльбе»
- 1952 — Премьерa «Композитор Глинка»
- 1953 — Художественное кино «Великое прощaние»
- 1960 — Фильм «Русский сувенир»
- 1974 — Художественное кино «Скворец и Лирa»