Густав Климт — известный художник-модернист с корнями в Австрии и Чехии. Его работы были считаемы скандальными за жизни, но это не помешало ему прославиться и стать одним из величайших творцов своего времени.
Австрийского художника Густава Климта справедливо считают непревзойденным мастером изображения женской красоты. За жизнь он приобрел скандальную славу благодаря своим картинам, изображающим откровенный эротизм.
В конце 18-го века такие откровенные полотна казались слишком смелыми для публики, ведь люди веками привыкали к классическим, консервативным произведениям. Тем не менее, картины Климта нашли своих поклонников и приобрели славу еще за жизни художника. Сегодня произведения мастера находятся в лучших мировых коллекциях, и приобрести их может не каждый любитель живописи.
Детство и юность
Живописец родился 14 июля 1862 года в Вене, в районе Пенцинг. Хотя Климта считают австрийцем, но его отец-ювелир имел чешские корни. Мать мальчика мечтала стать музыкантом, но семейная жизнь изменила ее планы. Она вышла замуж и родила семерых детей, вторым из которых был Густав.
Пенцинг — прекрасный район Вены, расположенный у подножия Восточных Альп и окруженный живописными лесами. Все дети семьи Климтов были вдохновлены этой удивительной природой и посвятили себя искусству: сыновья стали художниками, а дочери успешными модельерами.
Густав Климт очень любил свою семью. Став известным художником, он находил в ней утешение и покой после каждой волны критики своего творчества.
Отец Густава был гравером по золоту, но он не зарабатывал много денег на этом. Однако он научил сына основам рисования: показал, как смешивать краски и наносить их на холст. Мальчик отправился учиться в столичное художественно-ремесленное училище, куда вскоре поступил и его младший брат, чтобы развивать свою творческую биографию.
Климт поступил на факультет архитектурной живописи. Его вдохновляли работы Ганса Макарта, который выбрал историческое направление в своем творчестве. Из-за этого у Густава сложилось почтительное отношение к академическому образованию, хотя его прогрессивные одноклассники отвергали его.
Картины
Сначала Густава, его брата Эрнста и друга Франца начали привлекать к созданию фресок на стенах провинциальных театров в 1880 году. Приобретя опыт, молодые люди участвовали в оформлении венского Музея истории. За отличную работу Густав Климт был награжден престижной наградой «Золотой крест» Франца Иосифа, открывшей ему путь к мировой славе. Молодого художника приняли в почетные члены Мюнхенского и Венского университетов.
Следующее десятилетие принесло Климту серию печальных событий: он потерял отца, а затем и своего любимого брата. Густав стал не только основным кормильцем для своей матери и сестер, но и взял на себя заботу о семье покойного брата Эрнста.
Трагическая потеря оставила глубокий след в душе художника, повлияв на его творчество. В этот период у Густава сложился уникальный стиль, делающий его работы узнаваемыми сразу. Казалось, что в те годы это было послано свыше утешение, потому что в его судьбу вступила Эмилия Флёге, ставшая его возлюбленной и вдохновением на всю жизнь.
В конце 1890-х годов модернист создал объединение художников, которое сегодня известно как Венская секция. В эту группу вошли молодые и прогрессивные художники, чьи бунтарские работы противопоставлялись консервативной академической живописи.
Имя Густава впервые стало известно благодаря его провокационным работам. В середине 1890-х годов он работал над тремя картинами для университета Вены в течение шести лет. Когда картины с названиями «Юриспруденция», «Медицина» и «Философия» были представлены публике, возник скандал.
Консервативные граждане были возмущены: они считали работы художника откровенной порнографией. Многие требовали ареста художника, но этого не произошло. После этого опыта Густав отказался от государственных заказов, но продолжил рисовать обнаженные фигуры. Его работы были наполнены чувственностью и эротикой, не переходящей границу в пошлость и вульгарность.
Конец 19-го века ознаменовался для Климта необычайным успехом. Художник украшал свои картины золотом, что придало им особую изысканность и сделало их особенно драгоценными. Картина «Поцелуй» стала ярким символом модернизма, восхваляющим венецианскую мозаику. Мотивы этой картины можно увидеть и сегодня, например, в узоре на росписи бокалов для шампанского.
Густав снова вызвал шок у зрителей, представив свою последнюю работу под названием «Обнаженная правда». На этой картине изображена девушка с рыжими волосами, держащая зеркало. Едва успели утихнуть страсти вокруг этой картины, как художник потряс публику следующим провокационным полотном под названием «Золотые рыбки». В этом произведении искусства была демонстрирована «задняя часть» рыжеволосой женщины, которая уже была знакома зрителям по предыдущей картине.
Без сомнения, Климт обладал удачей. Он получил признание еще при жизни, его творчество вызывало интерес и пользовалось огромной популярностью. Заказы на картины Густава охотно поступали от состоятельных граждан, поэтому его финансовое положение было прочным. На пике своей славы модернист мог сам выбирать тему или сюжет для изображения на холсте. Всегда сохранялась одна константа: каждая его работа воплощала женскую красоту и была пропитана откровенным эротизмом.
Австрийский художник Густав Климт прославился своими произведениями, такими как «Обнаженная истина», «Поцелуй», «Портрет Адели Блох-Бауэр», «Три возраста женщины», «Надежда», «Водяные змеи» и «Древо любви». Его последняя картина, известная как «Древо жизни», была создана в начале 20-го века и сегодня украшает стены дворца Стокле в Брюсселе.
Кроме того, Густав Климт оставил потомкам потрясающие пейзажи, выполненные в его уникальном авторском стиле. В конце своей жизни он посвятил себя исключительно работе над пейзажами, среди которых наиболее известными стали «Березовая роща» и «Яблоня».
Личная жизнь
Густав проявлял страстное влечение к обнаженной женской красоте не только на холсте, но и в реальной жизни. Личные отношения этого художника вызывали огромное количество сплетен и слухов: говорили, что в его постели побывала каждая модель, позировавшая для его полотен. Современники утверждали, что художник был отцом примерно сорока детей от своих заказчиц, моделей и женщин легкого поведения. Ходили слухи, что женщины, независимо от возраста и социального статуса, были способны на многое ради портрета, нарисованного самим Климтом.
Однако, существует и иной взгляд на личность гения. Некоторые исследователи полагают, что у Густава было множество романтических отношений, но все они были платоническими. Эту версию опровергает тот факт, что в начале века художник лечился от болезни, название которой произносить вслух было не принято. Сифилис Климт заразился у жрицы любви, и об этом сохранились документальные свидетельства. В 2006 году была выпущена книга «Климт», где описывается этот неприятный факт и другие детали личной жизни художника.
Как много женщин ни покоряло сердце мастера, его вечной невестой была Эмилия Флёге, женщина его жизни. Она проявила свой талант в создании модной одежды и даже открыла свой собственный модный дом. Они жили вместе почти тридцать лет, но не поженились, и у них не было детей.
Эксперты в творчестве австрийского модерниста разгадали его вкус в женщинах. Он предпочитал полненьких дам с красными волосами и стройных брюнеток с изящными чертами лица.
Последние годы и смерть
Последние годы жизни мастер провел в почти полной изоляции. Переехав в небольшой домик в Хитцинге, он обустроил в нем свою художественную мастерскую. Здесь начался новый творческий период Густава, во время которого он создал несколько ярких работ: «Танцовщица», «Невеста», «Дама с веером». В то время война бушевала вокруг, и художник своими картинами стремился как бы закрыться от всего этого. Одним из его произведений, созданным в духе военного времени, стала картина «Смерть и жизнь». Личные записи Густава свидетельствуют о том, что даже в такие непростые времена он хорошо зарабатывал.
В 1912 году Густав Климт стал председателем Австрийского союза художников. В следующем году он организовал и принял участие в выставке художеств в Будапеште, выступая в качестве участника и куратора. В 1913 году его картины «Портрет Адели Блох-Бауэр II» и «Дева» были представлены на Международной художественной выставке в Мюнхене. Карл Рейнингхаус пригласил его в жюри новой премии по изобразительному искусству, а в 1917 году Густав Климт стал почетным членом академий художеств в Мюнхене и Вене.
В начале 1918 года у Густава произошел инсульт, который частично парализовал его. Состояние художника быстро ухудшалось, и врачи посоветовали поместить его в клинику известного профессора Герхарда Риля, где лечили пролежни при помощи водных кроватей. Здесь уже страдающий Климт подхватил воспаление легких, что только усугубило его состояние. В прессе регулярно публиковались данные о состоянии художника, и большинство прогнозов были оптимистичными. Журналисты считали, что у провокационного творца были все шансы на выздоровление.
К сожалению, надежды поклонников не оправдались — Густав быстро терял силы. Ощущая приближение конца, художник попросил привести к нему Эмилию Флёге, с которой на тот момент уже расстался.
Великий мастер живописи скончался 6 февраля 1918 года от пневмонии и осложнений после инсульта, перенесенного им ранее. На момент своей кончины Густаву было всего 55 лет.
Художник был похоронен на Хитцингском кладбище недалеко от Вены. По завещанию незавершенные картины были поделены между братом и сестрами покойного Эмилией.
В 2017 году в России прошла огромная выставка творчества Густава Климта. Любители живописи из страны имели возможность лично увидеть великолепные произведения знаменитого мастера стиля ар-нуво. Кроме того, на выставке были представлены работы другого известного модерниста — Эгона Шиле.