Густав Малер — биография и произведения композитора

Густав Малер был музыкантом, симфоническим дирижером и композитором из Австро-Венгрии. Во время своей жизни он был известен как выдающийся дирижер, а его композиторский талант был признан только после его смерти.

В свое время Малера знали как гениального симфонического дирижера, но многие не подозревали о его таланте композитора. Его музыка стала популярной лишь спустя десятилетия после его смерти, когда его работы были признаны великими симфониями XX века.

Творческая жизнь Малера связала уходящий романтизм 19 века с миром модернизма 20 века. Его музыка вдохновила таких композиторов, как Дмитрий Шостакович и Новая венская школа, и его симфонии стали неотъемлемой частью классического репертуара.

Детство и юность

Талантливый музыкант появился на свет 7 июля 1860 года в Богемии, историческом регионе Центральной Европы, который в то время входил в состав австро-венгерской империи. В семье Бернхарда Малера и Марии Герман он был вторым из четырнадцати детей. Восемь братьев и сестер будущего композитора скончались еще в младенчестве из-за бедности и болезней. Отец Густава работал в небольшой таверне, а мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Какому чудо ребенок из обычной рабочей семьи обязан своим творчеством, историки до сих пор не могут объяснить.

По достижении четырехлетнего возраста, семья Малеров переехала из провинции в Йиглаву – древний чешский город с преимущественно немецким населением. Здесь мальчик впервые познакомился с миром искусства, услышав музыку духового оркестра в местной опере. Это так сильно впечатлило Густава, что он начал играть композиции на губной гармошке – единственном музыкальном инструменте, который был доступен ему в то время.

Густав Малер

К счастью, мама и папа мальчика быстро почувствовали, что нужно развивать талант своего сына. В шестилетнем возрасте мальчик начал учиться играть на фортепиано у преподавателя, и уже через несколько лет он представил свои первые музыкальные произведения. Вскоре перспективного музыканта пригласили выступить на местном концерте творчества, где его выступление вызвало настоящий ажиотаж.

Во время учебы в гимназии юноша полностью погрузился в музыку и литературу, остальные предметы его не привлекали. В 1874 году умер 13-летний брат Густава, после чего грустный подросток сочинил свою первую оперу. Информация об этом сохранилась в дневниках композитора, но сам рукопись произведения не дошла до наших дней.

Отцом семьи поддерживал интерес сына к искусству, но хотел, чтобы он также изучал более «практические» предметы и в дальнейшем унаследовал семейный бизнес. Юношу перевели в престижную гимназию в Праге, но все усилия оказались напрасными. Увидев, что его сын полностью посвятил себя музыке, отец сдался и отправил его к известному педагогу Юлиусу Эпштейну в Вену. После нескольких занятий мастер убедился в таланте мальчика и посоветовал ему сдать вступительные экзамены в Венскую академию. Успешно сдав экзамены, Густав стал студентом одного из престижнейших музыкальных учреждений страны.

Когда Малер находился в Вене, он чувствовал себя в центре культурной вселенной. В 1875 году город посетил Рихард Вагнер, что вызвал большой ажиотаж среди любителей искусства. За три месяца пребывания в столице композитор дал несколько десятков концертов, на каждом из которых всегда был восторженный Густав. В то время Вена находилась под влиянием творчества Шуберта, Брамса и Бетховена, которые оказали огромное влияние на формирование молодого Малера.

В конце 19-го века звездами европейской оперы были великолепные Паолина Лука и Аделина Патти, на дирижерском месте блистал Ханс Рихтер, а знаменитый композитор Антон Брукнер проводил увлекательные лекции, на которые стремился попасть юный Густав. Кантата Малера «Жалобная песнь», появившаяся спустя четыре года его пребывания в Вене, ярко подчеркивает влияние двух гениев – Брукнера и Вагнера.

Творчество

Великий художник Малер в полной мере полюбил Вену, которая стала для него вторым родным домом. Именно здесь сложился стиль будущего музыканта и судьба Густава определилась. В 1881 году он представил свою работу под названием «Жалобная песнь» на конкурсе Бетховена, но в то время его творение не было оценено по достоинству. Победителем стал австриец Роберт Фукс, считавший претендента на первое место.

Густав Малер

Этот неудачный опыт глубоко задел молодого художника и оказал существенное влияние на последующий ход его жизни. Отказавшись от работы над оперой-сказкой «Рюбецаль», композитор нашел работу дирижера в городском оркестре Лайбаха (современная Любляна). Позже он переехал на позицию дирижера в Ольмюц, а спустя несколько лет стал дирижером венского Карл-театра.

В начале 1880-х годов Малер выступал в Королевском театре в Касселе. Здесь он встретил свою первую любовь – оперную диву Иоганну Рихтер, которой посвятил музыкальный цикл «Песни странствующего подмастерья». Это произведение считается одним из наиболее романтичных в творчестве автора.

Отношения Густава Малера с руководством театра Касселя не сложились, и поэтому, получив приглашение в Немецкую оперу в Праге в середине 1880-х годов, композитор решил сменить место работы. Чешская столица приняла Малера с открытыми объятиями, и его талант был востребован руководством театра. Прага предоставила возможность Малеру ощутить свою важность и необходимость, подняв его профессиональную карьеру на новый уровень.

В 1886 году Малер заключил соглашение с оперой в Лейпциге и с огромным сожалением покинул дружелюбную Прагу.

Густав Малер

В начале 1888 года была представлена оперная постановка «Три Пинто», которая принесла композитору широкое признание в Европе. В этом же году Густав, вдохновленный своими чувствами, создал «Первую симфонию», завоевавшую сердца тысяч ценителей прекрасного. Сегодня это произведение является наиболее исполняемым из всего наследия автора.

Проработав два сезона в Лейпциге, Малер решил не продлевать контракт. Дирижер получил предложение работать в театре Будапешта, где он возглавил Королевскую оперу. Здесь ему наконец предложили хорошую зарплату, и он смог решить некоторые финансовые проблемы своей семьи. После смерти родителей Густав стал главным опекуном своих братьев и сестер.

В 1891 году Густаву было предложено занять новую должность в Гамбургской опере. В то время это было третье по значимости театральное место в Германии после Берлинской и Мюнхенской сцен. Густав согласился с радостью стать капельмейстером и режиссером, так как у него был конфликт с новым интендантом в Будапештской опере.

Густав Малер

Вскоре музыкант представил постановку «Евгений Онегин» по одноименной опере Петра Чайковского. Премьера прошла в гамбургской опере, где присутствовал и сам автор произведения. Предполагалось, что Чайковский сам будет дирижировать, но увидев, что на месте дирижера стоит Густав, маэстро отказался участвовать. Петр Ильич восхищался талантом австрийского дирижера.

Продолжая работу в Гамбурге, Малер представил сборник произведений «Волшебный рог мальчика», основанный на поэзии немецких романтиков. Позднее эти тексты композитор использовал для создания своих Второй, Третьей и Четвертой симфоний.

В то же время директора венских театров следили за успехами своего соотечественника. Густав несколько раз получал предложения от них, но не спешил давать согласие из-за антисемитских настроений в городе. Однако мысль о возвращении в Вену в конечном итоге победила страхи, и маэстро решился на этот шаг. Он принял католическую веру и зимой 1897 года подписал соглашение с Придворной оперой, заняв пост третьего дирижера.

Густав Малер

Вопреки разнообразным трудностям, Густаву удачно удалось занять позицию директора венского театра. Армия поклонников музыканта к тому времени стала огромной, несмотря на немалое количество врагов. В Вене автор завершил работу над «Пятой симфонией», которая вызвала огромный резонанс среди опытных слушателей. Одни считали произведение пошлым и несостоятельным, другие – настоящим новаторским шедевром. Впоследствии композитор представил продолжение цикла – Шестую, Седьмую и Восьмую симфонии.

Личная жизнь

Малер был вдохновлен искренними чувствами к своим возлюбленным, что отразилось в его самых романтичных и трогательных произведениях. Но несмотря на это, его личная жизнь не была счастливой из-за сложившейся судьбы.

Своей первой женой маэстро взял молоденькую Альму Шиндлер после нескольких свиданий, несмотря на их разницу в возрасте почти в 20 лет. Несмотря на это, они создали довольно крепкую семью, в которой появились две дочери – Анна и Мария.

Густав Малер

Проблемы настигли Густава Малера одна за другой. Сначала он столкнулся с трудностями на работе, а затем его младшая дочь заразилась дифтерией и умерла. В результате этих потрясений у композитора развилась сердечная болезнь, с которой никак не могли справиться даже опытные врачи. Во время депрессивного состояния Малер создал свой знаменитый вокальный цикл под названием «Песни об умерших детях».

Густав Малер

Отношения с Анной встали в тупик. После смерти дочери она вспомнила о своем художественном таланте, которое она пожертвовала в пользу своего знаменитого мужа. Женщина начала появляться в обществе и в конце концов начала роман с богемным представителем. Композитор узнал о измене, но не решился подавать на развод. До своей смерти они жили вместе под одной крышей.

Болезнь сердца Малера стала еще тяжелее после нескольких приступов стенокардии в 1910 году. Дирижер старался не опускать руки и продолжал упорно трудиться. В начале 1911 года Густав даже вышел за дирижерскую скамью, отработав обширную программу итальянских композиторов.

Густав Малер

Наконец, инфекция вызвала эндокардит, поставивший конец жизни музыканта. Маэстро был доставлен в клинику в Вене, где 18 мая 1911 года он ушел из жизни. Его последним приютом стало Гринцигское кладбище, где была похоронена его любимая дочь.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий