Хаяо Миядзаки — великий японский режиссер и аниматор, чьи яркие сюжеты поражают воображение зрителей. Фильмы такие как «Ходячий замок» и «Унесенные призраками» вдохновляют многих людей и являются настоящим шедевром его творчества. Любители классической анимации в восторге от работ этого человека, а критики давно по достоинству оценили его талант и до настоящего времени снимают шляпу перед его творчеством. Журналисты уделяют внимание глубокому гуманизму лент мастера, а публика с нетерпением ждет выхода очередной его новинки.
Этот мастер анимации приобрел популярность благодаря мультфильмам, которые можно смотреть многократно и каждый раз открывать в них что-то новое. Он давно уже не ребенок, но сохранил способность мечтать и верить в чудеса. Его произведения приносят уроки не только детям, но и взрослым. Любители анимации восхищаются его высоким профессионализмом, а те, кто не интересуется этим жанром, восхищаются его идеями и образами.
Детство и юность
Рождение Хаяо произошло в непростое время истории Японии: маленький мальчик увидел свет 5 января 1941 года – во время Второй мировой войны. Потрясения и события того времени оставили след в его душе, повлияв на его взгляды. Миядзаки вырос, ненавидя фашизм и проповедуя пацифизм.
Подрасти мальчик провел в небольшом городке Акэбоно-тё, и поскольку в это время летательные аппараты часто пролетали над ним, художник навсегда запомнил их облик, который сейчас отражен во многих его работах. Кроме того, отец Хаяо, Кацудзи Миядзаки, во время войны руководил фабрикой «Миядзаки Эйрплейн», где производились запчасти для самолетов.
Будущий режиссер вырос в многодетной семье и был вторым сыном из четверых. Мать долгое время боролась с туберкулезом позвоночника, из-за чего семья постоянно переезжала в поисках специалистов, способных помочь. За десять лет постоянных переездов мальчик увидел практически всю Японию. В 1956 году произошло настоящее чудо, на которое так надеялись четверо братьев – мама победила болезнь и смогла встать на ноги.
Несмотря на многочисленные смены места жительства, юноша получил качественное образование. Он проявлял себя как отличный ученик и был полон стремления к знаниям. В 1958 году он успешно окончил старшую школу Тоётама и принял решение поступить в престижный университет в Токио для дальнейшего обучения.
Судьба распорядилась так, что Хаяо быстро нашел свое призвание в профессии: анимация стала его страстью навсегда после случайного знакомства с ней. Во время учебы в старшей школе он посмотрел мультфильм «Легенда о белой змее», который произвел на него сильнейшее впечатление и подтолкнул к решению посвятить свою жизнь анимации.
Школьник принялся за создание своей манги, но столкнулся с некоторыми трудностями. Во-первых, ему было сложно рисовать людей, так как с детства он привык рисовать только самолеты. Во-вторых, он испытывал проблемы с оригинальностью, поскольку часто копировал то, что уже видел ранее. Первое произведение, созданное им, так и осталось без внимания, так как он не смог преодолеть слабости своей работы и даже сжег ее после долгих усилий и времени, затраченных на творчество.
В 1963 году молодой человек, полный рвения освоить искусство анимации, поступил в Университет Гакусюин. Здесь он изучал политику и экономику, предметы, далекие от мира аниме. Однако студенческие годы, проведенные на другой специальности, оказались далеко не напрасными: он вступил в университетский книжный клуб, где основное внимание уделялось детской литературе. Таким образом, Хаяо познакомился с лучшими произведениями европейских авторов.
Получив диплом университета в возрасте 22 лет, Хаяо начал работать в Toei Animation, одной из самых крупных анимационных студий в Японии. Ему пришлось учиться основам того, чем он всегда мечтал заниматься. Но молодой выпускник быстро продвигался по карьерной лестнице. Уже в 1963 году Миядзаки рисовал промежуточные этапы движения персонажей аниме «Верные слуги-псы». И через два года его успехи были замечены руководством студии. Опытные профессионалы оценили вклад Хаяо в создание черно-белого мультфильма «Космические приключения Гулливера» и разрешили ему изменить финал картины.
В период с 1969 по 1971 годы художник занялся работой над тремя проектами: трилогией «Кот в сапогах», экранизацией манги «Корабль-призрак», которая принесла популярность аниме в СССР, и созданием мультипликационного фильма «Звериный остров сокровищ». Теперь Миядзаки были доверены раскадровки и отрисовка анимации. В то же время художник продолжал работу над рисованием манги, и, в конце концов, вышла в свет графическая новелла «Народ пустыни». Еще неуверенный в собственных талантах, Миядзаки подписывал свои работы вымышленным именем Сабуро Акицу.
Присоединившись к коллективу Toie, начинающий художник получил не только ценный опыт, но и полезные знакомства. Он изучал технику рисования Миядзаки под руководством популярного японского аниматора Ясудзи Мори. В то же время он познакомился с Исао Такахатой, с которым затем стал надежным партнером и близким другом.
Хотя карьерные успехи были весьма заметными, Хаяо ощущал тяжелые условия работы, что вызывало у него неудовлетворение. Союзившись с другими аниматорами, он создал профсоюз, который выступал за права работников студий анимации. Этот акт бунта не остался без внимания: руководство быстро отреагировало, и фильм «Принц Севера» был снят с экранов. Миядзаки сам занимался разработкой кадров для этого проекта, а режиссером выступил Исао Такахата. После этого смелого поступка условия труда стали еще более неприятными, и друзья решили покинуть студию в поисках другого места работы.
После небольшой паузы на раздумья, Миядзаки в соавторстве с коллегами запустил самостоятельный проект A-Pro, но начало оказалось долгим. Пришлось некоторое время работать в студии TMS Entertainment. Там друзья создавали продолжение сериала «Люпен III». В этой студии, партнеры, ставшие товарищами, проработали два года.
После этого аниматор начал долгое сотрудничество с Nippon Animation, где в 1978 году он сделал свой дебют в качестве режиссера. Его первой работой в этой студии стало аниме «Конан — мальчик из будущего», основанное на сюжете произведения «Невероятный прилив».
Через год аниматор вернулся в TMS. Будучи уже известным мультипликатором, Миядзаки продолжил свое развитие как режиссер. В конечном итоге он создал свой первый полномасштабный мультфильм «Люпен III: Замок Калиостро». Эта работа имела огромный успех. До сегодняшнего дня «Люпен III» остается одним из лучших аниме, когда-либо выпущенных в Японии.
В 1982 году в журнале Animage началась публикация манги от Миядзаки. Главной героиней была принцесса, живущая в постапокалиптическом мире и борющаяся с загрязнением природы. «Навсикая из Долины ветров» мгновенно стала популярной, что привело к предложению руководителя издательства «Токума Сётэн» экранизировать эту историю. Миядзаки согласился, и разработка фильма началась в день переговоров.
Подобно прежним временам, режиссер не забыл о своем старом друге Такахате, который взял на себя роль продюсера мультфильма. Рабочий график был очень напряженным, поэтому уже в 1984 году полнометражный мультфильм вышел на большие экраны. Произведение понравилось не только зрителям, критики также отнеслись к нему очень благосклонно. На этом этапе известный композитор Дзё Хисаиси присоединился к команде Миядзаки, впоследствии написав музыку ко всем произведениям аниматора. По его мелодиям многие зрители могут узнать работы Хаяо.
В возрасте сорока трех лет Миядзаки достиг впечатляющего успеха. Вместе с Исао Такахатой, Тосио Судзуки и Ясуёси Токумой аниматор создал знаменитую студию Ghibli, которая породила шедевры японской и всемирной анимации. Официальное открытие студии «Гибли» состоялось в 1985 году, и уже через год был представлен первый проект, который стал полнометражным фильмом «Небесный замок Лапута».
В 1988 году зрители погрузились в атмосферу японского провинциального городка Токородзава середины XX века, где две сестры оказываются в увлекательных ситуациях и знакомятся с необычными духами леса Тоторо. Работа «Мой сосед Тоторо» была очень тепло принята не только в Японии, но и за ее пределами, герои полюбились детям и взрослым.
Выбор места действия осмысленный — здесь, в этом городе, происходят события. Он не случаен, ведь режиссер был связан с ним с детства, когда его семья переезжала из города в город. Одним из наиболее запоминающихся моментов стало ожидание на остановке под сильным дождем. Эта история наполнена смыслом, ведь именно в таких моментах Миядзаки встретил Такахату.
Не менее смелые и отважные девочки появляются в анимационном фильме «Ведьминой службе доставки», ленте «Унесенные призраками» (награжденной «Оскаром») и мистической «Принцессе Мононоке». По мнению экспертов, именно последний мультфильм принес популярность автору и его студии по всему миру.
Неожиданный успех в США принес картине высокий рейтинг, что позволило заключить контракт с Walt Disney в 1996 году. По словам американских коллег, Миядзаки был непреклонен в обсуждении. Он настаивал на том, чтобы мультфильм был воспроизведен так, как в оригинале. Чтобы не забыть об этом условии, аниматор отправил американским коллегам самурайский меч с красным пятном на лезвии. На посылке была запись «Не резать».
Когда работа над «Принцессой Мононоке» была завершена, режиссер решил отказаться от работы в студии и заняться некоммерческой анимацией. Но все пошло не по плану из-за трагического происшествия — ушел из жизни Ёсифуми Кондо, один из лучших аниматоров Studio Ghibli.
Миядзаки продолжал работать над новым мультфильмом, который получил название «Унесенные призраками». Фильм был выпущен в 2001 году и был удостоен престижных наград, включая премию Японской киноакадемии, «Золотой медведь» (Берлин – 2002) и «Оскар» (2003).
Центральным персонажем мультфильма стала девочка по имени Тихиро, чьи родители были превращены в поросят в волшебной стране. Но наиболее запоминающимся персонажем и символом творчества Миядзаки стал ёкай Каонаси (Безликий). Режиссер неоднократно обращался к теме синтоизма, традиционной религии Японии, в своих работах. Однако образ Безликого, так же как и Тоторо, был лишь вдохновлен верованиями, в то время как детали были созданы воображением Миядзаки.
В студии Хаяо были не только авторские работы, но и фильмы других режиссеров и художников. Первым из них было аниме «Звуки океана», за ним последовал «Шепот сердца», где Миядзаки написал сценарий, но многие считали его и режиссером. В 2002 году вышел фильм, очень похожий на работы легендарного аниматора, но уже без его имени в титрах.
В 2004 году Миядзаки присоединился к проекту «Ходячий замок». Он сделал это из-за разногласий между создателями, которые заставили режиссера Мамору Хосода покинуть проект, над которым они работали.
В биографии Миядзаки случались и неудачи. В 2006 году он закончил работу над «Сказаниями Земноморья», основанными на книгах Урсулы Ле Гуин. Несколько лет он пытался экранизировать их, но затем работу над проектом начал его сын Горо. В процессе работы возникли разногласия между ними, и сама автор не оценила дебютную работу Горо.
Однако неудачи с «Сказаниями» не отбили у Миядзаки желания работать в анимации. В 2008 году вышел фильм «Рыбка Поньо на утесе», который доказал, что предыдущая неудача была случайностью. Этот фильм получил две японские премии и награды Венецианского кинофестиваля в 2009 году.
Анимационный художник оставил свой след не только в мире мультфильмов, но и в идее создания музея анимации под названием «Гибли», которая была впервые представлена в 1998 году. Однако из-за высокой загруженности аниматора начало работы было отложено несколько раз.
Однако строительство все-таки началось: в 2000 году начали закладывать основание для нового здания, а сам Хаяо Миядзаки работал над его архитектурой. 1 октября 2001 года музей, выполненный в виде лабиринта, был наконец открыт для посетителей, которые могли прогуливаться по нему и встречать героев своих любимых мультфильмов.
После выхода «Рыбки Поньо» прошло шесть лет, пока в 2014 году Миядзаки не вернулся к работе. В это время он писал сценарии для новых проектов студии «Гибли»: «Ариэтти из страны лилипутов» и «Со склонов Кокурико», а затем снова взялся за любимое дело.
С детства увлекавшийся авиацией, Миядзаки не мог не принять участие в создании мультфильма «Ветер крепчает», сюжет которого отражал биографию известного японского авиаконструктора Дзиро Хирокоси.
Автор решил снять короткометражный фильм «Гусеница Боро», в котором он экспериментировал с 3D-технологиями. Впервые его показали в марте 2018 года в музее Гибли, и по сей день туристы могут насладиться этим произведением искусства.
Счастливой вестью для поклонников аниме служит то, что Хаяо Миядзаки поделился секретами своего мастерства со многими учениками, которые, несомненно, продолжат его дело.
Весной 2018 года был выпущен фильм «Мэри и волшебный цветок» режиссера Хиромасы Ёнэбаяси, который унаследовал множество анимационных секретов у своего наставника. Несмотря на то, что мультфильм был создан студией «Понок», подход к рисованию и анимации был схож с манерой работы «Гибли».
Еще одним последователем традиций Хаяо считается мультипликатор Макото Синкая по мнению зрителей и критиков, однако сам начинающий аниматор скромно относится к таким утверждениям, полагая, что его переоценивают.
Поскольку трансляция аниме Миядзаки не проходила во всех странах, их популярность со временем не утрачивала своей силы. Поэтому иностранные зрители познакомились с работами мастера через несколько лет после их выхода. Это произошло и в российском кинопрокате. В 2021 году известный критик Антон Долин провел встречу со зрителями в зале московского киноцентра «Октябрь», где обсудил аниме, удостоенное «Оскара» («Унесенные ветром»).
Личная жизнь
Во время своей работы в мире анимации, Хаяо Миядзаки активно выступал в интервью, рассказывая о своих творениях, планируемых проектах, но оставался молчаливым относительно своей личной жизни. Поэтому мало что известно о семье этой легенды анимации.
Акэми Ота стала избранницей известного режиссера, который работал в той же студии анимации. Когда ей было двадцать четыре года, Хаяо сделал ей предложение. У них родились два сына – Горо и Кэйсукэ. Старший сын пошел по стопам отца, а младший стал настоящим профессионалом в резьбе по дереву. Многие ошибочно думают, что разработчик компьютерных игр Хидэтака Миядзаки родственник режиссера, но это не так. Оба просто носят распространенную в Японии фамилию.
Хаяо Миядзаки сегодня
Сегодня творчество знаменитого режиссера продолжается, хоть и не так активно, как раньше. На протяжении нескольких лет Хаяо работал над полнометражным фильмом «Как вы поживаете?», основанным на сюжете произведения Ёсино Гэндзабуро 1937 года. В центре сюжета — мальчик Дзюнъити Хонде, известный как Копело, чье имя звучит как фамилия Николая Коперника. По информации из СМИ, премьера ожидается летом 2023 года.
Все, что связано с творчеством Миядзаки, всегда вызывает у фанатов восторг. Зимой 2022 года в Москве прошел невероятный концерт HighTime Orchestra. Волшебная музыка Дзё Хасаиси погрузила слушателей в атмосферу удивительных переживаний. Программа концерта была названа «Сны Миядзаки».
Интересные сведения
- Тотемным персонажем студии «Гибли» стал главный герой одного из мультфильмов – Тоторо. Он также появился в эпизоде другого мультфильма «История игрушек. Большой побег».
- Мультфильм «Унесенные призраками» стал первой работой автора, доход которой превысил отметку в 200 миллионов долларов еще до премьеры в США.
- Фильм «Мой сосед Тоторо» был включен в учебную программу эстетического развития в Японии. Это неудивительно, ведь режиссер уделяет внимание морали и эстетическим вопросам в каждом своем произведении.
- Творчество Хаяо Миядзаки со временем стало настоящей субкультурой. Фразы из его работ распространены по всему миру.
- Жизнь аниматора складывалась так, что он получил высшее образование в области политики и экономики. Но диплом оказался бесполезным: ни один день он не работал по своей специальности.
- Особое внимание в своих произведениях автор всегда уделял природе. Много путешествуя по миру, он не просто отдыхал, а искал уникальные образы гор, лесов, водоемов. Высказываясь тепло об иностранных коллегах, Миядзаки всё же подчёркивает, что пейзажи у них получаются красивыми, но искусственными. В то время как его команда старается показать всё многообразие природы и отразить тесную связь человека с ней, донося необходимость сохранять её красоту.
- В ходе своей профессиональной деятельности аниматор и режиссер регулярно испытывал желание покинуть свою работу, в том числе из-за ухудшения зрения по мере старения. Однако каждый раз новые идеи посещали его, и он не мог устоять перед ними. Несмотря на свою известность, создатель мультфильмов избегал мирских мероприятий и неоднократно пропускал церемонии награждения.
Избранная фильмография
- В 1971—1972 годах вышел Люпен III: Часть 1
- В 1972 году был выпущен фильм Панда большая и маленькая
- С 1978 года в кино можно было увидеть Конана — мальчика из будущего
- В 1984 году вышел фильм Великий детектив Холмс
- Также в 1984 году была выпущена Навсикая из Долины ветров
- В 1988 году можно было увидеть Моего соседа Тоторо
- И вот с 1990 по 1991 год выходил Надя с загадочного моря
- В 1995 году вышел фильм На старт!
- А также в 1995 году был выпущен Шёпот сердца
- В 1997 году была выпущена Принцесса Мононоке
- В 2001 году можно было увидеть фильм Унесённые призраками
- В 2002 году появился Возвращение кота
- А вот в 2004 году вышел Ходячий замок
- В 2006 году можно было увидеть Сказания Земноморья
- А в 2008 году была выпущена Рыбка Поньо на утёсе
- В 2010 году вышел фильм с Ариэтти из страны лилипутов
- В 2011 году был выпущен фильм Со склонов Кокурико
- В 2013 году появился Ветер крепчает
- И в 2023 году вышел фильм Как поживаете?