Хелависа, многосторонняя российская артистка, автор песен, актриса и музыкант, также имеющая степень кандидата филологических наук и писатель, стала известной как основательница и ведущая группы «Мельница». Кроме того, она занималась сольными проектами под названиями «Хелависа», «Хелависа, Лазерсон и друзья», а также дуэтом «36 и 6». Ранее она участвовала в фолк-рок-группе «Тиль Уленшпигель» и «Clann Lir», выступая в качестве вокалистки и соавтора многих песен.
Детство и образование
3 сентября 1976 года в Москве появилась на свет Наталья Андреевна. Её родители — учёные-химики. Отец, Андрей Владимирович Николаев, был профессором органической химии в университете города Данди, Шотландия, а мать, Ольга Алексеевна Кост, работала в Московском государственном университете. Отец всегда вдохновлял Наталью на музыку, прививая любовь к ней с детства.
Наталья выросла в атмосфере музыкального обогащения, где особое внимание уделялось классической музыке благодаря увлечению её отца. Каждое воскресное утро в их доме начиналось под звуки произведений из коллекции «Сокровищница мировой музыкальной культуры», которую собирал отец. В семейных музыкальных играх Наталья умело угадывала авторов и эпохи произведений, что способствовало развитию её музыкального вкуса и знаний. Посещение концертов и оперных спектаклей стало неотъемлемой частью семейных традиций, благодаря чему Наталья имела возможность насладиться исполнениями знаменитых произведений и гастролями зарубежных театров в Москве.
Музыкальные пристрастия в семье Натальи были разнообразны: от классической и бардовской до зарубежных хитов группы «The Beatles» и «ABBA», а также рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». С самого детства Наталья проявила интерес к музыке, начав учиться играть на скрипке в детской музыкальной школе № 14. Однако из-за проблем со здоровьем ей пришлось прервать занятия, но впоследствии она вернулась к музыке, выбрав себе фортепиано. В школьные годы Наталья также увлеклась рок-музыкой и другими жанрами, что сыграло значительную роль в её дальнейшем музыкальном развитии.
Наталья приняла псевдоним Хелавис, чтобы создать образ, отличный от её обыденной жизни, и выразить свою уникальность в мире музыки.
Вместо того, чтобы следовать семейной традиции и поступить на биологический факультет МГУ, ожидая стать профессором, Наталья выбрала путь филологии из-за конфликта с учителем. Там она обнаружила страсть к кельтским и германским языкам, что определило её интерес к ролевым играм и исторической реконструкции, а также привело к знакомству с ключевыми фигурами в этих сферах.
Участие в исторической реконструкции и создание клуба «Наследие предков» позволили Наталье погрузиться в изучение культуры и традиций древних народов на более глубоком уровне, в то время как её музыкальное творчество под псевдонимом Хелависа стало неотъемлемой частью ее жизни, объединившей в себе искусство, историю и личное самовыражение.
Музыкальное творчество
Во время учебы в школе Наталья начала заниматься написанием музыки, используя стихи известных поэтов и своих друзей из ролевой игры. Её первая работа, «Дорога сна», была опубликована в 1993 году. В 1996 году Наталья выпустила свои первые музыкальные альбомы на кассетах: «Лунный день», «Дорога сна» и сборник на английском языке под названием Running to Paradise, в котором были обработаны стихи, вдохновлённые творчеством Толкина, Гёте, Йейтса, Киплинга, Бёрнса и Мура. Эти записи, размещенные в интернете, принесли Наталье, выступающей под псевдонимом Хелависа, большую известность среди любителей фолк-музыки.
С 1996 года Наталья активно участвует в музыкальной сфере, представляя как свои авторские композиции, так и произведения на стихи известных поэтов России и других стран, таких как Гумилёв, Цветаева, Блок, а также народные песни из Ирландии, Уэльса, Англии и Шотландии, исполняя их на оригинальных языках. Это разнообразие в её репертуаре подчёркивает её глубокое уважение и понимание музыкальной и поэтической культуры различных народов, а также её талант в интерпретации как классических, так и современных произведений через своё собственное творчество.
В группе «Тиль Уленшпигель»
В летний период 1998 года Руслан Комляков предложил Наталье присоединиться к его музыкальному проекту «Тиль Уленшпигель». Этот проект отличался использованием классических музыкальных инструментов и барочным вокалом Руслана, а тексты композиций были проникнуты средневековым духом. 23 июня того же года Наталья дебютировала на профессиональной сцене как «Хелависа», представив публике свои песни, которые затем вошли в репертуар коллектива.
Придание имени «Хелависа» было вдохновлено сходством Натальи с изображением ведьмы Хелависы на рисунке Обри Бердслея к произведению Томаса Мэлори «Смерть Артура», которую подарила ей подруга, и предложила название.
Тем не менее, внутренние конфликты в группе «Тиль Уленшпигель», связанные с финансовыми вопросами, привели к ухудшению отношений между Русланом Комляковым и другими участниками. В результате, в октябре 1999 года музыканты приняли решение о выходе из проекта. По инициативе Хелависы коллектив продолжил своё существование, преобразовавшись в группу «Мельница», которая дала свой первый концерт 15 октября 1999 года, ещё под прежним названием «Тиль Уленшпигель». Изначальный состав группы не продержался долго: уже к 2002 году Денис Скурида вместе с женой Марией Лариной, выступавшей в качестве вокалистки и скрипачки, покинули «Мельницу», после чего Хелависа взяла на себя руководство коллективом.
«Мельница» стала основной сферой творчества Хелависы, в которой она остаётся единственным участником из оригинального состава. С 2003 по 2008 годы Хелависа участвовала в фолк-проекте Clann Lir, а в 2005 году присоединилась к женскому арфовому трио Romanesque, вместе с Екатериной Антоненко и Татьяной Струниной, которые исполняли балканский фолк.
До 2003 года Хелависа и группа «Мельница» были известны в основном среди любителей фолка и фолк-рока, проводя выступления в небольших клубах Москвы и Санкт-Петербурга. Однако выход первого альбома группы «Дорога сна» в 2003 году стал поворотным моментом, открывшим им путь на крупные московские сцены.
Апрель 2005 года увидел выпуск второго альбома «Перевал», который получил высокие оценки от музыкального журнала Play. Прорыв к популярности на всей территории России произошёл в июне 2005 года с песней «Ночная кобыла», которая возглавила хит-парад «Чартова дюжина» радиостанции «Наше радио».
Альбом Clann Lir, в который входили вокалистка Хелависа, её супруг Джеймс О’Шей и музыкант Юрий Андрейчук, был тепло принят в Ирландии. Разногласия в группе «Мельница» в сентябре 2005 года привели к изменениям в составе, и после этого успешно состоялся концерт в новом составе.
Релиз альбома «Зов крови» в 2006 году отметил начало масштабных туров по России. С того момента группа активно выступает во всех уголках страны.
Сольный проект Хелависы, известный как «Хелависа, Лазерсон и друзья», стал следующим этапом её выступлений и включал в себя кельтские мотивы и авторские песни в акустическом исполнении.
В 2009 году были выпущены альбомы «Дикие травы» от «Мельницы» и сольный альбом Хелависы под названием «Леопард в городе», презентация которого прошла в СК «Олимпийский».
В 2012 году выходит альбом «Ангелофрения», в работе над которым впервые принимал участие внешний звуковой продюсер. В 2013 Хелависа выпустила свой второй сольный альбом «Новые ботинки», продолжая развивать кельтское направление в своем творчестве.
К 2010 году гастрольный график Хелависы и «Мельницы» охватывал всю Россию, а с 2015 года расширился на зарубежные выступления. Начиная с 2015 года, появилась новая программа «36,6», в которой дуэт Хелависы выступает вместе с Сергеем Вишняковым.
В 2018 году Хелависа дала голос Джайне Праудмур в клипе «Лики войны: Джайна», а в 2022 году соавторствовала с Андреем Князевым в создании композиции «Прекрасный старый дом» для саундтрека мультфильма «Финник».
В своем творчестве Наталья О’Шей (Хелависа) уделяет особое внимание русской поэзии Серебряного века, рассматривая ее как основной источник вдохновения. Однако она подчеркивает, что не является специалистом по фольклору и что народное творчество не является основой ее музыкальной деятельности. В дополнение к русской поэзии, Хелависа находит вдохновение в сказках различных народов и индоевропейской мифологии. Она обращает внимание на концепцию «исторической поэтики», созданную А. Веселовским и развитую В. Жирмунским и Ю. Лотманом, которая исследует взаимосвязь языка, поэзии и мифологии в рамках определенной культуры, например, древнегерманской. Этот научный подход помогает Хелависе глубже понять и отразить в своей музыке взаимосвязи между культурными, языковыми и мифологическими аспектами.
Рассматривая вопрос о популярности фолк-музыки в русскоязычной среде, Хелависа указывает на то, что восприятие этого жанра различно и вызывает различные ассоциации. С одной стороны, это может быть сложное направление, требующее глубокого понимания народной музыки и культуры, а с другой стороны — поверхностное шоу в стиле советского прошлого. Хелависа отмечает отсутствие исполнителей, чья музыка находится на пересечении фолка, авторской песни и рок-музыки, что создает определенные препятствия для понимания и признания этого жанра широкой аудиторией.
Наталья также отмечает, что группа «Мельница» не является исполнителями кельтской музыки, а хотя в их репертуаре присутствует кельтская музыка, основная часть их творчества представляет собой авторскую музыку, на которую они сами пишут тексты. Наталья также работает над сольным проектом, в рамках которого вместе с музыкантами «Мельницы» и приглашенными артистами исполняет кельтскую музыку, представляя отдельное направление своего творчества.
Личная жизнь
Жизнь Натальи Николаевны, известной как Хелависа, – это образ приключений и гармонии, где каждый день наполнен яркими красками и новыми открытиями. Встреча с Джеймсом Корнелиусом О’Шеем стала для неё началом новой ступени в жизни, наполненной любовью, путешествиями и вдохновением. Брак с ирландцем, ассистентом атташе по культуре, открыл перед Натальей двери в мир международных поездок и культурных обменов.
Путешествия из одной европейской столицы в другую, проживание в Израиле и Ирландии превратили жизнь Хелависы в постоянные приключения, где каждый город становился домом, а каждая страна – частью её судьбы. Рождение дочерей Нины Катрины и Уны Тамар добавило новые яркие моменты и смыслы в её жизнь. Беременность и материнство не помешали ей продолжать активный образ жизни: она продолжала заниматься альпинизмом, путешествовать и даже участвовать в гастролях, доказывая, что женщина может сохранять свою индивидуальность в любых обстоятельствах.
Увлечение Хелависы слингами-шарфами и дизайном одежды открывает ещё одну грань её таланта – стремление делиться своим видением красоты и комфорта с миром. Основание собственной мастерской моды под названием «Mitzi Dupree» стало естественным шагом в её творческом пути, где каждое платье, каждый аксессуар несут частичку её души и уникального стиля.
Жизнь Натальи Николаевны в различных странах обогатила ее не только культурными впечатлениями, но и предоставила возможность воспитывать своих дочерей в духе мультикультурности. Она передает им любовь к спорту, искусству и природе. Её девочки, подражая матери, изучают мир музыки, верховой езды и плавания, и учатся находить гармонию в движении и тишине.
В интервью и в своей жизненной позиции Наталья Николаевна показывает, что настоящее счастье заключается в равновесии между творчеством, семьей и саморазвитием. Ее история – это история женщины, которая не боится перемен, ценит каждый момент и стремится делиться своей энергией и вдохновением со всеми вокруг.
Таким образом, жизнь Хелависы превращается в бесконечное путешествие, где каждый день – это новая глава, написанная на стыке культур, традиций и личных открытий. Она не одна в этом путешествии: всегда рядом её семья, дети, которые вместе с ней растут и развиваются, разделяя её увлечения и вдохновение.
В настоящее время
В октябре 2017 года Наталья О’Шей (Хелависа) представила публике свою новую композицию под названием «Серебро зеркал», которая стала частью музыкального оформления ледового мюзикла под названием «Дракула. История вечной любви», музыку к которому написал композитор Алексей Галинский. Галинский, известный своей работой над музыкальным сопровождением выдающихся выступлений российских фигуристов на Олимпиаде в 2014 году, снова обратился к таланту Хелависы для воплощения своего нового творческого замысла. В том же году Хелависа дала концерты в Санкт-Петербурге и Москве, где исполнительница представила новую программу под названием «Альхимейра. Воссоединение», включающую композиции из двух альбомов группы под названием «Мельница» — «Алхимик» и «Химера».