Ибрай Алтынсарин — биография и произведения писателя

Ибрай Алтынсарин – ученый-этнограф, переводчик, общественный деятель, просветитель и писатель из Казахстана. Он написал книги под названиями «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку» и «Казахская хрестоматия».

Ибрай Алтынсарин был известен своим стремлением к образованию еще с самого детства. Он сам учился с радостью и с таким же удовольствием начал преподавать других взрослым. За свою жизнь он сделал многое в пользу своего народа. Благодаря его усилиям, даже девочки получили возможность обучаться в школах, что раньше было невозможно в мусульманском мире.

У казахов Ибрагим был весьма уважаем, а русские обожали его. Позже в жизни писатель получил звание статского советника, но не стремился к высоким постам и почестям. Основной целью его жизни стало народное образование, а все остальное казах считал второстепенным.

Детство и юность

Родившийся 1 ноября 1841 года писатель происходил из Аракарагайской волости (Кустанайская область современного Казахстана). Мать мальчика, Айман Шегенкызы, была потомком племени Аргын, а отец, Алтынсары, принадлежал к роду Кыпшак. Отец Ибрай был убит во время нападения войск хана Касымова на аул. Во время этого нападения Ибрай чуть не погиб, но ему удалось спастись благодаря помощи соседей.

Овдовевшая Айман вышла замуж за брата своего погибшего мужа. Ибрай был отправлен к своему деду, бию Балгожи Джанбучину, для воспитания. Дедушка был старшиной Оренбургской комиссии и наслаждался уважением в местном сообществе. Когда старик стал опекуном мальчика, он записал его в местную школу, где готовили профессиональных переводчиков и писарей для казахских детей.

Когда Алтынсарин достиг девятого дня рождения, школа, наконец-то, открылась. Это было современное здание с простой архитектурой и мебелью из пальмовых деревьев. Дети приходили опрятными, в основном, в национальной одежде. Для Оренбургской администрации было чрезвычайно важно, чтобы в школе сохранялись истинно казахские традиции.

Ибрай Алтынсарин

С целью сохранения традиционного образа жизни кочевников и передачи молодому поколению навыков выживания в суровых степных условиях, администрация построила настоящие юрты. Для них была закуплена национальная одежда, белье, приспособления для ухода за животными и несколько десятков лошадей. В школьном здании была обустроена обширная библиотека и спортивный зал.

Учебная программа включала изучение арифметики, делопроизводства, русского, татарского, персидского и арабского языков. Об этом учебном заведении в России узнали благодаря статье художника А. Ф. Чистякова под названием «Школа для киргизских детей в Оренбурге». В статье были представлены собственные рисунки, изображающие классы, спальню, мини-больницу и студентов в их национальной одежде. Художник с большим восхищением описывал эту замечательную школу, построенную посреди степи и оборудованную современной мебелью и оборудованием.

Начало карьеры

Ибрай проявил себя как ученик без соперников. Окончив оренбургское училище, он начал свою карьеру как писарь у своего деда, а затем стал помощником у главы Оренбургской администрации. Его наставником был известный востоковед Василий Григорьев, который приехал в казахский край из Петербурга. В столице Василий Васильевич занимал должность начальника пограничной комиссии и занимался улучшением отношений с народами средней Азии. Кроме того, он заботился о системе образования и помогал строить школы для кочевников.

В 1857 году Ибрай был назначен официальным переводчиком для Григорьева. В этой роли молодой человек не только улучшил свой русский язык, но и изучил многое о научной работе. В своих воспоминаниях Алтынсарин отмечал, что ученый разрешал ему читать столько, сколько ему хочется. Основная работа была несложной, и юноша мог проводить часы за изучением любимых книг.

Ибрай Алтынсарин

В начале своей службы Ибрай регулярно обращался к начальнику за разъяснениями непонятных слов. Вскоре эти запросы стали настолько частыми, что Василий Васильевич перестал успевать на все отвечать. К счастью, в жизни Алтынсарина появился еще один духовный наставник – профессор, ученый-востоковед Николай Ильминский, который стал источником знаний в различных областях для молодого переводчика. Николай Иванович был человеком невероятно терпеливым, готовым бесконечно разъяснять любознательному казахскому парню различные понятия.

Согласно воспоминаниям Ильминского, будущий литератор был человеком с чувствительной натурой, который подвержен был меланхолическим настроениям. Если кто-то проявлял к нему заботу, он чрезмерно благодарил и стремился отплатить тем же.

Школьный учитель

В середине 1860-х годов появилось еще четыре школы для детей казахского и русского происхождения посреди степей. Ибрагим был одним из учителей, которых направили туда преподавать. Ему досталась школа в Оренбургском укреплении (теперь это город Тургай).

В начале Алтынсарин не смог найти себе места. Книги были редкостью, учителей окружали в основном необразованные люди, а русское население постоянно вступало в конфликты друг с другом. В своих письмах Ильминскому он жаловался, что чувствует себя как ссыльный каторжник.

Ибрай Алтынсарин

Через четыре года после того, как Ибрай занимался с учениками в частном порядке, школа наконец открылась. После первого звонка грусть и хандра исчезли, и педагог полностью погрузился в свою любимую работу. Он написал своим друзьям:

«Как голодный волк за барана, я с удовольствием занимаюсь обучением ребят. Всего за три месяца они научились читать и писать как на русском, так и на татарском языках».

Впоследствии Алтынсарин изменил свою карьеру, став помощником уездного начальника Оренбургского укрепления, а затем был назначен главным судьей. На этой должности он боролся с коррупцией и конфликтами между кланами, что вызывало недовольство в различных слоях общества. Однажды он даже поссорился со своими родственниками, противостоя с назначением одного из своих братьев на должность судьи. В итоге место досталось местному аксакалу, что родня Ибрая не смогла простить.

Возможность помочь Алтынсарину с получением высокой должности была у Ильминского, но последний постоянно отказывался, утверждая, что хочет заниматься исключительно народным образованием. В 1879 году он был назначен инспектором тургайских школ и оставался на этой должности до конца своей жизни.

С тех пор все его усилия направлялись на поиск финансирования для открытия новых учебных заведений. Он обходил высокопоставленных чиновников, убеждая в необходимости школ или училищ в различных местностях. Алтынсарин хотел не просто открывать степные школы, а создавать образцовые учебные заведения с качественным оборудованием и профессиональными педагогами. Просветитель высказывался следующим образом:

«Из личного опыта я убедился, что при плохих хозяйственных условиях школьное дело никогда не будет развиваться так, чтобы приносить хороший и полезный результат, поскольку возникает безразличие как у учащихся, так и у учителей».

Большое внимание инспектор уделял школьным библиотекам. Ибрай организовывал читальни не только для учеников школ и училищ, но и для всех желающих приобщиться к миру книг.

Современники писателя удивлял его талант общения с различными людьми. В своей переписке с русскоговорящими адресатами Алтынсарин проявлял себя как типичный европеец, знакомый с тонкостями западного мира. А в общении с представителями мусульманских регионов он выступал как истинный дипломат с характерной восточной хитрецей.

Открыв десятки школ для мальчиков, инспектор принялся за реализацию своей давней мечты – построить первую школу для девочек-казашек. Для возведения этой школы Ибрай выделил собственные земельные участки в Кустанае.

Впоследствии Алтынсарин учредил учебное заведение для учителей. Все эти инициативы постоянно вызывали недовольство местных властей, которые не разделяли прогрессивных взглядов учителя. Активисту не только сокращали финансирование, но и отбирали помещения и оборудование, достигнутые с большим трудом.

Тем не менее, вокруг Ибрая было много хороших людей. К числу его сторонников присоединились братья Сейдалины, окончившие Неплюевский кадетский корпус в Оренбурге. Они приняли участие в открытии школы в Иргызе, куда вскоре отправили своих детей учиться. Литератор и переводчик Асылкожи Курманбаев стал преданным последователем и продолжателем дела всей его жизни. После смерти Алтынсарина Асылкожа возглавил построенную им школу в Лепсы. Еще один подопечный инспектора – Г. Балкымбаев – стал руководителем Музея истории в г. Алматы.

Литератор

Творческий путь Алтынсарина начался в 1879 году, когда была опубликована его первая книга «Казахская хрестоматия». В школах, которые он строил, часто не хватало учебников, помимо мебели и инвентаря. Чтобы изменить эту ситуацию, педагог решил издавать собственные учебные пособия. Затем была опубликована книга «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку», которая была адресована преподавателям, помогая им в их работе.

Ибрай Алтынсарин

Творчество данного автора отражает его многогранный характер. Он писал стихи, сказки, басни и занимался этнографическими исследованиями. Сам Ибрагим не считал себя писателем, он говорил, что все его работы были созданы исключительно для первого тома «Казахской хрестоматии». В начале книги собраны короткие рассказы о повседневной жизни казахов, которые были хорошо знакомы каждому молодому читателю. Кроме рассказов, автор включил в хрестоматию десятки народных пословиц, легенд и загадок.

Как литератор, Ибрай прославился своими этнографическими очерками. Самые известные работы этого направления — «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства» и «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства».

Ибрай Алтынсарин

Подводя итог, можно выделить ряд основных достижений Ибрагима Алтынсарина:

  • основание нескольких народных школ
  • открытие и обеспечение учебной литературой женской школы и двух училищ
  • создание учебного учреждения для подготовки педагогов
  • организация и запуск учебных заведений для подготовки узких специалистов в сельском хозяйстве и ремесленной отрасли.

Смерть

Казахстанский активист ушел из жизни 17 мая 1889 года из-за сердечно-сосудистых заболеваний. Алтынсарин посвятил себя просветительской деятельности, не пожалел сил для этого. Похоронили его рядом с отцом у Тобола.

Единственное, что Ибрай успел сделать для себя — построить дом неподалеку от Кустаная, где он провел последние годы и где скончался.

Алтынсарин был авторитетным и жил достаточно обеспеченно. Он никогда не проявлял социальных или расовых предрассудков. В его школу ходили дети из различных семей — богатых и бедных, казахских и русских. Учитель любил говорить:

«Солнце и луна равно ласкают всех, не существует особых людей на этой земле».

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий