В начале своей службы Ибрай регулярно обращался к начальнику за разъяснениями непонятных слов. Вскоре эти запросы стали настолько частыми, что Василий Васильевич перестал успевать на все отвечать. К счастью, в жизни Алтынсарина появился еще один духовный наставник – профессор, ученый-востоковед Николай Ильминский, который стал источником знаний в различных областях для молодого переводчика. Николай Иванович был человеком невероятно терпеливым, готовым бесконечно разъяснять любознательному казахскому парню различные понятия.
Согласно воспоминаниям Ильминского, будущий литератор был человеком с чувствительной натурой, который подвержен был меланхолическим настроениям. Если кто-то проявлял к нему заботу, он чрезмерно благодарил и стремился отплатить тем же.
В середине 1860-х годов появилось еще четыре школы для детей казахского и русского происхождения посреди степей. Ибрагим был одним из учителей, которых направили туда преподавать. Ему досталась школа в Оренбургском укреплении (теперь это город Тургай).
В начале Алтынсарин не смог найти себе места. Книги были редкостью, учителей окружали в основном необразованные люди, а русское население постоянно вступало в конфликты друг с другом. В своих письмах Ильминскому он жаловался, что чувствует себя как ссыльный каторжник.
Через четыре года после того, как Ибрай занимался с учениками в частном порядке, школа наконец открылась. После первого звонка грусть и хандра исчезли, и педагог полностью погрузился в свою любимую работу. Он написал своим друзьям:
«Как голодный волк за барана, я с удовольствием занимаюсь обучением ребят. Всего за три месяца они научились читать и писать как на русском, так и на татарском языках».
Впоследствии Алтынсарин изменил свою карьеру, став помощником уездного начальника Оренбургского укрепления, а затем был назначен главным судьей. На этой должности он боролся с коррупцией и конфликтами между кланами, что вызывало недовольство в различных слоях общества. Однажды он даже поссорился со своими родственниками, противостоя с назначением одного из своих братьев на должность судьи. В итоге место досталось местному аксакалу, что родня Ибрая не смогла простить.
Возможность помочь Алтынсарину с получением высокой должности была у Ильминского, но последний постоянно отказывался, утверждая, что хочет заниматься исключительно народным образованием. В 1879 году он был назначен инспектором тургайских школ и оставался на этой должности до конца своей жизни.
С тех пор все его усилия направлялись на поиск финансирования для открытия новых учебных заведений. Он обходил высокопоставленных чиновников, убеждая в необходимости школ или училищ в различных местностях. Алтынсарин хотел не просто открывать степные школы, а создавать образцовые учебные заведения с качественным оборудованием и профессиональными педагогами. Просветитель высказывался следующим образом:
«Из личного опыта я убедился, что при плохих хозяйственных условиях школьное дело никогда не будет развиваться так, чтобы приносить хороший и полезный результат, поскольку возникает безразличие как у учащихся, так и у учителей».
Большое внимание инспектор уделял школьным библиотекам. Ибрай организовывал читальни не только для учеников школ и училищ, но и для всех желающих приобщиться к миру книг.
Современники писателя удивлял его талант общения с различными людьми. В своей переписке с русскоговорящими адресатами Алтынсарин проявлял себя как типичный европеец, знакомый с тонкостями западного мира. А в общении с представителями мусульманских регионов он выступал как истинный дипломат с характерной восточной хитрецей.
Открыв десятки школ для мальчиков, инспектор принялся за реализацию своей давней мечты – построить первую школу для девочек-казашек. Для возведения этой школы Ибрай выделил собственные земельные участки в Кустанае.
Впоследствии Алтынсарин учредил учебное заведение для учителей. Все эти инициативы постоянно вызывали недовольство местных властей, которые не разделяли прогрессивных взглядов учителя. Активисту не только сокращали финансирование, но и отбирали помещения и оборудование, достигнутые с большим трудом.
Тем не менее, вокруг Ибрая было много хороших людей. К числу его сторонников присоединились братья Сейдалины, окончившие Неплюевский кадетский корпус в Оренбурге. Они приняли участие в открытии школы в Иргызе, куда вскоре отправили своих детей учиться. Литератор и переводчик Асылкожи Курманбаев стал преданным последователем и продолжателем дела всей его жизни. После смерти Алтынсарина Асылкожа возглавил построенную им школу в Лепсы. Еще один подопечный инспектора – Г. Балкымбаев – стал руководителем Музея истории в г. Алматы.
Творческий путь Алтынсарина начался в 1879 году, когда была опубликована его первая книга «Казахская хрестоматия». В школах, которые он строил, часто не хватало учебников, помимо мебели и инвентаря. Чтобы изменить эту ситуацию, педагог решил издавать собственные учебные пособия. Затем была опубликована книга «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку», которая была адресована преподавателям, помогая им в их работе.
Творчество данного автора отражает его многогранный характер. Он писал стихи, сказки, басни и занимался этнографическими исследованиями. Сам Ибрагим не считал себя писателем, он говорил, что все его работы были созданы исключительно для первого тома «Казахской хрестоматии». В начале книги собраны короткие рассказы о повседневной жизни казахов, которые были хорошо знакомы каждому молодому читателю. Кроме рассказов, автор включил в хрестоматию десятки народных пословиц, легенд и загадок.
Как литератор, Ибрай прославился своими этнографическими очерками. Самые известные работы этого направления — «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства» и «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства».
Подводя итог, можно выделить ряд основных достижений Ибрагима Алтынсарина:
Казахстанский активист ушел из жизни 17 мая 1889 года из-за сердечно-сосудистых заболеваний. Алтынсарин посвятил себя просветительской деятельности, не пожалел сил для этого. Похоронили его рядом с отцом у Тобола.
Единственное, что Ибрай успел сделать для себя — построить дом неподалеку от Кустаная, где он провел последние годы и где скончался.
Алтынсарин был авторитетным и жил достаточно обеспеченно. Он никогда не проявлял социальных или расовых предрассудков. В его школу ходили дети из различных семей — богатых и бедных, казахских и русских. Учитель любил говорить:
«Солнце и луна равно ласкают всех, не существует особых людей на этой земле».