Ида Рубинштейн, российская актриса и танцовщица, стала первой непрофессиональной исполнительницей в Русских сезонах Сергея Дягилева.
Она была описана как несравненная, прекрасная, искрометная и таинственная. Журналисты не могли придумать какие-то новые эпитеты для описания Иды Рубинштейн, чтобы она поделилась с ними подробностями своей жизни. Но Ида оставалась молчаливой, и только ее близкие знали все секреты, сумев сохранить интригу. В общем, у нее не было никаких тайн, но в ее сценическом образе всегда присутствовала загадочность, и ей нравилось не только сиять на сцене, но и в повседневной жизни.
Детство и юность
Ида Рубинштейн появилась на свет 21 сентября (3 октября) 1883 в Харькове, в изобилии у богатой еврейской семьи Леона (Льва) и Эрнестины Рубинштейн. Её дед Руим (Роман) Рубинштейн, был владельцем огромного состояния и основателем банкирского дома «Роман Рубинштейн и сыновья». Леон и Адольф, сыновья Рубинштейнов, мудро управляли капиталами, владели банками, сахарными и пивоваренными заводами, магазинами и крупными складами, что значительно увеличило доход семьи.
Рубинштейн семейство старались поддерживать искусство, занимались благотворительностью и являлись одними из создателей харьковского отделения «Русского музыкального общества», а также проводили культурные мероприятия, собиравшие Харьковскую интеллигенцию у себя дома.
Неудивительно, что Ида тоже познала "болезнь" сцены. Рано потеряв родителей, девочка переехала к родной тете в Петербурге после смерти отца в девять лет. Тетя заботилась о сироте, обеспечивая ей высокое образование. Ида владела четырьмя языками, изучала музыку и древнегреческое искусство. Лучшие педагоги Петербурга занимались ею, а актерскому мастерству и танцам она обучалась у артистов императорских театров.
Дочь миллионера была страстно увлечена театром и мечтала стать актрисой, но ее родственники категорически запретили ей даже думать об этом. Им казалось, что миллионерши не должны заниматься актерской карьерой. И еще их педагоги не одобряли увлечение ее танцами, потому что высокая и худая Ида с трудом осваивала сложные танцевальные движения. Но упорная девушка не сдавалась и тратила часы на тренировки, повторяя сложные прыжки и вращения, а также оттачивая свое сценическое мастерство.
Рубинштейн решила, что для изучения драматического искусства лучше всего подойдет Париж, поэтому отправилась во Францию. Не смотря на категоричное неподдержание со стороны семьи, один из дальних родственников — доктор Левинсон из Парижа, поместил ее в психиатрическую больницу. Тем не менее, тетушка Горовиц решила вмешаться и забрала Иду обратно в Петербург.
Девушка осознала, что единственный способ избавиться от опеки родственников — это выйти замуж, поэтому она быстро вышла замуж за своего двоюродного брата. Однако их брак не длился долго, и Ида настояла на разводе после медового месяца. Теперь она была свободна от опеки семьи и могла жить так, как ей хочется. Она все еще мечтала о театре, и у нее было достаточно денег, чтобы исполнить любые свои капризы.
Творчество
Ида изобретала множество интересных идей. Она решила поставить спектакль «Антигона» по произведению Софокла, и при этом использовать только свои собственные средства. Она готовила для себя роль главной героини Рубинштейн. В это время она встретила Льва Бакста, который занялся оформлением декораций к этому спектаклю. Восторженный декоратор называл Иду мифическим существом, дерзким и ослепительным тюльпаном, гордыней, сеющей вокруг себя гордыню.
В апреле 1904 года состоялась премьера этой постановки. В то время пресса не обратила внимания на премьеру. В поисках работы в крупных театрах Петербурга Ида приняли в труппу Театра им.Комиссаржевской. Режиссер театра Всеволод Мейерхольд готовил постановку «Саломея» по Оскару Уайльду, и Ида репетировала роль главной героини.
Композитор Александр Глазунов и художник Лев Бакст также работали над спектаклем. Танец под названием «Танец семи покрывал», который исполняла Ида, разрабатывал Михаил Фокин. Однако Священный Синод считал эту постановку слишком откровенной и запретил ее постановку.
Ида решила выступить с собственным танцем. В 1908 году она представила свой номер под названием «Танец семи покрывал» на сцене Петербургской консерватории. По мере танца артистка сбрасывала с себя легкие ткани, пока не осталась только в жемчужных бусах. Ее выступление вызвало настоящий скандал.
Хотя танец пользовался огромным успехом, отзывы на него были противоречивыми. Пресса восхищалась «обворожительной страстью» танцовщицы, в то время как великий Станиславский осудил ее за то, что она отказалась учиться у него, но при этом появилась на сцене голой и, по его мнению, бездарно.
В газетах были размещены фотографии русской танцовщицы, ее изображения украшали рекламные плакаты и упаковки конфет, имя Рубинштейн было знакомо всему Парижу. Постановки, в которых принимала участие Рубинштейн, вошли в историю мирового балета и привлекли внимание публики к Востоку. Платья дам начали напоминать египетские костюмы по стилю, парижанки предпочитали носить цветные парики, тюрбаны и шаровары. Интерьеры богатых домов тоже претерпели изменения, в них стали использовать фрагменты декораций, использованных в постановках.
Сергей Дягилев принял решение, что афиша сезона 1910 года должна быть посвящена Иде Рубинштейн. Для создания плаката был выбран Валентин Серов, автор афиши 1909 года с изображением Анны Павловой. Сам Серов отметил, что встреча с Идой стала важным моментом в его жизни, так как через нее он мог судить о человеческом лице в целом. Изображение голой Иды Рубинштейн так и не стало частью афиши, но в 1911 году этот портрет был представлен на выставке художественного объединения "Мир искусства". В настоящее время картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
После того как она прошла участие в Русских сезонах, танцовщица дебютировала в новой постановке под названием «Мистерия о мученичестве святого Себастьяна», на музыку Клода Дебюсси. Ида показала себя в необычном образе – она исполнила главную мужскую роль. Но после спектакля произошел скандал, потому что она сыграла роль поэта Габриеле д’Аннунцио, автора текста пьесы. Папа выпустил специальный указ, согласно которому его отлучили от церкви.
В 1928 году танцовщица основала свой собственный коллектив, который получил название «Балет Иды Рубинштейн». В свою команду она пригласила танцовщика Леонида Мясина, художника Александра Бенуа и балетмейстера Брониславу Нижинскую. Выступления коллектива проходили на сцене Парижской оперы.
Специально для Рубинштейн композитор Игорь Стравинский написал балет под названием «Поцелуй феи». Однако наиболее запоминающимся событием в творческой карьере Иды стал танец под названием «Болеро». Музыку к нему сочинил французский композитор Морис Равель.
Личная жизнь
Мало известно о личной жизни знаменитой танцовщицы. В 1909 году она вышла замуж за своего двоюродного брата Владимира Горовица, который был богатым банкиром. Брак был недолгим, и после медового месяца супруги расстались.
В начале 1910-х годов Ида прибыла в Париж и приобрела роскошный особняк, который был оформлен Левом Бакстом. Среди ее общественного круга были такие выдающиеся личности 20 века, как Сара Бернар, Жан Кокто, Марк Шагал, Вацлав Нижинский и Андре Жид. Ида Рубинштейн была бисексуалкой, и с 1911 по 1914 годы поддерживала отношения с художницей Ромэн Брукс. У этой талантливой танцовщицы не было детей.
Последние годы и смерть
Последнее выступление Иды на сцене произошло в 1938 году, когда она исполняла танец в оратории под названием «Жанна д’Арк на костре». В 1939 году она, будучи еврейкой по национальности, покинула Париж и уехала в Лондон, чтобы уйти от нацистской армии.
В столице Великобритании она открыла военный госпиталь и сама ухаживала за ранеными солдатами, демонстрируя высокий профессионализм, который заставлял людей удивляться и не верить, что она просто артистка, а не опытный медик. После войны Ида Рубинштейн устроилась в ООН на должность переводчицы. Последние десять лет своей жизни она провела в южной Франции, в маленьком городке Ванс, практически в полном одиночестве. Единственным человеком, кто был рядом с ней, была ее секретарша – госпожа Ренье.
20 сентября 1960 года Ида Рубинштейн покинула этот мир. Причиной ее ухода стал сердечный приступ. Ида оставила завещание, в соответствии с которым ее похоронили без объявления о смерти, времени и месте последнего упокоения. На памятнике, установленном над ее могилой, выгравированы только ее инициалы – I.R.