Игнатий Брянчанинов – известный русский богослов, который также был проповедником и епископом Православной Церкви. В 1988 году его прославили как святого. Его мощи в настоящее время находятся в Толгском монастыре в Ярославле.
Детство и юность
В зиму 1807 года появился на свет епископ Игнатий, в миру известный как Дмитрий Брянчанинов. Он родился в селе Покровское, на родовом имении знатной дворянской семьи.
Мать Дмитрия долго ждала своего сына. Она молилась и посещала святые места, и, наконец, была услышана. Детство Дмитрия прошло спокойно и уединенно, вдали от шума, в свободное время он читал духовную литературу и молился.
Дмитрий отличался отличной учебой, он занимал лучшее место в своем классе. Особенно хорошо ему давались предметы, связанные с искусством. Он талантливо рисовал и любил музицировать. Благодаря знакомству родителей, Дмитрий имел возможность встретиться с А.Н. Олениным, президентом Академии художеств.
Парень часто посещал литературные вечера, где он мог увидеть и даже пообщаться с И. Крыловым, К. Батюшковым и даже с самим Пушкиным.
По происхождению дворянин, Дмитрий хорошо знал жизнь столичной богемы во всем ее великолепии. Но несмотря на это, ему нравилось проводить время за чтением книг, занимаясь духовными поисками. Парень отлично разбирался в науке, но чувствовал, что его сильнее тянет в мир духовного.
Военная карьера
Так же как и многие молодые дворяне 19-го века, Дмитрию была предназначена военная карьера. По воле отца он стал юнкером и начал обучение в военном петербургском училище. После окончания учебного заведения молодой человек получил чин поручика. Но и во время службы в армии Дмитрий не забывал о духовном.
Во время своих студенческих лет, молодой мужчина встретился с монахами из Валаамского монастыря. Однако самым важным событием в жизни Брянчанинова стало знакомство с иеромонахом Леонидом. Леонид стал наставником для своего молодого друга, вводя Брянчанинова на путь духовности.
Вскоре Дмитрий был направлен в Динабургскую крепость, где должен был проходить службу. Во время службы молодой человек тяжело заболел и был вынужден уйти в отставку.
В свои 20 лет Дмитрий принял решение оставить светскую жизнь и посвятить себя богословским делам. Он стал послушником в Александро-Свирском монастыре, там его духовным наставником был отец Леонид. Через год молодой человек отправился в Площанскую пустынь вместе с другими послушниками. Леонид присматривал за своим юным другом и помогал ему искать ответы на все вопросы, которые возникали у Дмитрия.
Весной 1829 года Леонид со своими учениками посетил Оптину пустынь. Дмитрий вместе со своим другом отправился к Белобережской пустыни, где они встретились с иеросхимонахом Афанасием. После этого они отправились в Оптину пустынь. По дороге молодые люди посетили родовое поместье Брянчанинова и пробыли там какое-то время.
Следующий год послушник провел в Семигородней Успенской пустыне, где Дмитрий написал произведение «Плач инока».
Постриг в монахи
Летом 1831 года в Брянчанинов был принят в монахи. Он получил имя Игнатий и стал известным богословом, оказавшимся в центре всеобщего внимания.
Вскоре Игнатий был рукоположен в иеромонахи, а затем назначен игуменом. Сразу после принятия пострига его назначили настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря.
В 1833 году по желанию императора Николая I, иеромонах взял на себя управление Троице-Сергиевой лаврой, расположенной неподалеку от Петербурга. Переехав на новое место, Игнатий внезапно начал страдать — он все время болел, его ревновали, злопамятные люди клеветали. Через год Игнатий был повышен до звания игумена. В 1838 году он стал старостой всех монастырей Петербурга.
Интересно, что на новом месте Игнатий организовал хор. Он обратился за советом по богословским вопросам к самому Михаилу Глинке. Через год Игнатий стал настоятелем Тихоновского Дымского монастыря. Он помогал в обустройстве Коневского монастыря. Благодаря усилиям мужчины был построен новый причал, лодки для рыбаков, двухэтажная гостиница и другие хозяйственные постройки.
Кроме того, была увеличена площадь пахотных и сенокосных земель, а также угодий для рыбной ловли.
В 1847 году сорокалетний Игнатий попросил уйти в отставку. После того, как у него начались приступы ревматизма, мужчина решил уйти от дел и провести остаток своей жизни в Николо-Бабаевском монастыре. Однако его просьба не была удовлетворена архимандритом – ему был предоставлен только отпуск на 11 месяцев. Во время отпуска богослов поселился в Николо-Бабаевском монастыре, где написал несколько очерков.
Через год Игнатий вернулся в Троице-Сергиеву пустынь. Недолго спустя в печати появились первые литературные произведения отца Игнатия. В журнале с названием «Библиотека для чтения», были опубликованы статьи Игнатия, которые имели выразительную подпись – «И».
В 1851 году богослов был удостоен ордена Святого Владимира 3-й степени. Во время Крымской войны он активно обменивался письмами с Николаем Муровьевым-Карским. В своих письмах Игнатий называл жителей Англии «врагами человечества».
Епископ
Осенью 1857 года в Петербурге Игнатий был назначен епископом. Спустя год он отправился в Ставрополь.
Игнатий столкнулся с недовольством жителей Западного Кавказа. После пленения имама Шамиля недовольные жители Кавказа начали уезжать за пределы Турции. В этих местах поселились казачьи станицы, которым не хватало храмов и священников. В 1860 году появились Кубанское и Терское казачьи войска, в честь которых были названы заселенные территории. В результате возникла необходимость изменить церковное управление в регионе.
Организация епархии оказалась затяжной, епископ не имел собственного жилища. Отсутствовали средства на строительство новых церквей, так как Святейший Синод не выделял денежных средств на эти цели. Более того, здесь проживало много старообрядцев, которым не нравился местный уклад. Они относились с недоверием и враждебностью к православным священникам и самому епископу.
Игнатию было трудно восстановить порядок здесь, несмотря на активную помощь своего брата, который занимал должность местного вице-губернатора. Мужчине потребовалось четыре года плодотворной работы, чтобы ситуация начала улучшаться. В своих письмах Игнатий упоминал, что страдает желтухой и лишился почти всех зубов.
В ближайшем будущем Игнатий был удостоен наградой — орденом Святой Анны 1-й степени. Это признание его заслуг перед Родиной.
Последние годы жизни, смерть
Под влиянием серьезной болезни, Игнатий снова задумался об увольнении. Ему удалось получить разрешение на это в 1861 году, после чего он направился в Николо-Бабаевский монастырь.
Последние годы своей жизни монах провел спокойно и уединенно. Он вел одинокий образ жизни, по большей части посвящая свое время молитве и написанию новых духовных произведений. Здесь он создал такие произведения, как «Отечник», «Слово о смерти» и другие.
Кроме того, Игнатий продолжал общаться со своими духовными детьми. Издатель, книготорговец Иван Глазунов пересматривал и исправлял многочисленные статьи и учения богослова.
Весной 1867 года мужчина совершил своё последнее богослужение. Не прошло много времени, и он ушёл из жизни.
Летом 1988 года Игнатий был причислен к лику святых, и его останки были перенесены в Толгский монастырь в Ярославле.