Игорь Дмитриев — российский актёр театра и кино, происходивший из дворянской семьи. Его талант был известен по таким фильмам как «Собака на сене», «Приключения принца Флоризеля», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» и другим.
Игорь Дмитриев, с чувством аристократичности, действительно был из дворянского рода. В его фильмографии было много ролей аристократов. Зрители помнят его по таким фильмам как «Собака на сене», «Приключения принца Флоризеля», «Звезда пленительного счастья», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» и другим.
Детство
Игорь Борисович Дмитриев пришел в этот мир 29 мая 1927 года в Ленинграде. Он не мог вспомнить своего отца, так как его родители разошлись сразу после его появления на свет. Его мать, Елена Таубер, была выпускницей Петроградской балетной школы имени А.Я. Вагановой и работала в труппе Касьяна Голейзовского, где участвовала в шоу-аттракционе «Лошади и танцовщицы» в Свердловске, а также преподавала в Перми. Воспитывали Игоря в основном бабушка с дедушкой, но в то же время он очень уважал свою мать и был в восторге от цирка с самых маленьких лет.
Еще будучи школьником, будущий актер принимал участие в самодеятельности и работе Ансамбля песни и пляски ленинградского Дворца пионеров, под руководством Исаака Дунаевского.
Семья Дмитриева была затронута страшными последствиями сталинских репрессий. Сначала арестовали его отчима, а затем и мать. Через несколько месяцев мать была освобождена, но отчим так и не вернулся.
В начале Великой Отечественной войны семья была эвакуирована в Пермскую область, в поселок Нижняя Курья. Там Дмитриев вместе с другими ребятами выступал со стихами и песнями перед ранеными бойцами в местном клубе речников, проходившими лечение в военном госпитале.
Когда молодой актер услышал, что Пермский драматический театр объявил набор в театральную студию, он решил пройти прослушивание. Он подготовил отрывок из драмы М. Лермонтова "Маскарад", а так как партнерши для реплик Нины не было, он читал текст за обоих. В приемной комиссии ему сказали, что Арбенин он никакой, зато Нина получилась хорошо, и его взяли.
После окончания девятого класса, Дмитриев бросил учёбу в школе из-за своего увлечения театром. В результате он не получил аттестата о среднем образовании. Когда он решил поехать в Москву, чтобы поступить в театральное учебное заведение, ему пришлось либо закончить школу, либо как-то получить аттестат. Молодой человек, узнав случайно, что в авиационном институте произошёл пожар и сгорели все документы, решил представиться студентом этого вуза. Он так убедительно изобразил отчаяние, что ему сразу же выдали «дубликат» аттестата.
В 1944 году Дмитриев был принят в два из четырёх театральных вузов Москвы путем конкурса и выбрал школу-студию МХАТа. Группа, в которой он учился, была небольшой — всего девять человек, но каких! С ним учились: Евгений Жаров, Марина Ковалёва, Михаил Пуговкин, Андрей Гончаров, Александр Михайлов. Одним из любимых предметов Дмитриева была дисциплина под названием "манеры", которую преподавала актриса княжеского происхождения Елизавета Волконская. Он явно отличился в этой дисциплине, о чем впоследствии убедились тысячи зрителей.
На сцене театра Комиссаржевской Дмитриев исполнил множество разнообразных ролей, таких как малодушный Марк в спектакле по В. Розову "Вечно живые" (1956 год), совестливый князь Нехлюдов в постановке "Воскресенье" по роману Л. Толстого (1960 год), физик Олег Тулин в инсценировке произведения Д. Гранина "Иду на грозу" (1963 год), гуляка Робинзон в "Бесприданнице" А. Островского (1963 год) и другие.
Его увольнение из театра в 1967 году вызвано было весьма абсурдными обстоятельствами. Актер получил приглашение от своих друзей из Италии приехать погостить к ним на несколько дней. Оформив неделю отпуска, он уведомил директора, что может задержаться еще на неделю, понимая, что его роли в театре могут исполнять дублеры. Но директора всё это разозлило (возможно, в то время заграничные поездки были нечастым явлением), и он решил уволить Дмитриева. Позже он пожалел об этом, пригласил обратно, но актер был упрям и отказался.
Таким образом, Дмитриев остался без работы в театре, но зато начал сниматься чаще в кино и благодаря приглашению директора Студии киноактёра Ильи Николаевича Киселёва вошёл в штат этой студии.
Тем не менее, артисту было невыносимо жить без театральной сцены, и он создал сольное представление «Маскарад», в котором он играл все роли. Для спектакля ему понадобились белые перчатки, веер, маска и старинное красное кресло, которое он каждый раз таскал из дома.
Возвращение Дмитриева на сцену было встречено теплым приемом зрителей и положительными отзывами критиков. В конце 1984 года он исполнил роль доктора наук Чинзанова в спектакле «Всё могут короли», основанном на пьесе С. Михалкова в Театре комедии имени Н.П. Акимова, став актером этого театра и работавшим там до конца своей жизни. Он также блестяще сыграл премьер-министра в знаменитом спектакле «Тень» по сказке Е. Шварца.
В связи с тем, что за многие годы активной кинокарьеры, Дмитриев приобрел огромную известность, публика часто посещала спектакли в театре Комедии, где участвовал этот актер. Среди них были постановки: "День победы среди войны" И. Гаручавы и П. Хотяновского, "Бешеные деньги" А. Н. Островского, "Фредди" Р. Тома, "Ночь в Венеции" И. Тердзоли, "Дон Педро" С. Носова и "Милый лжец" Д. Килти, где он играл роль Бернарда Шоу, а Эра Зиганшина – Стеллу Патрик Кэмпбелл.
Кроме того, Игорь Борисович выступал со своими моноспектаклями в театре имени Андрея Миронова "Русская антреприза" и в театре "Приют Комедианта", также принимал участие в постановке "Таланты и поклонники" на сцене БДТ имени Г.А. Товстоногова.
Кино
Игорь Дмитриев имеет богатую фильмографию, и каждая его роль выделяется своей уникальностью и живостью.
Своим дебютом в кино Игорь Дмитриев считает роль польского школьника в короткометражном фильме «Голос Тараса», которую он исполнил, едва достигнув двенадцати лет.
В первых десятилетиях послевоенного периода молодой выпускник актерской студии МХАТ начал попробовать свои силы в кино и пока не привлекал к себе особого внимания зрителей. Но в 1957 году его жизнь изменилась, когда режиссер Сергей Герасимов пригласил его на пробы для роли Евгения Лисницкого в фильме-эпопее «Тихий Дон». Работа с Герасимовым стала для него настоящим учебным опытом, сравнимым с прохождением второго курса актерской школы. Этот фильм получил множество наград, а его актёры стали знаменитыми во всей стране.
Благодаря своему элегантному облику Дмитриев чаще всего получал роли аристократических офицеров, а также высокородных персонажей. Особенно полюбились зрителям его герои из кинолент «Звезда пленительного счастья» (граф Лебцелтерн), «Собака на сене» (граф Федерико), «Голубой карбункул» (Малделей), «Летучая мышь» (начальник тюрьмы Франк), «Стакан воды» (министр Франции маркиз де Торси), «Приключения принца Флоризеля» (полковник Джеральдин), «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (инспектор Скотланд-Ярда Тобиас Грегсон), «Сильва» (князь Леопольд фон Веллергейм), «Покровские ворота» (Глеб Николаевич Орлович), «Дон Сезар де Базан» (дон Хосе де Сантарен), «Тартюф» (Клеант).
Игорь Борисович сотрудничал с Олегом Далем в четырех фильмах, где последний блесновал своей замкнутостью. Благодаря своему безграничному чувству юмора, Дмитриев сумел подружиться с этим сложным человеком и сгладить все трудности во время совместной работы.
Иностранные кинематографисты были привлечены необычной внешностью артиста. Они приглашали его работать за границей, в странах, таких как Венгрия, Польша, ГДР, США, Марокко и Алжир.
В 2000-х годах Дмитриев снимался реже, но сыграл яркие роли, такие как Фредерикс в исторической драме «Романовы. Венценосная семья» и Оболенский в сериале «Бедная Настя».
Личная жизнь
Игорь Дмитриев был однажды в браке. Он и Лариса были друзьями с самого детства, посещали одну школу. Позже судьба развела их по разным городам, но снова соединила в Москве. В то время Игорь учился в школе-студии МХАТ, а его будущая жена – в Полиграфическом институте. Закончив учебу, они отправились вместе отдыхать в Дагомыс и больше не расставались до самой смерти Ларисы.
В Ленинграде жена Дмитриева нашла работу редактором в «Ленфильм». В отличие от своего шалопая мужа, она была серьезным и даже жестким человеком. Они уравновешивали друг друга. После её ухода Дмитриев долгое время испытывал боль и потерю.
Сын Игоря Борисовича, Алексей, получил образование в области восточных языков на филологическом факультете Ленинградского университета. В 1967 году он не вернулся из командировки в Индии и в конечном итоге эмигрировал в США. Там он стал гражданином, дважды женился и стал отцом двух дочерей-близнецов. После смерти отца, он вернулся из Америки на три дня, чтобы распределить его наследство, в том числе отдать костюмы и фраки на хранение в «Ленфильм».
Игорь Борисович жил в трехкомнатной квартире у метро «Чёрная речка» с красивой мебелью из красного дерева и обладал огромной библиотекой.
Он умел выглядеть эффектно в обществе, но среди своих друзей был известен своим легкомысленным поведением, шутками, которые иногда выходили за рамки приличий, и розыгрышами.
Смерть
В 2006 году произошло событие, которое стало первым для актёра инсультом. Однако он смог справиться с этим неприятным случаем и вернуться к своей профессиональной деятельности.
В 2007 году, в свой 80-летний юбилей, он заявил журналистам, что готовит новую роль в театре, однако вскоре его здоровье ухудшилось.
25 января 2008 года бригада скорой помощи приехала к Дмитриеву и обнаружила у него повторный инсульт. Известного артиста доставили во 2-ю городскую больницу, где врачи боролись за его жизнь. Однако в 23:55 сердце Игоря Борисовича перестало биться.
Актера похоронили на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге рядом с могилами матери и бабушки.
Избранная фильмография
- 1941 — Голос Тараса
- 1949 — Академик Иван Павлов
- 1956 — Она вас любит!
- 1958 — В дни Октября
- 1958 — Под стук колёс
- 1958 — Тихий Дон
- 1959 — Поднятая целина
- 1964 — Гамлет
- 1967 — Зелёная карета
- 1967 — Николай Бауман
- 1968 — Ошибка Оноре де Бальзака
- 1977 — Хождение по мукам
- 1978 — По улицам комод водили
- 1978 — Младший научный сотрудник
- 1978 — Огненные дороги
- 1978 — Ярославна, королева Франции
- 1979 — На исходе лета
- 1979 — Голубой карбункул
- 1979 — Поэма о крыльях
- 1979 — Летучая мышь
- 1980 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона
- 1980 — На исходе лета
- 1980 — Только в мюзик-холле
- 1982 — Покровские ворота
- 1982 — Магистраль
- 1983 — Анна Павлова
- 1983 — Безумный день инженера Баркасова
- 1984 — Выигрыш одинокого коммерсанта
- 1984 — Сказки старого волшебника
- 1985 — Русь изначальная
- 1988 — Штаны
- 1988 — Голубая роза
- 1988 — Стукач
- 1989 — А был ли Каротин?
- 1989 — Светлая личность
- 1989 — Сирано де Бержерак
- 1989 — Часовщик и курица
- 1990 — Битва трёх королей
- 1992 — Мушкетёры двадцать лет спустя
- 1992 — Тартюф
- 1992 — Исповедь содержанки
- 1993 — Аляска Кид
- 1994 — Зов предков. Великий Туран
- 1994 — Русский транзит
- 1996 — Возвращение «Броненосца»
- 2000 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе
- 2001 — Дай мне свет луны
- 2001 — Романовы. Царская династия
- 2003 — Настя, бедная девочка
- 2006 — Золотая телка