Путешествие по выставке «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения”.
Игорь Грабарь — биография
Игорь Грабарь – выдающийся живописец, который часто получает прозвище «мастер русской зимы». Он активно занимался общественной деятельностью, посвященной популяризации искусства, а также внес огромный вклад в реставрацию и сохранение культурного наследия своей страны.
В 2021 году исполнилось 150 лет со дня рождения Игоря Грабаря, талантливого художника, чья жизнь была полностью связана с творчеством: он создавал великолепные пейзажи, восстанавливал старинные полотна и занимался научной деятельностью.
Даже те, кто далек от мира искусства, знакомы с его полотном «Февральская лазурь», репродукция которого входила в советские учебники и хрестоматии. Мастер привнес в импрессионизм нечто новое, добавив в него индивидуальную трактовку, которую нельзя сравнить ни с чем другим.
Детство и юность
Художник родился 21 марта 1871 года в столице Венгрии. Отец мальчика, Эммануил Грабарь, в то время достигал успехов в политике: в конце 1860-х был избран венгерским парламентом. Его жена, Ольга, занималась общественно-просветительской деятельностью, за что позднее стала одной из главных обвиняемых по политическому делу, возбужденному австрийскими властями. Преследование русских в Галиции теперь называется «дело Ольги Грабарь».
Как политик, Эммануил Иванович активно выступал против мадьяризации славянского населения. Конечно, это не нравилось венгерским властям, которые гоняли оппозиционно настроенных. Когда угроза тюремного заключения стала реальной, парламентарий был вынужден покинуть Венгрию. Для Эммануила Грабаря и его семьи убежищем стала историческая родина – Россия.
Приехав в Рязанскую губернию, Игорь поступил в учебное заведение Егорьевска. Там стало ясно, что парень обладает удивительным талантом к рисованию. Когда он впервые почувствовал запах масляных красок, он почувствовал, что его охватывает счастье: такого аромата он не чувствовал никогда раньше. Игорь познакомился с учителем рисования, в студии которого проводил много времени, «нарисовав тонны бумаги».
Получив базовое образование, будущий художник поступил в учебное заведение, где обучался цесаревич Николай. Этот период в жизни молодого человека был непростым: он оказался среди детей богатых родителей, которые постоянно насмехались над его небогатством. Годы учебы не были счастливыми для Грабаря — только закончив учебное заведение, он смог наконец-то выдохнуть с облегчением.
Единственное, что доставляло радость юноше — это возможность познакомиться с искусством. В то время в Москве проходили различные выставки, на которые с увлечением ходил молодой художник. Он мог часами гулять по галереям, восхищаясь работами великих мастеров: Репина, Перова, Куинджи и Крамского. Игорь буквально растворялся в каждой картине, стремясь разгадать смысл автора в мельчайших деталях.
Игорь успешно окончил лицей, хотя и не любил его, и даже получил золотую медаль. Затем он переехал в Санкт-Петербург и поступил на юридическое отделение местного университета. «Город белых ночей» завораживал молодого человека навсегда.
В отличие от лицейских лет, Игорь вспоминал университетские годы с теплотой и ностальгией. Помимо изучения юриспруденции, студент увлекался историей и филологией, писал биографии художников, а также рецензии на их работы. Санкт-Петербург вдохновил его и дал силы заниматься не только юриспруденцией, но и изобразительным искусством, литературой, наукой. В этот период начали появляться первые результаты его творческой деятельности.
Раннее творчество
В 1889 году Грабар создал картина под названием «Крыша под снегом», которая была первой его работой, получившей признание. После совета учителей он поступил на обучение к известному преподавателю Павлу Чистякову, под чьим руководством обучались такие известные художники, как Врубель, Серов и Репин. В 1894 году Грабар окончил университет и стал студентом Академии художеств.
Прошедший год обучения дал Игорю уникальную возможность отправиться за границу. Он посетил Германию, Францию и Италию, где смог насладиться произведениями великих мастеров прошлых веков. Он был поражен венецианской живописью и всем, что связано с итальянской культурой.
Главным открытием для путешественника стал парижский импрессионизм. В лавке известного арт-дилера Амбруаза Воллара, Игорь познакомился с творчеством Ван Гога, Сезанна, Гогена.
После возвращения в Россию, художник начал сомневаться в необходимости продолжать образование в Академии. Теперь он смотрел на живопись с совершенно иным взглядом. Некоторое время Игорь посещал популярную художественную студию Репина, но вскоре покинул её. Талантливый парень понимал, что академическое обучение разрушает в нём свежесть мысли и непосредственность исполнения. В поисках другого подхода к обучению молодой человек снова отправился в Европу.
Попав в мюнхенскую мастерскую Антона Ашбе, Грабарь, наконец, почувствовал себя «в своей тарелке». В первые месяцы он завоевал доверие директора, который вскоре назначил его старостой класса и поручил заниматься новичками. Впоследствии Игорь Эммануилович стал руководителем одного из филиалов мастерской.
Художник прожил великолепные пять лет в городе Мюнхене, с 1896 по 1901 год. Здесь он творил свои произведения, передавал свои знания студентам, изучал работы скульпторов, архитекторов и художников. После поездки в Париж, он окончательно осознал, что его путь в искусстве будет связан именно с импрессионизмом.
По возвращении из Парижа в 1900 году, Грабарь претерпел значительные изменения в своем мышлении. Он осознал, что настоящий художник должен передавать на холсте свою собственную действительность. В своих воспоминаниях Игорь Эммануилович писал, что увиденные на выставке картины Мане, Курбе и Милле укрепили его желание изображать жизнь, близкую его сердцу.
После возвращения из путешествия, художник присоединился к сообществу «Мир искусства». Еще во время своего пребывания в Мюнхене он начал сотрудничать с основателями этого сообщества, и теперь он стал полноправным членом этой организации. Грабарь писал критические обзоры и рецензии на выставки, которые были очень авторитетны в мире творчества. Вначале Игорь был беспокоен тем, что общественность видит его только как критика, и не принимает его как художника. Но эти опасения оказались напрасными: на одной из выставок «Мира искусства» в 1902 году он представил десять своих картин, и каждая из них была благосклонно принята публикой. Покупка картины «Луч солнца» Третьяковской галереей только подтвердила его успех.
Целью работы «Мир искусства» была популяризация изучения каждым членом своих собственных корней. Увлеченный этой идеей, Грабарь стал все глубже погружаться в изучение искусства. Вдохновением для художника служил труд Александра Бенуа «История русской живописи в ХIХ веке». А вот работа Игоря Эммануиловича была названа «История русского искусства» и сначала опубликована издательством Иосифа Кнебеля. Этот труд стал ключевым достижением в исследовательской деятельности автора. После выпуска книги Грабарь был признан великим российским исследователем и экспертом по русской живописи.
Конечно, жизнь художника была далека от идеала. Он занимался научной деятельностью, но иногда задумывался о том, что упускает возможность стать живописцем. Он даже говорил, что с радостью отказался бы от груза архивов, исторических документов и прочих исследований, чтобы заняться любимым делом. Но ему пришлось сочетать искусство и науку об искусстве.
После проведения большой выставки своих работ в 1909 году, Игорь Эммануилович полностью посвятил себя научной и архитектурной работе и не касался палитры почти пять лет. Его знакомая, вдова врача Г. Захарьина, художественный критик, спроектировала мемориальный больничный комплекс в память умершего наследника семьи Захарьиных. Результатом стало здание, на котором отчетливо проступала увлеченность автора стилем итальянского архитектора Андреа Палладио.
В период революции публикация «Истории» прекратилась, однако автор не забросил своего произведения. Спустя много лет, уже в период советской власти, Грабарь вернулся к этому огромному труду. В середине 1950-х годов выпуск этого масштабного научного труда возобновился.
В 1913 году Игорь Эммануилович стал председателем попечительского совета Третьяковской галереи. В этой ответственной должности художник проработал до 1925 года.
Мало кто знает, что именно Грабарь оказал существенное влияние на превращение частной галереи Третьяковки в огромный музей всесоюзного значения. Руководитель провел реформы, касающиеся размещения полотен, что вызвало неоднозначную реакцию в творческом сообществе. При входе в обновленные залы Третьяковки, Суриков увидел свою «Боярыню Морозову» и остался поражен. Теперь картина была расположена так, что каждую ее деталь можно было увидеть издалека, сквозь анфиладу музейных залов. Восторженный художник поклонился Игорю Эммануиловичу до земли.
Однако не все поддержали нововведения. Противники реформ, в частности, бывший руководитель Илья Остроухов, настаивали на возвращении прежних порядков. Спор в итоге выиграл Грабарь, но это принесло ему огромные моральные усилия.
Через некоторое время новый куратор провел полный пересмотр и приступил к созданию каталога. Это была тщательная и трудоемкая работа, но Грабарь взялся за нее с огромным увлечением. Будучи человеком с огромным интересом к своему делу, он полностью погрузился в изучение происхождения полотен, оставляющего много вопросов до сих пор.
Снег и иней
Со временем деятельность издания «Мир искусства» прекратилась, и объединение распалось. Художник решил переехать в усадьбу Титово под Тулой. Именно в это время Грабарь нашел тему, которая стала символом всего его творчества – снег и иней. Картины с «алмазными узорами» стали своеобразной визитной карточкой мастера.
В провинции писатель сблизился с известным и гостеприимным художником Николаем Мещериным. В течение пятнадцати лет Грабарь посещал своего друга в его усадьбе Дугино, где он создавал прекрасные картины с зимними мотивами. Также здесь мастер обзавелся семьей, женившись на племяннице Мещерина Валентине. У них появились двое детей – Ольга и Мстислав.
В советский период
Раздался гром Октябрьской революции, нанесший разрушительный удар по различным сферам – от экономики до искусства. С появлением новой власти Игорь Эммануилович примирился и даже начал сотрудничать. Главной его задачей как искусствоведа было спасение и реставрация пострадавших картин. При участии художника был учрежден государственный музейный фонд, и была проведена национализация художественных собраний с их последующим распределением по музеям. На этот шаг Грабарь согласился, потому что это был единственный шанс сохранить культурное наследие.
Работая в Академии истории, руководя художественно-постановочным отделом Малого театра и преподающ в Московском университете, Игорь Эммануилович параллельно продолжал руководить Третьяковской галереей и организовывать уникальные выставки и экспозиции. К тому времени, его профессионализм был признан как в родной стране, так и за ее пределами, и он часто приглашался как эксперт на различные мероприятия по всему миру. В конце 1920-х годов Грабарь был удостоен звания заслуженного деятеля искусств, став первым его лауреатом.
С увеличением возраста, исследователю искусства становилось все сложнее заниматься несколькими направлениями одновременно. В результате он решил сосредоточиться исключительно на работе по реставрации произведений искусства, и к счастью, в то время было много работы в этой области. Для этой деятельности ему даже пришлось отказаться от должности в Третьяковской галерее и преподавания в Московском Государственном университете.
В 1930 году Игорю Грабарю исполнился пенсионный возраст, после чего он наконец-то смог вернуться к рисованию. Однако он так и не смог полностью посвятить себя этому любимому делу: до самых последних дней он продолжал свою исследовательскую и общественную деятельность.
В течение своей жизни автор занимался созданием монографий о своих предшественниках, и вот, настал момент написания собственной монографии. Произведение «Моя жизнь» было опубликовано в 1937 году. В это же время автор завершил работу над монографиями о Серове и Репине. Позже он стал руководителем Московского государственного художественного института.
Во время Великой Отечественной войны Игорь Эммануилович был эвакуирован на территорию Грузии. В 1942 году он был назначен руководителем комиссии по учету и охране исторических памятников.
К 1943 году Игорю Грабарю было уже больше семидесяти, однако он не собирался вести спокойную жизнь старика. Художник стал руководителем Института живописи, архитектуры и скульптуры, затем стал членом Академии наук СССР. После войны его назначили директором НИИ истории искусств при АН СССР, и он принимал активное участие в ее создании.
В 1947 году с его помощью были начаты реставрационные работы на территории Андроникова монастыря. Позже здесь был открыт Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.
Игорь Грабарь стал руководителем Государственных центральных реставрационных мастерских и оставался на этом посту до самой смерти.
Личная жизнь
Вступив в брак с Валентиной, которую он назвал «барышней в стиле Тициана», Грабарь обрел истинное счастье. В их браке появились сын Мстислав и дочь Ольга. Оба дети выбрали себе профессии, далекие от искусства — математика и биохимика.
Герои многих картин Грабаря — это его любимая жена и дети. Наиболее известные полотна художника — «За самоваром», «Портрет жены художника», «За чтением» и «Зимой». По всей видимости, по любви, с которой автор изображал свою семью, его личная жизнь в то время была счастливой.
Но невзгоды не заставили себя долго ждать. Из-за болезни, вызванной гормональным сбоем, Валентина начала терять рассудок. Несколько раз ее отправляли на лечение, но результаты были нулевые. После возвращения из клиники для работников, женщина вела себя странно, ее поведение было необычным. В конечном итоге жена создателя просто исчезла, не дав семье ни единого шанса найти ее.
По прошествии времени после ухода своей супруги, художник Грабарь обратился к ее сестре Марии с просьбой помочь ему в воспитании детей. В дальнейшем эта женщина стала второй женой художника.
Смерть
Игорь Грабарь прожил долгую и насыщенную жизнь, полную событий. В 1960 году он скончался, не дождавшись своего 90-летнего юбилея всего на год. Его последнее пристанище — Новодевичье кладбище.
Через всего четыре года после смерти своего мужа, Мария ушла из жизни и была похоронена рядом с ним.