Игорь Николаевич Ясулович – выдающийся педагог, режиссер, сценарист, актер кино и театра. Он заслуженно признан самым ярким актером второго плана, выиграв Государственную премию и присвоив себе звание Народного артиста.
Детство и юность
Игорь Ясулович — актер, играющий роли второго плана, но при этом несущий огромную смысловую нагрузку для фильма. Его эпизодические персонажи появлялись в культовых советских картинах. Благодаря уникальному тембру голоса, Игоря Николаевича пригласили работать актером дубляжа, и он озвучил более сотни кинолент.
Будущий народный артист родился в 1941 году в Залесском посёлке, расположенном в Самарской области. Это селение до 1952 года называлось Рейнсфельд и было частью немецкой колонии-поселения. Однако предки Ясуловича не имели немецких корней, у них были белорусские корни.
Родители Ясуловича не имели никакого отношения к миру искусства. Отец мальчика прошел всю войну, служа в советской армии, и мама занималась воспитанием детей и домашним хозяйством. После окончания войны семья переехала в Таллин, где Игорь начал учиться в местной школе и стал участником театрального кружка под руководством Ивана Россомахина. В детстве мальчик мечтал о карьере артиста под влиянием таллинского актера. Несмотря на надежды мамы, что Игорь пойдет по стопам брата и поступит в политехнический институт, отец поддержал желание младшего сына связать свое будущее с театром.
Сразу после того, как Игорь получил свой аттестат об окончании школы, он отправился в Москву, чтобы подать документы в ГИТИС. К сожалению, его не приняли. Но он не унывал и пошел во ВГИК, где его зачислили к талантливому педагогу Михаилу Ромма.
Через двенадцать лет после получения диплома ВГИКа Игорь решил вернуться к своему учителю, чтобы совершенствовать свои знания. На этот раз его интересы связаны с режиссерским факультетом. В 1974 году он успешно получил второй диплом, не жалея потраченных лет на обучение.
Игорь Николаевич закончил театральный вуз и начал свою карьеру в театре-студии пантомимы «Эктемим». Он проработал там два года, создавая яркие образы благодаря своему росту и фигуре. Потом он перешел в Театр-студию киноактера в Москве, где отработал тридцать лет и сыграл свои самые запоминающиеся роли.
В 1994 году Игорь Николаевич присоединился к МТЮЗ и с успехом сыграл в спектаклях «Скрипка Ротштльда», «Черный монах», «Борис Годунов» и «Гроза».
В это время своей жизни актер начал передавать свое мастерство и опыт молодому поколению. Он открыл свою мастерскую в ВГИКе и начал совместный проект с Александром Тителем в ГИТИСе. Актер верит в силу театральной династии и не видит ничего плохого в том, что дети других актеров хотят стать такими же как их родители. По его мнению, это не из-за связей крови, а из-за окружения и воспитания. В то же время Ясулович считает, что дети, которые с детства видят театральный и кинематографический мир изнутри, будут более успешными в этой профессии, чем те, кто не понимает этой жизни.
Выбор студентов для класса Ясуловича зависит от знакомой ему фамилии претендентов. Этот принцип вызвал скандал и массу негативных отзывов от общественности, поклонников и критиков.
Фильмы
Карьера Игоря Николаевича в кино началась с участием в фильме под названием «Девять дней одного года», который был снят талантливым режиссером и наставником актера, Михаилом Роммом. Этот фильм, созданный в 1961 году, считается эталоном кинематографа того времени и относится к жанру сложной интеллектуальной драмы. В нем Игорю была предложена небольшая роль, но он смог продемонстрировать весь свой талант. Кстати, он был единственным студентом режиссера, которого Михаил Ромм пригласил на съемки, что безусловно говорит о его будущем успехе в кинематографе.
Помимо уже упомянутых актеров, на съемочной площадке также присутствовали Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский и Кирилл Лавров. Известные артисты того времени не проявляли звездных амбиций, а просто общались со всеми на съемочной площадке и предпочитали «ты» в общении. На съемочной площадке всегда царила дружеская атмосфера, хотя это удивляло Игоря. Он не одобрял такое обращение, считая его неподобающим. Из-за этой причины молодый актер Ясулович не разрешает такого отношения к себе или другим известным коллегам.
С момента первых съемок актер продолжал работать без перерыва. Его личная кинематографическая коллекция состоит из более чем ста семидесяти фильмов. Среди них есть и сериалы, и полнометражные ленты. Обычно Игорю предлагают роли второго плана, но даже эпизоды с его участием так ярко выделяются, что они запоминаются зрителю. Многие фразы, сказанные его персонажами, стали цитатами. В то же время в жизни талантливого актера не случилось той ключевой роли, которая принесла бы ему ошеломляющий успех.
Поклонники творчества Ясуловича неоднократно замечали его поразительное сходство с другим известным актером — Александром Абдуловым. Но их «похожесть» заканчивается на этом. Ясулович на двенадцать лет моложе своего коллеги, и те, кто видел их в кино, сразу замечают, что их стиль игры совершенно различен.
Игорь Николаевич сыграл разнообразные роли на экране, от танцора-очкарика в «Приключениях Кроша», до инженера Щукина в «Двенадцати стульях» и мужа Эллочки Людоедки в «Сто грамм для храбрости». Все эти образы, хоть и не были главными, оставили свой след в памяти зрителя.
В течение всей своей карьеры актер всегда был открыт для различных ролей и готов был к любым экспериментам. Поэтому его творческая биография полна картин разных жанров, от драмы до комедии, а затем – мелодрамы. Его амплуа довольно необычна – он играет скромных, порядочных, немного простодушных интеллигентов с изюминкой и хитринкой.
Когда дело касается киноискусства, наибольший успех в этой области достался Ясуловичу благодаря участию в детских фильмах. Он сыграл роль Эно в детской сказке «Мио, мой Мио», в фильме «Лиловой шар» он предстал в образе Кощея Бессмертного, а в знаменитом фильме «Гостья из будущего» он исполнил роль сотрудника космодрома по имени Электрон Иванович. С 1976 по 2010 год актер регулярно участвовал в новых выпусках шоу «Ералаш». В период с 1966 по 1987 год он также принимал участие в сатирическом киножурнале под названием «Фетиль».
В начале 2000-х годов актер начал активно появляться в сериалах, однако съемки в авторских проектах оставались для него особенно важными. Одним из таких проектов стала картина «Человек-ветер» по роману Маркеса. В этом фильме Игорю Николаевичу предложили роль ангела, который, несмотря ни на что, стареет так же, как и люди.
В 2000 году Игорь Ясулович стал лауреатом Государственной премии, а год спустя был удостоен звания Народного артиста России. Получение подобных наград, безусловно, приятно. Однако в интервью для телепередачи «Наедине со всеми» артист признался, что не любит получать награды и отмечать юбилейные даты. По его мнению, лучшая награда — это аплодисменты в конце спектакля.
Работая в полнометражных картинах последних десятилетий, Игорь Ясулович снялся в таких фильмах, как «Соломея», «Всегда говори всегда», «Коробка». Среди сериалов это, конечно же, «Каменска», «Статский советник», «Ермоловы» и «До смерти красива».
«Три сестры» – это фильм, снятый по знаменитой пьесе русского писателя Антона Чехова, который занимает особое место в актерской карьере. Вместе с Игорем Николаевичем на съемочной площадке работали такие же известные коллеги, как Анна Каменкова, Людмила Полякова, Ирина Мазуркевич, Александр Балуев, Максим Суханов. Премьера состоялась в 2017 году на кинофестивале «Кинотавр». Режиссер смело перенес все события из пьесы в современный мир, при этом увеличив возраст главных героев.
В 2018 году Ясулович получил предложение сыграть роль в фильме на военную тематику под названием «Коридор бессмертия», который рассказывает о блокаде Ленинграда. Также в том же году он снялся в известной мелодраме «Личное пространство». Кроме того, актер принял участие в комедийном проекте под названием «Только не они», в котором рассказывается о героях, спасающих мир от опасности, несмотря на то, что они обычные лентяи, тратящие жизнь на тусовки. Ясулович сыграл рядом с молодыми актерами, включая Полину Максимову, Дарью Храмцову, Дениса Бузина, Евгению Туркову, Данила Стеклова и Юлию Хлынину.
Если мы рассмотрим прошедший 2018 год, то необходимо упомянуть фильм с названием «Кровавая барыня». В этом кинематографическом произведении, повествующем о жестокой знатной даме Дарье Салтыковой, известный актер исполнил роль князя Ивана Гавриловича Цицианова.
Дубляж
Благодаря неповторимому звучанию голоса Игоря Ясуловича он получал множество приглашений на озвучивание фильмов. Сам он присутствует за кадром в киноленте «Театр», где главную роль исполнила Вия Артмане. Голос Игоря Николаевича звучит и в фильме «Д’Артаньяне и трое мушкетеров», где он озвучил Арамиса. Кроме этого, можно услышать голос Ясуловича в таких картинах, как «Блеф», «Пятый элемент», «Профессионал» и в четвертом эпизоде «Звездных войн».
Личная жизнь
Игорь Николаевич выбрал в качестве своей жены Наталью Егорову, дочь известного в советское время артиста и режиссера Юрия Егорова. Он утверждал, что их семейная жизнь построена на взаимной любви и отрицал связь с «звездным» отцом его супруги. Никто не пытался использовать их семейное положение в своих интересах.
Наталья Юрьевна не связана с миром кино, но тесно связана с миром искусства, так же как и ее супруг. Она окончила МГУ по специальности искусствоведа и работала в школе-студии при МХАТе. Они познакомились на празднике у общих знакомых, когда Наталья была еще студенткой, но быстро стали жить вместе в квартире, принадлежащей ее дедушке и бабушке.
По их собственным словам, их отношения были очень простыми и без пафоса. Их свадьба была также простой и понятной, они просто решили расписаться и поехали в ЗАГС. Небольшое празднование устроили дома в кругу родных и друзей.
Семейная жизнь популярного актера и его жены складывается удачно. В браке у них родился сын по имени Алексей, который, подобно своему отцу, выбрал себе карьеру режиссера и актера. Мальчик попал на съемочную площадку еще в детстве, и Игорь Николаевич поддержал его амбиции. Если посмотреть на юношеские фотографии, то становится очевидно, насколько сильно сын похож на своего отца.
Алексей поженился во второй раз. У него из первого брака растет дочь Вера, которая закончила РАТИ и стала продюсером, продолжая творческую династию. В 2008 году Алексей обрадовал родителей вторым внуком. Вторая жена родила дочь Глафиру. Игорь Николаевич сегодня уделяет много внимания младшей внучке, рассказывая о ее талантах в интервью.
Игорь Ясулович активно участвует в политической и общественной жизни и откровенно об этом не скрывает. Он постоянно участвует в различных благотворительных мероприятиях, антивоенных акциях и митингах в защиту прав человека. Он также является членом общественной комиссии, занимающейся независимым расследованием событий, произошедших на Болотной площади. Игорь Ясулович открыто высказал свою позицию по делу политических заключенных Патона Лебедева и Василия Алексаняна, а также участников музыкальной группы Pussy Riot, требуя их освобождения.
В 2012 году Игорь Ясулович поддерживал Михаила Прохорова в его предвыборной кампании на пост президента России. Кроме того, именно он выступил инициатором создания движения «Конгресс интеллигенции против войны, самоизоляции России и реставрации тоталитаризма».
Игорь Ясулович сейчас
Сегодня популярный актер все больше времени уделяет театральной сцене. Он не только выступает, но и режиссирует новые постановки. Игорь Ясулович полностью осознает свой возраст и понимает, что главные роли ему уже не светят. Но его страсть к театру неизлечима, поэтому он готов играть любые предложенные ему роли.
В 2019 году выдающийся актер принял участие в производстве таких кинолент как «Дипломат», «Дорогой папа», «Формула мести». Позже театральные критики обсуждали его участие в спектакле под названием «Мельников. Документальная опера», которая была поставлена на сцене театра в 2020 году. Если вы посетите официальный веб-сайт театра, то сможете прочитать краткое описание этой постановки. На основе реальной истории жизни архитектора Константина Мельникова, работавшего в стиле авангард, этот спектакль показывает его поздние годы. В этой постановке Игорь Ясулович играет роль главного героя в его последние годы жизни.
Факты
- От природы актер обладает стройным телосложением, и спортивные занятия помогают ему поддерживать свою форму. В зрелом возрасте актер по-прежнему обладает гибкостью и подвижностью, которые он продемонстрировал во время съемок. Например, в фильме «Ай лав ю, Петрович» он пробегал через овраги и совершил потрясающий прыжок на платформу движущегося поезда. В других кинолентах можно увидеть, как Ясулович самостоятельно выполняет трюки с автомобилем или бежит по крыше поезда.
- В свое время актер получил от коллег смешное прозвище «пионер советской эротики». Это произошло после его роли Щукина в фильме «12 стульев», где герой сидит на лестничной площадке голым, в мыльной пене и прикрывается лишь одной мочалкой. Сцена вышла не с первого дубля, и актеру Игорю Ясуловичу пришлось вытерпеть быстрооседающую пену, которая еще и жутко щипалась.
Избранная фильмография
- 1961 — Девять дней одного года
- 1965 — Через кладбище
- 1965 — Время, вперёд!
- 1966 — Город мастеров
- 1966 — Не самый удачный день
- 1967 — Операция «Трест»
- 1968 — Майор Вихрь
- 1968 — Бриллиантовая рука
- 1968 — Щит и меч
- 1969 — Вальс
- 1971 — Двенадцать стульев
- 1971 — Ехали в трамвае Ильф и Петров
- 1972 — Бой после победы
- 1972 — Приваловские миллионы
- 1974 — Парашюты на деревьях
- 1975 — Не может быть!
- 1976 — 100 грамм для храбрости
- 1980 — Через тернии к звёздам
- 1981 — Семь счастливых нот
- 1982 — Предчувствие любви
- 1982 — Кафедра
- 1982 — Нежданно-негаданно
- 1983 — Золотые рыбки
- 1983 — Прощай, Мэри Поппинс!
- 1983 — Забавный любовник, или Романтические истории сэра Джона Фальстафа
- 1983 — Оставляя следы
- 1984 — Восемь дней надежды
- 1984 — Пришла в гости из будущего
- 1984 — Возможность
- 1987 — Фиолетовый шар
- 1987 — Мио, мой Мио
- 1987 — Друг
- 1987 — Гардемарины, идем вперед!
- 1988 — Актриса из Грибова
- 1989 — Криминальный квартет
- 1990 — Сестрички Либерти
- 1990 — Подземелье ведьм
- 1991 — …По прозвищу «Зверь»
- 1992 — Черный квадрат
- 1993 — Русская певица
- 1993 — Осенние соблазны
- 1994 — Тайны Петербурга
- 1997 — Королева Марго
- 1999 — Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского
- 2001 — Саломея
- 2002 — Не думай об этом!
- 2003 — «Сибирочка»
- 2004 — «Четыре таксиста и собака»
- 2005 — «Брежнев»
- 2005 — «Статский советник»
- 2006 — «Убойная сила 6»
- 2007 — «Свадьба. Дело. Смерть»
- 2008 — «Сад»
- 2009 — «Глухарь. Приходи, Новый год!»
- 2011 — «Охотники за бриллиантами»
- 2012 — «Обратная сторона Луны»
- 2017 — «Коридор бессмертия»
- 2017 — «Серебряный бор»
- 2019 — «Формула мести»
- 2021 — «Седьмая симфония»