Игорь Моисеев — выдающийся артист балета, танцовщик, балетмейстер, педагог, хореограф, общественный деятель. В 1953 году он был удостоен звания народного артиста СССР, а в 1976 году стал Героем Социалистического Труда. Трижды он был удостоен Сталинской премии, а также получил Ленинскую премию, две Государственные премии — СССР и РФ. Игорь Моисеев был награжден тремя орденами Ленина.
«Использование жизни для дел, которые проживут нас, является ее величайшей ценностью». Эти слова принадлежат известному американскому философу и психологу Уильямсу Джеймсу, и вполне подходят к Игорю Моисееву – человеку, проведшему 80 (!) лет на сцене и создавшему около трехсот танцев. Его называют величайшим хореографом 20-го века, оказавшим огромное влияние на развитие хореографического искусства не только на Родине, но и во всем мире. Именно он превратил народный танец в настоящее достояние мировой культуры.
Детство
Игорь Моисеев появился на свет в столице Украины 21 января 1906 года. Его отец, Александр Моисеев, был учёным юристом и наследником юридической практики своего отца. Он владел отлично французским языком, часто посещал Париж, где и встретил свою будущую жену – модистку Анну Грэн.
После того как Александр Моисеев привёз свою жену в Киев, всё казалось благополучным, но из-за своих критических высказываний в адрес власти он скоро оказался в тюрьме, когда Игорь ещё был младенцем. Анна решила не рисковать жизнью сына и увезла его во Францию, где разместила в пансионе в Париже, а сама отправилась обратно, чтобы освободить любимого мужа из тюрьмы.
Жизнь в пансионе была нелегка для Игоря. Мальчику было нелегко соответствовать требованиям, учитывая свою молодость по сравнению с другими детьми. Воспитатели также часто забывали о возрасте Игоря, относясь к нему также строго, как и к старшим ребятам. После того, как его отец оправдался и был освобожден из тюрьмы, мать забрала Игоря и они переехали в Москву.
Отец не хотел, чтобы Игорь воспитывался на улице, поэтому он старался развить у него интерес к истории и восточной культуре. Вместе с мамой они занимались музыкой и рисованием. В четырнадцатилетнем возрасте Игорь попал в балетную студию по решению отца. Его наставником стала Вера Масолова, бывшая балерина Большого театра.
Прошло всего несколько месяцев, и Масолова осознала, что перед ней талантливый танцор, чьи способности необходимо развивать. Она настаивала на том, чтобы он продолжал обучение в хореографическом техникуме у Большого театра. Она верила, что он успешно пройдет все вступительные экзамены. И все случилось именно так, Игоря принял в свой класс главный балетмейстер Большого – Александр Горский.
Когда Моисеев достиг восемнадцати лет, он уже был участником труппы Большого театра, где вначале играл незначительные роли и в основном занимался массовкой. Его заработная плата была скромной. Первую зарплату Игорь потратил на покупку нового чайника, так как старый уже был в таком ужасном состоянии, что постоянно протекал. Каждый раз мама заклеивала его скотчем, чтобы временно заделать течь. Покупка нового чайника стала поводом для гордости и радости в семье.
Через некоторое время в театре произошла смена балетмейстера. Касьян Голейзовский занял место Горского. Действующая балетная труппа была недовольна его постановками, художественным оформлением и выбранной тематикой спектаклей, а также новаторским подходом к хореографии. Многие именитые артисты отказывались работать под его руководством, поэтому он предпочитал для своих постановок молодых танцоров.
В постановке «Легенда об Иосифе Прекрасном» в главной роли должен был выступать Василий Ефремов, а Игорь Моисеев был предназначен для ведущей роли второго состава. Однако из-за заболевания Ефремова, его роль была передана Моисееву, который позднее также солировал в постановке «Теодолинда».
Все шло гладко, пока однажды Моисеев не выступил в защиту балетмейстера Голейновского, игнорируя указания театрального руководства. Это послужило причиной его увольнения, однако вскоре танцора снова приняли на работу в театр, хотя новых ролей для него не нашлось. В течение года Игорь не исполнил ни одной партии. Волей случая «опала» вскоре закончилась. Прима-балерина театра Екатерина Гельцер осталась без танцовщика-партнера из-за травмы его спины. Требовалась срочная замена, и выбор пал на Игоря Моисеева.
В процессе этого периода творческого затишья Игорь пришел к определенным выводам. Он осознал, что можно не только танцевать, но и самому создавать спектакли. Таким образом, в его жизни произошли значительные изменения. В 1926 году вместе с режиссером Симоновым Игорь Моисеев стал постановщиком балета «Красавица с острова Лю-Лю». Эта постановка была восторженно встречена московской публикой.
Через год руководство Большого театра предложило Моисееву поставить на его сцене балет «Футболист». Игорю исполнилось всего 24 года.
Моисеев был очень заинтересован в народных танцах, и в 1937 году он организовал первый в СССР ансамбль народного танца. В 1943 году при этом ансамбле была открыта школа-студия. И его примеру последовали и другие республики СССР, где появлялись аналогичные ансамбли народных танцев. И за границей не отставали.
Игорь Моисеев стал легендарной фигурой еще при жизни. С помощью танца он смог объединить не только разные страны, но и континенты. После каждого гастроля репертуар ансамбля пополнялся новым танцем, то аргентинским гаучо, то югославской дзюрдевкой, то мексиканской сюитой, или венесуэльской хоропой.
Славяне воскресили забытые корни своего народного танца не только в России, но и в других странах, демонстрируя свое мастерство перед многочисленной аудиторией. Зрители Голландии стоя аплодировали им, а в местной газете появилась статья, характеризующая русский танец как просто дьявольский. Ансамбль Моисеева получил аплодисменты от Италии, Франции и Китая, а их выступления проходили при полном аншлаге.
Игорь Моисеев был награжден огромным количеством престижных наград еще при жизни. Ведь именно он стал основателем нового жанра народного танца на сцене.
Личная жизнь
Популярность у женщин всегда сопутствовала Моисееву. Он вступил в брак три раза. Начиная с брака с Ниной Подгородецкой, балериной Большого театра. Тем не менее, этот союз быстро распался, и супруги оказались в разводе.
Балетмейстер во второй раз обрел свое личное счастье с танцовщицей Тамарой Зейферт, которая была заслуженной артисткой РСФСР. Разница в возрасте между супругами составляла десять лет. У Тамары и ее супруга родилась дочь по имени Ольга, которая продолжила семейную традицию.
Ольга добилась успехов в своей карьере, но ее сын, внук Игоря Моисеева, Владимир, стал еще более известным. Он также выдающийся танцор и солист Большого театра. Владимир основал Русский национальный балетный театр.
Ирина Чагадаева, дочь дворян, стала третьей женой Моисеева. Их знакомство произошло в 1943 году, когда молодая девушка в возрасте 16 лет присоединилась к ансамблю 35-летнего Моисеева. Однако судьба соединила их только в 1974 году, когда они стали мужем и женой. Они прожили вместе более 40 лет, всегда держась за руки, словно боясь расстаться хотя бы на минуту. Много лет спустя Моисеев признался, что самое лучшее в его жизни произошло после того, как он взял в жены свою Ирушу.
Смерть
Игорь Моисеев прожил долгую и насыщенную жизнь. Она была далека от спокойства, но полна значимых событий, таких же как его танцы. Он ушел из жизни 2 ноября 2007 года, в возрасте 101 года. Смерть наступила из-за проблем с сердцем, вызванных гипертонией и ишемической болезнью, с которыми он боролся в последние годы.
Ритуальное прощание с Моисеевым проводилось в Концертном зале им.Чайковского, который является местом, где он поставил более трехсот балетов, установивши свой уникальный рекорд, зафиксированный в Книге рекордов Гиннесса. Великий танцор был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.