Игорь Сикорский — выдающийся американский и советский конструктор, изобретатель и ученый. Его имя связано с разработкой гидросамолетов и многомоторных воздушных судов. Он считается основателем современных бомбардировщиков, одномоторных вертолетов и четырехмоторных самолетов.
Детство и юность
Весной 1889 года на Украине появился на свет Игорь Сикорский. Его родной город — Киев. В его семье было пятеро детей, и он был вторым по счету.
С самого детства Игорь проявлял огромный интерес к изобретательству. Родители поддерживали его творческие устремления. Отец Игоря был психиатром и преподавателем в Киевском университете. Мать также имела медицинское образование и увлекалась творчеством Леонардо да Винчи, включая изобретения великого итальянца.
С самого детства Игорь увлекался изобретательством. Он конструировал электрические батарейки, которые позднее питали его электромотор. Молодой инженер изучал физику и постоянно проводил различные эксперименты. Уже в 12 лет Игорь смог собрать миниатюрный вертолет, используя обычную резинку в качестве двигателя. Получившаяся модель смогла взлетать в воздух.
В 1903 году Игорь Сикорский поступил в Морское училище в Санкт-Петербурге. Он решил следовать за своим старшим братом, который мечтал о военной карьере. Однако через три года Игорь понял, что его призвание — в инженерной работе, а не в военной службе. И он покинул военное училище, чтобы продолжить свою инженерную деятельность.
Однако, молодому парню так и не удалось поступить в инженерный вуз в России из-за революционного движения. Вместо этого он отправился в Париж и начал учиться в школе Дювигнау да Ланно. Через несколько месяцев он вернулся в родной Киев и поступил в политехнический институт, где принимал участие в кружке Николая Делоне, знаменитого математика и теоретика воздухоплавания. В этом кружке также участвовал Сикорский.
Авиастроение и наука
Карьера Игоря Сикорского началась в молодом возрасте, но его интерес к авиации был укоренен определенным событием. В 1908 году Игорь посетил Берхтесгаден со своим отцом, где они узнали о полетах братьев Райтов. Также до них донеслись слухи о запуске дирижаблей графа фон Цеппелина.
Игорь был вдохновлен новостями о невиданных летающих машинах. Остановившись в отеле, он собрал рабочую модель вертолета. Хотя у начинающего моделиста получилась слишком громоздкая модель, которая едва могла оторваться от пола.
Семья обнаружила у Игоря небывалый талант в изобретении и решила поддержать его. Сестра Ольга даже выделила деньги на покупку необходимых деталей для создания более мощной машины. Игорь сразу же собрал улучшенную модель. В 1911 году он уже создал два работающих самолета, один из которых мог поднять 147 кг. В настоящее время этот вертолет является экспонатом на выставке в Киеве.
В 1910-м году было изобретено устройство для движения по снегу, которое получило название «аэросани». Примерно в это же время появился первый летательный аппарат, созданный авиаконструктором Сикорским, который смог успешно подняться в воздух. В дальнейшем Игорь получил квалификацию летчика. Начиная с 1912-го года он занял должность главного конструктора на петербургском вагонном заводе.
В это время изобретатель разрабатывает проекты самолетов с названиями «Русский витязь» и «Илья Муромец». Эти модели послужили прототипом для создания многомоторных летательных аппаратов. К 1917 году было выпущено около 90 моделей последнего проекта. Летательные аппараты активно использовались в Первой мировой войне. Интересно, что первую модель Сикорский лично подарил Николаю II.
Игорь часто получал почетные награды за свои изобретения, которые были признаны лучшими на военных состязаниях. Практически каждая модель демонстрировала отличные аэродинамические характеристики, но он всегда стремился к совершенству. Вскоре его самолет С-6а был удостоен золотого приза на выставке в Москве. В 1915 году Игорь создал модель С-16, которая была задумана как истребитель для сопровождения «Ильи Муромца» во время боевых действий и для защиты российских аэродромов.
Когда начались революционные события, Сикорский покинул новую страну Советов и эмигрировал. По поводу причин его эмиграции и способов покинуть страну существует несколько версий. Одни утверждают, что в 1918 году он оказался в Архангельске, где почти не было большевиков, что помогло ему покинуть Россию. По другой версии, он прибыл в Мурманск с теми же целями. Никто не знает точно, куда сначала направился Игорь Сикорский. Некоторые говорят, что он сначала приехал в Лондон или Ливерпуль. Одно известно наверняка — в конце опасного путешествия он оказался в Париже.
Известный авиаконструктор с мировым признанием был востребован во Франции. Он предложил свои услуги французам и получил заказ на изготовление пяти бомбардировщиков. Однако после подписания мирного соглашения в 1918 году французская сторона потеряла интерес к российскому ученому и аннулировала договор. Тем не менее, Сикорский решил отправиться в Америку.
В следующем году Игорь прибыл в Нью-Йорк. Сначала он работал рядовым преподавателем математики. Только в 1923 году он основал свою собственную аэроинженерную корпорацию. Было непросто управлять бизнесом для недавнего ученого, но к 1929 году он смог погасить все долги и наладить производственные процессы. Бизнес принес ему значительный доход.
Тем не менее, Сикорский продолжал заниматься изобретательской работой. Он разработал приблизительно 15 различных моделей самолетов, после чего приступил к разработке проекта вертолетов с одним винтом. Впоследствии такие вертолеты стали широко распространены в авиации. Первый экспериментальный аппарат взлетел в 39-ом году. Интересно, что этот вариант был улучшенной моделью той машины, которую ученый создал в молодости, в 1909-ом году.
Самолеты и вертолеты для военной и гражданской авиации создавал известный авиаконструктор Сикорский. Последней его разработкой был самолет S-58. Однако даже после ухода на пенсию и смены руководства в своей компании, он продолжал свою работу, оставаясь её консультантом.
Личная жизнь
Игорь несколько раз вступал в брак. Его первой женой была Ольга Симкович. У них родилась дочь, которая осталась с матерью после развода. В 1923 году девочку привезли к отцу во время эмиграции семьи в Америку.
В Соединенных Штатах Америки Игорь решил попробовать начать новую семейную жизнь. Его второй супругой стала Елизавета Семенова (Элизабет Семион). Елизавета родилась на Дальнем Востоке, но, как и многие представители российской интеллигенции, эмигрировала в Америку. Влюбленные обвенчались в США. В браке у них появилось четверо сыновей. Забавно то, что два из детей Игоря Сикорского последовали его примеру и выбрали себе жизненный путь в области аэронавтики.
Смерть
Игорь Сикорский прожил долгую и удивительную жизнь, скончавшись в возрасте 83 лет в 1972 году в городке Истон, штат Коннектикут. Причиной смерти великого авиаконструктора стали заболевания, распространенные в преклонном возрасте. Его прах почилили на кладбище Святого Иоанна Крестителя.
Не смотря на эмиграцию и работу в Америке, Игорь никогда не забывал о России. Он считал себя русским и прикладывал все усилия, чтобы популяризировать русскую культуру за рубежом. Он сделал огромный вклад в развитие русского языка и культуры России — основав русскую школу, оперу и православную церковь. После его смерти школа, опера и церковь продолжили свою деятельность.
Несмотря на свои великие способности, коммерческий успех изобретений и их высокий спрос, Сикорскому долгое время не было уделено международного признания. Только через 30 лет после его ухода из жизни его фотографии появились в учебниках как великого ученого.