Игорь Стравинский — выдающийся дирижер, композитор и музыкант из России, чей творческий стиль отражает музыкальный модернизм.
Игорь Стравинский — один из величайших музыкальных деятелей XX века. Он был не только талантливым дирижером и исполнителем, но и композитором, который привержен традициям модернизма.
Детские годы
В 1882 году на окраине Петербурга появился на свет мальчик, который в дальнейшем станет одним из самых великих музыкантов в мире. Отец Игоря был известным солистом Мариинского театра. Федор много лет выступал на сцене этого легендарного театра и даже удостоился звания заслуженного артиста имперской России. Мать мальчика, Анна, была не менее талантливой пианисткой, часто аккомпанирующей своему знаменитому супругу. В их доме собирались самые выдающиеся люди эпохи, особенно стоит отметить дружбу отца семейства с великим писателем Достоевским.
В девятилетнем возрасте Игорь впервые сел за клавиши, и с тех пор не расставался с этим инструментом. Он не только талантливо исполнял музыку других композиторов, но вскоре начал создавать свои собственные шедевры. После окончания гимназии мальчика отправили учиться в университет Петербурга. Сначала он получил юридическое образование, но даже там не оставил музыку – самостоятельно изучал и даже брал уроки у другого великого музыканта-самоучки, Римского-Корсакова.
Два музыканта познакомились благодаря дружбе Игоря с сыном Римского-Корсакова. Композитор сразу увидел несомненный талант у Игоря и посоветовал ему поступить на консерваторское обучение. У молодого человека было достаточно знаний для этого. Педагог помогал ученику разобраться в нюансах создания оркестровок и корректировал его музыкальные произведения. Вскоре композитор использовал свое влияние, чтобы музыка Стравинского начали исполнять на концертах.
Музыка
Подобно своему знаменитому учителю, Игорь в начале своей музыкальной карьеры притягивался к народным мотивам и сказочным сюжетам. Это проявлялось уже в его ранних произведениях.
В 1908 году Игорь написал два произведения, которые исполнил знаменитый оркестр, игравший перед императором. После года постоянных выступлений маэстро, на один из его концертов пришел Сергей Дягилев. Известный художественный деятель был восхищен талантом молодого музыканта. Между Игорем и Сергеем возникла дружба, которая впоследствии привела к плодотворному сотрудничеству. Вскоре Дягилев заказал у Стравинского аранжировки для балетных выступлений. Через год музыкальный деятель снова обратился к талантливому другу, на этот раз для заказа аранжировки к новому балету под названием «Жар-Птица».
В 1910 году произошла премьера балета, который имел ошеломляющий успех. Игорь Стравинский превратился из молодого и неопытного музыканта в настоящего мастера композиторского искусства в глазах общественности. В следующем сезоне состоялся выход второй совместной работы Стравинского и труппы Дягилева. Балет с названием «Петрушка» также был обречен на успех и вызвал огромный ажиотаж.
Стравинский был восторжен своими творческими достижениями, он даже задумал провести небольшой эксперимент. План композитора, который он осуществил в парижском театре, вызвал много шума. Это произошло на концерте, где была исполнена «Весна священная». Зрители сразу же начали возмущаться: кто-то был поражен и разочарован смелым танцем, а кто-то – неоднозначной музыкой. Нашлись и поклонники необычной постановки, они только приветствовали смелость автора. По словам очевидцев, танцоры в тот день просто не могли расслышать музыку – так сильно гудел возмущенный зал.
С этого эпохального концерта в музыкальных кругах Стравинский становится автором шумной «Весны…». Его даже прозвали сторонником деструктивного модернизма. Игорь решает отправиться в путешествие и уезжает в другую страну. 1910 год он встретит во Франции.
После этого наступила Первая мировая война. Начавшиеся боевые действия мешают «Русским сезонам» и мешают музыканту получать оплату. К 1914 году молодая семья Стравинских оказывается на грани бедности. Все же Игорь продолжает творить, и его все больше привлекают народные мотивы и русские сказки. В то же время музыка композитора становится более строгой и стремится к простоте, сохраняя свою знаменитую ритмику.
Начиная с 1914 года, музыкант приступил к творчеству над новым балетом под названием «Свадебка». Труд над этим произведением затянулся на несколько лет и был завершен лишь в 1923 году. Композиция основана на русских деревенских песнях, известных своим исполнением на свадебных и венчальных церемониях. В 1920 году Игорь Стравинский создал еще одно знаменитое произведение, которое стало шедевром – «Симфония для духовых».
Вскоре художник погружается в новые концепции в своем творчестве — неоклассицизм. В этом стиле он создает свои новые произведения, полностью отказываясь от национального колорита. В последующих композициях Стравинский начинает давать свое видение старой европейской музыки, экспериментируя с историческими стилями. С 1924 года музыкант решает прекратить выступления в качестве дирижера и пианиста. Теперь его внимание полностью сосредоточено на создании музыкальных произведений.
После окончания Второй мировой войны концерты маэстро стали особенно популярными.
В 1926 году музыкант столкнулся с непростыми временами. Это время стало поворотным в его духовной жизни, влияя на его творчество. Духовный кризис привел к изменениям в личности Стравинского, отразившимся в его последующих музыкальных работах. Религиозные мотивы стали особенно заметны в его произведениях, таких как «Царь Эдип», и даже либретто было написано на «церковном» языке католицизма – на латыни.
Кроме творчества, маэстро попробовал себя в роли преподавателя. Он вёл занятия в Гарварде в США, читая лекции по музыкальной поэтике.
В середине прошлого века в Европе начали меняться стилистические предпочтения. Общество стало интересоваться другим стилем — Авангардом. Любовь к неоклассике, которая была популярна в начале века, постепенно угасала. Музыка Стравинского, которая когда-то была в тренде, теряла свою актуальность. Композитор впадал в депрессию. Его последними экспериментальными произведениями стали «Памяти Дилана Томаса» и «Кантана».
Несмотря на все трудности, композитор не останавливается. Даже после инсульта и проблем со здоровьем, он продолжает творить. Вот уже на пороге своего 84-летия он создает «Реквием». Это нежное и лирическое произведение становится своеобразным олицетворением творчества Стравинского, символом его таланта и неиссякаемой энергии.
Музыкальный стиль
Эксперты и сам Стравинский подчеркивали «русскость» звучания его музыки. Композитор активно использовал мотивы из городского и народного фольклора, а также обращался к переработке сказочных мотивов. Один из поклонников музыки Стравинского отмечал, что в каждой его композиции присутствуют интонации русского музыкального языка и фольклорные элементы.
Музыкальный стиль мастера невозможно описать просто, так как его творчество характеризуется постоянным поиском, эклектикой и смешением различных жанровых особенностей. Стравинский был известен как композитор-экспериментатор, его называли музыкальным Протеем двадцатого столетия.
Игорь был влюблен в свою кузину, Екатерину, и вскоре они поженились. Ничто не могло остановить любовь этой молодой пары, несмотря на общественное порицание и кровные узы. У них родились два сына и две дочери. Старший сын, Святослав, пошел по стопам отца и стал известным композитором, а младший, Федор, выбрал рисование как свое творческое занятие. Одна из дочерей, Людмила, впоследствии выйдет замуж за известного поэта Мандельштама.
Молодая супруга страдала от туберкулеза, и влажный воздух Санкт-Петербурга наносил ей большой вред. Семья часто уезжала оттуда, чтобы жена могла поправить здоровье. Возможно, именно эта традиция спасла их от дальнейших проблем. В 1914 году семья композитора отправилась в Швейцарию, где воздух в Альпах был очень полезен для молодой женщины. Однако они больше не смогли вернуться на Родину из-за начавшейся Первой мировой войны и революции. Все их имущество и деньги, которые Стравинский накопил в России, были конфискованы большевиками.
Эта новость сильно огорчила музыканта, так как он содержал не только свою семью, но и свою сестру, мать и многочисленных племянников. В России ему перестали выплачивать авторские отчисления. От банкротства его семью спасли только новые издания его произведений, которые он вынужден был выпустить в скором времени.
Коко Шанель долгое время помогала Игорю Стравинскому, предоставляя ему место для проживания, обеспечивая финансовую поддержку, кормя и одевая его семью. Она также спонсировала его концерты, проявляя невероятное внимание и доброту. В результате этого начались слухи о возможных романтических отношениях между ними. Этот факт даже послужил основой для создания фильма о влиянии Шанель на личную жизнь композитора.
Несмотря на то, что в будущем Стравинский смог улучшить финансовое положение своей семьи, Коко продолжала помогать ему, отправляя ему деньги каждый месяц в течение 13 лет. Этот жест также послужил основой для слухов о возможном романе между ними.
Вскоре умирает первая супруга музыканта. Через год он переезжает в Соединенные Штаты Америки и встречает свою вторую жену, известную актрису Веру Судейкину. Артистка сыграла в немом кино, а композитор стал известным. Вместе они проживут полвека, и любая разлука будет для них трагедией. Позже они посетят Москву, в которой Стравинский не был многие годы. Они также отправятся в Ленинград, где началась музыкальная карьера маэстро. Встречу музыканта с журналистами покажут в одной из телевизионных программ.
Музыкант прожил долгую и творчески насыщенную жизнь. Он не переставал творить даже накануне своей смерти. Композитор дожил до 88 лет и ушел из жизни весной 1971 года. Причиной смерти была сердечная недостаточность, по версии врачей.
Могила композитора находится в Венеции. Интересно, что он был похоронен рядом со своим другом и творческим союзником Дягилевым. Его жена Вера пережила его на 11 лет, после чего была похоронена рядом со своим супругом.
Имя легендарного музыканта навсегда останется в истории российской и мировой музыки. В его честь названа музыкальная школа, теплоход и даже один из самолетов. Каждый год проводится украинский фестиваль, посвященный великому музыканту, на котором выступают современные исполнители.
Избранные произведения
Оперы
- «Соловей»
- «Мавра»
- «Царь Эдип»
- «Похождения повесы»
Балет
- «Лебединое озеро»
- «Щелкунчик»
- «Спящая красавица»
- «Коппелия»
- «Дон Кихот»
- «Ла Баядерка»
- «Ромео и Джульетта»
- «Жизель»
- «Снежная королева»
- «Цыганские мотивы»
- «Однажды лиса, петух, кот и баран»
- «История о солдате, который сбежал от черта, история оказывается, играется и танцуется»
- «Свадьба»
- «Подземный мир Персефоны»
- «Большой наводнение»
Оркестр
- Симфония Es-dur
- Симфония in С
- Симфония в трех частях
- Фантастическое скерцо
- «Фейерверк», фантазия
Фортепиано
- Четыре этюда
- Три мелодичные композиции в три руки
- Пять легких мелодий в четыре руки
- Регтайм
- «Пять пальцев», восемь простых мелодий на пяти нотах
- Три отрывка из балета «Петрушка»
- Соната
- Серенада в ля мажоре
- Соната для двух фортепиано
- «Галактический путеводитель»
- Симфония звездных песнопений для оркестра и хора, основанная на текстах из древнего Писания
- «Вавилонский мотив»
- Месса для смешанного хора и двойного квинтета духовых инструментов
- Священное пение в честь святого Марка
- Плачи
- Реквиемные напевы
- Страница на Википедии
- Полный перечень произведений