Игорь Владимиров — биография актера и режиссера

Игорь Владимиров – известный российский актер, театральный и кинорежиссер, а также педагог. В 1979 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР. Наиболее известными работами Владимирова в кино являются фильмы «Обратная связь», «Укрощение огня» и «Петля».

Все, кто помнит Игоря Владимирова, отмечают его удивительный талант, харизму, прекрасное чувство юмора и настоящий «нюх» в поиске перспективных молодых актеров. Постановки Владимирова навсегда останутся в истории русской культуры, ведь он, по большому счету, изменил облик всего театра.

Детство и юность

Игорь Владимиров, известный актер и режиссер, родился 1 января 1919 года в городе Екатеринослав (ныне – Днепр, Украина). Его отец, белогвардейский офицер Владимир Бабицкий, уехал из страны сразу после рождения сына, и Игорь не помнит его. Через несколько лет мать Игоря, Ольга Наранович, вышла замуж за горного инженера Петра Владимирова, который усыновил мальчика и дал ему свою фамилию.

Игорь Петрович Владимиров

В те годы семья часто меняла место жительства. Сначала они переехали в Харьков, а затем в Ленинград. Игорь учился в школе №25, увлекался рисованием и посещал кружок художественной самодеятельности. Даже не задумывался о связи своей будущей профессии с искусством, и поэтому по окончании школы поступил в Ленинградский кораблестроительный институт. Сегодня это учебное заведение известно как Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.

Во время учебы на пятом курсе, Владимиров присоединился к 3-му стрелковому полку 2-й стрелковой дивизии армии народного ополчения Ленинграда в качестве добровольца, вместе с другими молодыми людьми, когда началась война в 1941 году. Он принимал участие в боевых действиях на Ленинградском фронте. У Владимирова есть несколько наград, включая медали «за оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

После демобилизации в 1943 году, он решил защитить свой институтский диплом, так как стране были необходимы квалифицированные специалисты. После окончания корпусного факультета, Владимиров получил диплом инженера-судостроителя.

В период с 1943 по 1944 год он проработал инженером в Центральном конструкторском бюро-51 в Горьком, а с 1944 по 1947 годы работал инженером в ленинградском «Рыбсудпроекте». Уже тогда он осознавал, что его деятельность ему не нравится. Его страсть к искусству оказалась сильнее интереса к судостроению.

В 1945 году Владимиров поступил на актерский факультет Ленинградского театрального института, который в настоящее время является Российским государственным институтом сценических искусств. Он стал учеником знаменитых Ирины Мейерхольд и Василия Меркурьева.

Игорь Петрович Владимиров

Через много лет Владимиров будет с теплом вспоминать своего учителя Василия Меркурьева, говорить, что прежде всего он был настоящим актером, и это проявлялось не только на сцене, но и в повседневной жизни, включая аудиторию и даже рыбалку. Он устраивал удивительные и величественно прекрасные показы на репетициях, часто делился эпизодами своей биографии на сцене. Меркурьев часто вспоминал, как ему приходилось не просто выходить на сцену в роли Казарина, а возникать на сцене, и ему это удалось. Именно благодаря урокам театральности Меркурьева, Игорь Владимиров в совершенстве овладел актерским мастерством.

В 1948 году Владимиров успешно окончил театральный институт и присоединился к труппе Ленинградского областного театра оперетты. Однако вскоре он покинул эту труппу и вступил в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола (ныне известный как «Балтийский дом»). Руководил этим театром известный режиссер Георгий Товстоногов, который пригласил Владимирова принять участие в постановках «Новые люди», «Гроза» и «Семья».

В 1956 году Игорь Владимиров покинул этот театр и присоединился к Большому драматическому театру имени Горького в Ленинграде. Он трудился как стажер и сотрудничал с известными режиссёрами, такими как Роза Сирота и Георгий Товстоногов. Параллельно он поставил свои спектакли в других театрах. Например, в Театре музыкальной комедии была поставлена его оперетта «Крылатый почтальон», а Театр имени Комиссаржевской включил в свой репертуар спектакли «Время любить» и «Случайные встречи», поставленные Владимировым. Через много лет вышел сборник под названием «Портреты режиссеров», в котором говорится, что Игорь Владимиров – мастер постановки публицистических, поединковых и дискуссионных спектаклей, что он отлично чувствует музыкально организованную комедийную игру.

Руководство театром имени Ленсовета

В начале 60-х годов спектакли Игоря Владимирова успешно поставлены в нескольких театрах. В 1960 году режиссер был приглашен в Ленинградский театр имени Ленсовета (ныне Санкт-Петербургский академический театр им. Ленсовета). В это время театр находился в кризисном состоянии, его репертуар практически не обновлялся новыми постановками.

Игорь Петрович Владимиров

Спустя некоторое время Владимиров стал художественным руководителем и главным режиссером Театра имени Ленсовета. Журнал «Театральная жизнь» отмечал, что этот шаг был смелым и рискованным, учитывая, что предыдущий главный режиссер Н.Акимов оставил театр скорее развлекательным учреждением, чем цитаделью высокого искусства. Однако в течение нескольких лет Владимирову удалось обновить репертуар, в котором преобладали произведения современных драматургов, таких как Алексей Арбузов, Юзеф Принцев, Леонид Зорин. Кроме того, не обошлось без зарубежной классики и музыкальных комедий.

Игорь Владимиров был известен своим экспериментированием и сочетанием различных стилей и жанров в одном спектакле. Он был поклонником мюзиклов и постоянно пытался привлечь внимание к этому жанру. В каждом из его постановок звучали песни, включая «Люди и страсти», «Укрощение строптивой», «Левша». В 1966 году он был награжден званием Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Владимирова считали режиссером, способным превратить любое представление в настоящий театральный праздник. Он интересовался актерским преображением и предлагал им новые роли, изменяя их образы от драматических персонажей к комедийным шутам.

В 1970 году Игорь Владимиров присоединился к Ленинградскому институту театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) в качестве преподавателя. В одном из интервью его ученик, Олег Леваков, позже ставший известным актером и режиссером, утверждал, что Владимиров научил их быть настоящими театральными профессионалами и любить театр. Студенты Владимирова имели возможность поучаствовать в спектаклях его труппы, где они получили значительный театральный опыт. Многие из них впоследствии продолжили свою творческую деятельность на сцене Театра им. Ленсовета, проявив себя как выдающиеся театральные деятели, такие как Дмитрий Барков, Анатолий Равикович, Людмила Дьячкова и многие другие.

Игорь Петрович Владимиров

В 1976 году известный режиссер решил предстать перед публикой в качестве актера. В собственной постановке под названием «Интервью в Буэнос-Айресе» Владимиров сыграл одну из главных ролей — журналиста Карлоса Бланко. В спектакле по произведению Михаила Булгакова «Собачье сердце» Игорь перевоплотился в профессора Преображенского. Несмотря на длительный перерыв в актерской карьере длиной в два десятка лет, Владимиров выглядел на сцене очень убедительно.

Фильмы

В 1952 году Игорь Владимиров впервые появился на экране. Его позвали сыграть маленькую роль в фильме «Римский-Корсаков», который сняли Геннадий Казанский и Григорий Рошаль. На тот момент даже имени молодого актера не было в списках актеров.

Игорь Петрович Владимиров

Прошло четыре года, и Игоря утвердили на роль одного из центральных персонажей фильма «Тайна двух океанов» по научно-фантастическому роману Григория Адамова. На этот раз Владимиров стал майором госбезопасности Андреем Скворешней. Картина получила много положительных отзывов, ее считали самой популярной лентой 1956 года. По мнению киноведа Александра Федорова, авторам экранизации удалось выполнить свою основную задачу, найти зрительский успех. Это было возможно благодаря не только удачному сочетанию двух жанров – фантастического и детективного, но и высокому техническому уровню декораций и спецэффектов, которого можно было достичь только в то время.

В течение нескольких последующих лет Игорь Владимиров не появлялся на съемочной площадке, посвящая себя полностью работе в театре. Только в 1967 году ему снова предложили сыграть главного героя в фильме Юлия Райзмана «Твой современник» по сценарию Евгения Габриловича. Персонажем Владимирова стал ученый Василий Губанов. Через несколько десятилетий киноведы Леонид Попов и Любовь Аркус выпустят книгу под названием «Новейшая история отечественного кино: 1992-1996», в которой отметят, что в 60-70-е годы Габрилович начнет поиски «положительно прекрасных людей» среди своих современников, и одним из них станет борец за экологию Губанов. Они выразят восхищение талантом Игоря Владимирова, который воплотил великолепно всю свою актерскую изюминку.

Игорь Петрович Владимиров

В копилке фильмов Игоря Владимирова появился еще один яркий шедевр — «Укрощение огня», который вышел на экраны в 1972 году. Режиссером этой ленты стал Даниил Храбровицкий, а сценарий был написан по мотивам жизни выдающегося советского конструктора Сергея Королева. В роли Анатолия Головина Владимирову пришлось примерить мундир маршала артиллерии. Прототипом этого персонажа считается Митрофан Неделин, военачальник времен СССР, который играл ключевую роль в становлении советской космонавтики. Фильм «Укрощение огня» получил приз на Международном фестивале в Карловых Варах и специальный диплом от Международного союза технических кинематографических ассоциаций.

Игорь Петрович Владимиров

В 70-80-ые годы прошлого столетия Игорь Владимиров часто бывал на съемочной площадке. Его работы в основном посвящены положительным персонажам — чиновникам, инженерам, военным. Лучшими фильмами того времени были «Инспектор Лосев», «Обратная связь», «Петля». Анатолий Равикович, ученик Владимирова, который работал в Театре им. Ленсовета, часто вспоминал, как его наставник рассказывал о реакции высокопоставленных начальников на его появление в кабинете. Владимиров утверждал, что даже самые высокопоставленные чины срывались с места и торопились ему навстречу, чтобы поприветствовать его. Как не шутка, даже маршал пожаловал!

Личная жизнь

У выдающегося актера и режиссера было три официальных брака. Впервые Игорь женился на актрисе Зинаиде Шарко (в 1980 году ей было присвоено звание Народной артистки РСФСР). Влюбленные поженились в 1953 году и в течение нескольких лет выступали вместе на сцене Большого драматического театра. Владимиров несколько раз привлекал супругу к своим постановкам — «Дали непроглядные», «Когда горит сердце», «По ту сторону». В 1956 году паре родился сын Иван, а в 1960 году они развелись. Взрослый Иван вспомнит, что у него есть фотография, на которой счастливые родители держат его на руках, но он не помнит их вместе, будто семьи никогда не существовало. Он видел их вместе только на этой фотографии. У Ивана есть дочь Мария и сын Тимофей, внуки знаменитого режиссера. Они носят фамилию Шарко. У них уже трое правнуков.

Игорь Петрович Владимиров

Известный режиссер вступил в брак со своей второй женой, которой является актриса по имени Алиса Фрейндлих. Они впервые встретились в Театре им.Комиссаржевской и вместе работали над спектаклями с названиями «Случайные встречи» и «Время любить». Свадьба состоялась в начале 60-х годов, после чего Алиса начала играть в постановках в Театре им. Ленсовета, режиссированных ее собственным мужем, такими как «Укрощение строптивой», «Трехгрошовая опера», и «Преступление и наказание». Режиссеры Эра Савельева и Татьяна Березанцева пригласили Владимирова и Фрейндлих на съемки мелодрамы под названием «Старомодная комедия», где они сыграли ключевые роли.

Игорь Петрович Владимиров

Фрейндлих всегда относилась к Владимирову как к своему учителю в искусстве — строгому, но заботливому педагогу, верному другу. Она утверждала, что всем своим успехом обязана именно Игорю, и не могла представить себя как актрису без его режиссерского таланта. Мысль о работе в другом театре без него наполняла её ужасом, и казалась невыполнимой.

Игорь Петрович Владимиров

В 1968 году Игорь снова стал отцом, у них родилась дочь Варвара. Девушка пошла по стопам родителей, училась в театральном институте. Ее творческая карьера началась с 15-ти лет, Варвара дебютировала в спектакле собственного отца под названием «Лишний билет». В интервью с журналистами «Российской газеты» Варвара скажет, что Владимиров был веселым папой, водил ее в цирк, любил смеяться над хорошими шутками. Он часто играл с ней, постоянно чем-то увлекал, и ничего не запрещал. Девочка могла ходить по всему театру, смотреть реквизит и макеты. Второй брак Владимирова длился на протяжении двадцати лет. Варвара родила двух детей – Никиту Владимирова и Анну Тарасову.

Игорь Петрович Владимиров

Игорь Владимиров в третий раз обвенчался с актрисой Инессой Перелыгиной. Между ними была целая жизнь, возрастная разница составляла 44 года. Но их роман режиссер называл «лебединая песня» и «позднее счастье». Познакомились они в 90-х годах, когда молодая актриса из одного из театров Таллинна приехала на пробы в Ленинград, в Театр им. Ленсовета. Этот брак продолжался до самой смерти режиссера в 1999 году. У супругов не было детей.

Последние работы и смерть

В 90-е годы Игорь Владимиров активно трудился в Театре имени Ленсовета, продолжая свою творческую карьеру. За это время он поставил более восьмидесяти спектаклей. Кроме того, Владимиров не переставал сотрудничать с киноиндустрией, и в 1990 году сыграл роль в фильме «Шапка» режиссера Константина Воинова, где он исполнил персонажа писателя Василия Каретникова.

До 1998 года режиссер преподавал в театральном училище и вел собственную мастерскую. Одной из его последних учениц была актриса Елена Руфанова, которая сожалела, что им пришлось расстаться с таким великим человеком, как Игорь Владимиров. В театре он считал своих учеников своими детьми и легко находил с ними общий язык.

В течение последних нескольких лет своей жизни Игорь Владимиров много страдал и тяжело болел, он несколько раз был госпитализирован. Известный режиссер скончался 20 марта 1999 года. Его последним приютом стало Большеохотинское кладбище в Санкт-Петербурге, где также похоронены его родители.

Знаменитый актер

  • 1956 — Тайна реки Квай
  • 1958 — Унесенные ветром
  • 1966 — Огненный феникс
  • 1967 — В поисках потерянного времени
  • 1969 — Три мушкетера
  • 1972 — В поисках Дориана Грея
  • 1973 — Властелин колец
  • 1974 — Прощай, мой голубой океан
  • 1976 — Моя прекрасная леди
  • 1976 — Непростые времена
  • 1977 — Возвращение в Будущее
  • 1977 — Гарри Поттер и философский камень
  • 1978 — Звездные войны
  • 1981 — Последний магнат
  • 1982 — Титаник
  • 1982 — Поющие под дождем
  • 1982 — Завтрак у Тиффани
  • 1983 — В поисках Эмили Роуз
  • 1988 — Зимняя вишня
  • 1990 — Красотка

Известный режиссер

  • 1964 — Поезд на Юму
  • 1973 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика
  • 1973 — Король Лев
  • 1975 — Великолепная Ковалёва
  • 1979 — Люди, страсти и судьбы
  • 1983 — Десять лет спустя
  • 1989 — Женщина-победительница
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий