Все знают имя Ильи Репина — это один из самых известных художников, создавший множество шедевров. Он был прекрасным реалистом, отражающим жизнь во всей ее красе и унылости. Его картина «Бурлаки на Волге» считается первым звоночком революционного движения. Репин чувствовал пульс общества и мастерски отображал его на своих полотнах.
Гений этого художника был безграничным: он создавал произведения на самые разнообразные темы. История, религия, красота окружающей природы — все это было интересно Репину. Однако особое место в его творчестве занимала проблема социальной справедливости. Илья Ефимович работал без умолку, создавая сотни картин. Даже в преклонном возрасте, когда силы уже покидали его, он продолжал работать, считая, что еще не все сказал миру.
Детство
Илья Ефимович Репин, известный русский художник-реалист, увидел свет 5 августа 1844 года в Чугуеве, расположенном в Харьковской губернии Малороссии. Этот городок стал местом детства и юности будущего художника, именно здесь жил и его дед, Василий Репин, бывший казак и торговец постоялого двора.
Отцом Ильи Ефимовича был Ефим Репин, который занимался продажей лошадей и пригонял табуны из Донщины в Малороссию, преодолевая триста верст. Он также был отставным солдатом и принимал участие в трех военных кампаниях. Сам Илья Ефимович всегда с гордостью вспоминал свое детство и родной городок, считая, что украинские мотивы всегда занимали важное место в его творчестве.
Мать будущего художника, Татьяна Степановна Бочарова, оказывала значительное влияние на развитие таланта своего сына. Она была образованной женщиной, настоящим деятелем. Бочарова организовала школу для детей из крестьянских семей, обучала их арифметике и каллиграфии. Любимыми поэтами этой женщины были Пушкин и Лермонтов, она читала их стихи детям. Мать была активной, трудолюбивой, умела зарабатывать шитьем. Когда семья сталкивалась с финансовыми трудностями, Татьяна Степановна шила на продажу шубы из зайчьего меха.
Однажды двоюродный брат Трофим принес Илье новую забаву — акварельные краски. С удивлением Илюша раскрасил свою первую картинку в черно-белой азбуке. Увидев, как перед его кистью ожил арбуз, мальчик был в неописуемом восторге.
После этого он исчез из общественной жизни, его страстное увлечение живописью даже пугало близких, Илье с трудом удавалось оторваться от красок и кистей, он даже забывал об еде.
Когда ему было 11 лет, его отправили учиться в топографическую школу, в те времена это было престижно. Однако школу закрыли через два года, и Илья стал учеником иконописной мастерской, где освоил основы живописи. Вскоре молодой Репин стал известен во всем округе, мастерская была просто забита заказами, все заказчики требовали, чтобы работал Репин.
В возрасте шестнадцати лет Илья присоединился к иконописной артельной мастерской. Его заработок составлял немаленькие 25 рублей в месяц. Летом мастера артельной мастерской отправлялись за пределы своей области, чтобы найти новые заказы. Именно так Илья Репин оказался в городе Воронеж, где ему была рассказана история о молодом художнике из Острогожска по имени Иван Крамской. В то время Крамской уже покинул родной город и учился в Санкт-Петербургской академии художеств. Когда пришла осень, девятнадцатилетний Репин, вдохновленный примером Крамского, отправился в северную столицу.
Для поступления в академию необходимо было представить свои работы конференц-секретарю. Однако полотна молодого мастера из Малороссии не впечатлили чиновника. Репин не обладал навыком рисования теней и штрихов, из-за этого его отказали в учебе. Тем не менее, этот парень был настойчивым и верил в свои силы. Илья решил остаться в Петербурге и стать художником. Он снял маленькую комнату в мансарде и поступил на вечернее отделение рисовальной школы. Вскоре преподаватели признали Репина самым талантливым учеником.
Спустя год молодой парень поступил в академию. Ему не хватало денег на оплату обучения, но Федор Прянишников, известный петербургский почт-директор и меценат, помог ему, оплатив стоимость обучения. Илья учился в академии восемь лет, где приобрел необходимые навыки, ценный опыт и завел знакомства с талантливыми сверстниками. Он подружился с Василием Поленовым и Марком Антокольским, а также стал учеником Крамского и связал свою жизнь на долгие годы с критиком Стасовым.
Илью Репина называли одним из самых талантливых учеников академии, а за его работу «Воскрешение дочери Иаира» он был награжден медалью.
Художник испытывал трудности с воплощением этого библейского сюжета на холсте, пытаясь сделать его реалистичным. Его спасла богатая фантазия и личный опыт горя. У Репина была сестра, скончавшаяся в подростковом возрасте. Художник представил себе, как выглядели бы его родные, если бы сестра внезапно воскресла. Он сначала создал картину в своем воображении, а затем воплотил ее на холсте. Это полотно принесло Репину первую славу.
В 1868 году студент занимался скетчами на Невской набережной. Здесь он увидел бурлаков и был потрясен контрастом между нарядной публикой и тяжелой физической работой. Он начал разрабатывать сюжет для картины, но внезапно прервался. Не мог написать серьезное социальное полотно из-за занятости и ожидания выпуска. Однако через два года, после путешествия на Волгу, он вернулся к своей идее.
Творческие люди всегда нуждаются в свежих впечатлениях. В 1873 году Репин отправился в долгое путешествие, которое оплачивала академия. Вместе со своей семьей он посетил Францию, Италию и Австрию. Во время пребывания в Париже русский художник познакомился с импрессионистами, особенно его вдохновляли работы Эдуарда Мане. Под влиянием его картины Репин создал произведение под названием «Парижское кафе», за которое его резко раскритиковали русские коллеги. Они видели в Илье Ефимовиче художника-реалиста, а его новое полотно, где изображена иностранная буржуазия и представители богемы заставило их подумать, что Репин «сменил масть».
Однако восприятие культуры и импрессионизма были чужды Илье Ефимовичу. Все его мысли и устремления были направлены на Россию. Художник создает новую картину, «Садко». Былинный герой, оказавшийся в подводном царстве, с интересом рассматривает парад невест, но эти женщины не привлекают его. Многие критики полагали, что в образе Садко художник изобразил самого себя – человека из народа, оказавшегося в чужой стране и среде.
Репин всегда был близок к церковным и библейским сюжетам. Его считали не очень верующим человеком, но именно он создал такие вдохновенные полотна, как «Тайная вечеря», «Искушение Христа», «Голгофа». Часто он обращался к историческим сюжетам, и в 1885 году его поклонники увидели новый шедевр «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Это полотно было выставлено вместе с работами художников-передвижников. Александр III возмутился трактовкой сюжета и попытался запретить картину, но защита именитых людей заставила его пересмотреть свое мнение.
Через три года Репин предоставил публике свою новую картины «Не ждали». Вновь художник продемонстрировал своё мастерство в создании психологических портретов. Он изобразил интерьер комнаты дачи в Мартышкино, недалеко от Петербурга. Выражение лица главного героя вызывало у художника затруднения. Картина уже была выставлена в галерее Третьякова, но мастер продолжал тайно трудиться, чтобы достичь нужного результата.
В 1880 году Репин поехал в Малороссию вместе со своим учеником Валентином Серовым. Здесь он пережил настоящий творческий подъём. Так же, как в детстве, он не мог оторваться от холста и кисти, рисуя все, что попадалось – природу, избы, людей, одежду, домашнюю утварь. Он всегда оставался связанным со своими земляками — яркими, веселыми и озорными людьми.
Результат этой креативной поездки оказался лучше, чем ожидалось. Поклонники таланта Репина вскоре увидели его новую работу с названием «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Вторая картина была создана через пять лет, в 1896 году она была выставлена в московской галерее Третьякова и называлась «Дуэль». На третьем полотне Репин поработал только в 1927 году, назвав ее «Гопак. Танец запорожских казаков».
Талант Репина был высоко оценен императорской семьей. В середине 80-х годов XIX века он получил заказ от Александра III на создание картины, изображающей прием волостных старшин. После этого последовал второй заказ от императорской семьи, и Репин создал картину «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Третьей работой для императорской семьи стал «Портрет Николая II».
Последние тридцать лет своей жизни Илья Репин провел в Финляндии, в своем имении под названием «Пенаты». Его коллеги из СССР приглашали его вернуться на родину, но Репин, сильно скучавший по России, не хотел жить в Советском Союзе. В конце концов, его правая рука начала подводить, и мастер стал рисовать левой рукой, которая тоже не всегда была в его власти. Благодаря сильной воле художник смог преодолеть болезнь и продолжал творить до самых последних дней.
В 1918 году знаменитый художник создал произведение под названием «Большевики». Тема этой картины вызывает негативные ассоциации с событиями, произошедшими в то время. Сначала картина находилась в собрании американского коллекционера, после чего стала собственностью знаменитой пары Вишневской и Ростроповича. В начале 2000-х годов Алишер Усманов приобрел всю коллекцию из 22 произведений искусства, включая и картину под названием «Большевики». Сейчас экспозиция известных полотен находится в одном из музеев северной столицы.
Личная жизнь
Художника считали очень влюбчивым человеком. У него было два брака, от первой жены Веры осталось четверо детей, сын и три дочери. Супруги прожили вместе 15 лет, Вера Глебова была сестрой товарища Репина по рисовальной школе. Их брак можно было назвать несчастливым, у супругов были разные представления о семье и образе жизни художника. Мастеру был нужен открытый дом, его часто окружали женщины, желающие заказать портрет. Вера не умела оценить величину таланта художника, не одобряла салонный образ жизни. Расставание супругов было тяжелым, старшие дети остались жить с Ильей Ефимовичем.
Отдыхая, можно наслаждаться картины «Отдых», где изображена юная Вера Глебова, а на картинах «Стрекоза» и «На солнце» запечатлена ее сестра Верочка и Наденька соответственно.
Наталья Нордман, фотограф и писатель, вышла замуж за Репина, порвав отношения со своей семьей. Они познакомились в его студии, а затем он приехал к ней в ее имение с названием «Пенаты». Некоторые люди считали ее чрезмерной и возбужденной, но она сделала многое для художника, собирая и систематизируя материалы из прессы, посвященные Репину. В «Пенатах» она организовала среды, времена, когда можно было посещать дачу, не мешая Репину работать. Хотя у Нордман были свои особенности в характере и поведении, ее жизнь была полностью посвящена служению великому художнику. Она умерла от туберкулеза в 1914 году, а управление имением перешло к ее дочери Вере, актрисе, которая покинула сцену Александринки ради этого.
Художник скончался в 1930 году в возрасте 86 лет. В последние годы своей жизни он почувствовал, что теряет силу. В последние моменты рядом с ним были его дети. Останки великого художника погребены в могиле с его названием. Он был счастливым человеком, достигшим успеха в своем творчестве. Об этом он писал своим друзьям. Репин прощался со своей жизнью спокойно и умиротворенно, как человек, выполнивший свою работу на земле.