Ингрид Бергман – знаменитая шведская актриса, которая прославилась благодаря своим выдающимся ролям в европейском и американском кино. Она заслуженно вошла в список 100 величайших звезд кино за 100 лет по версии Американского института киноискусства. Трижды она была удостоена престижной награды «Оскар». Среди наиболее известных фильмов с ее участием — «Касабланка», «По ком звонит колокол», «Газовый свет», «Дурная слава», «Жанна д’Арк», «Анастасия» и «Убийство в „Восточном экспрессе»». Они приносят на экран неповторимую «скандинавскую свежесть и жизненную силу».
Детство
Ингрид Бергман родилась 29 августа 1915 года в Стокгольме, в семье шведского юриста Юстуса Самуэля Бергмана и его жены Фриды Генриетты Адлер, которая родом из Германии. Она была третьим ребенком в семье, причем ее два старших брата и сестра умерли в раннем возрасте – один сразу после рождения, другой через неделю. Воспитание в духе лютеранства сформировало ее духовные устремления.
Когда Ингрид было три года, семья пережила трагедию — ее мать скончалась от желтухи. Ее отец, владелец фототоваров, был страстным фотографом и кинолюбителем. Он постоянно фотографировал свою дочь, внушая ей любовь к искусству с самого детства. Несмотря на то, что отец пытался направить ее интересы в музыкальное и оперное русло, Ингрид была предана только театру. Посещение театра в одиннадцать лет изменило все: «Папа, папа, это то, чем я хочу заниматься», — заявила она.
В 1929 году произошло новое горе — от рака желудка скончался отец Ингрид, Юстус Бергман. Заботу о девочке взяла на себя тетя Эллен Бергман, но через шесть месяцев и она ушла из жизни. Позднее Ингрид нашла убежище в семье дяди Отто Бергмана, где росло еще пятеро детей.
В период своего подросткового возраста от 15 до 17 лет Ингрид столкнулась с потерей близких, что сделало ее замкнутой и скрытной личностью. Однако актерское искусство стало для нее укрытием, где она могла самовыражаться и освобождаться, играя различных персонажей перед родными или школьными друзьями. В своей автобиографии Ингрид Бергман описывает эти моменты трансформации и становления своей личности.
В 1933 году молодая Ингрид Бергман поступила в Королевский драматический театр Стокгольма, где проходило строгое обучение. Студентам разрешалось участвовать в спектаклях только после двух лет учебы, однако Ингрид получила предложение от режиссёра Альфа Шёберга уже через три месяца благодаря своему таланту. Это вызвало негодование у старшекурсников, которые опасались конкуренции. Ингрид Бергман описала эту ситуацию в своих автобиографических записях.
Конфликт обострился настолько, что театральное руководство решило исключить Ингрид из спектакля, чтобы избежать скандала.
В 1934 году Ингрид Бергман сыграла небольшую, но запоминающуюся роль служанки в фильме «Граф из Мункбру». Этот опыт стал отправной точкой в ее карьере, ведь вскоре после этого она заключила договор с Шведской киностудией. Это событие привело к разрыву с Королевским драматическим театром, решение об уходе которое сопровождалось немалым скандалом и переориентацией на кинематограф.
Затем она снялась в таких кинофильмах, как «Сведенхельмы» (1935), «Вальпургиева ночь» (1935), «Доллар» (1938), которые были высоко оценены шведской критикой. Особенно выделяется фильм «Интермеццо» (1936) под руководством Густава Муландера с Йестой Экманом в главной роли, эта роль открыла ей дорогу к международной славе, привлекая внимание критиков и продюсеров из Голливуда.
После удачи в более чем десяти шведских и одном немецком фильме, Ингрид получила предложение от голливудского продюсера Дэвида Селзника сняться в американской версии «Интермеццо» (1939) вместе с Лесли Говардом. Первая встреча с Селзником чуть не поставила крест на ее голливудской карьере из-за его требований кардинально изменить внешность и даже имя. Однако непоколебимость Ингрид и ее отказ поддаваться на такие условия заставили продюсера пересмотреть свое отношение и оценить ее естественную красоту и непосредственность, которые в итоге стали ее визитной карточкой в Голливуде.
После съемок в Голливуде Ингрид вернулась в Швецию к своей семье, однако с началом Второй мировой войны ее муж Петер отправил ее и дочь в США, присоединившись к ним позже после того, как Швеция заняла нейтральную позицию в конфликте.
Ее первые работы в Голливуде, участие в театральных постановках и роль в фильме «Доктор Джекилл и мистер Хайд» Виктора Флеминга получили положительные отзывы в прессе. Обучение в школе актерского мастерства Михаила Чехова в 40-х годах только укрепило ее мастерство и подготовило к роли Ильзы Ланд в «Касабланке» (1942), которая стала одной из самых ярких страниц в ее карьере, несмотря на смешанные чувства Ингрид по отношению к самому фильму. Несмотря на то, что «Касабланка» стала культовым фильмом и заняла второе место в списке 100 лучших американских фильмов всех времен по версии AFI, Ингрид Бергман не разделяла общего восторга и часто выражала раздражение, когда обсуждение сводилось исключительно к этому проекту. Она отмечала, что снялась в множестве кинолент, которые считала более значимыми. Отношение к Хамфри Богарту, с которым они вместе принимали участие в съемках, она описывала как поверхностное: хотя их персонажи были близки на экране, в жизни актеры мало знали друг о друге.
Однако, успех фильма «Касабланка» способствовал утверждению Ингрид Бергман как одной из главных звезд Голливуда, принося ей широкую популярность и любовь зрителей. Лента была номинирована на «Оскар» в восьми категориях и получила три награды, но сама Ингрид не была награждена за свою роль в этом фильме.
Следующим крупным проектом в карьере Бергман стал фильм «По ком звонит колокол» (1943), экранизация романа Эрнеста Хемингуэя. Писатель настаивал на участии Ингрид в главной женской роли, вопреки первоначальным планам студии задействовать другую актрису. Роль Марии, требующая от актрисы изменения внешности, включая короткую стрижку, стала одним из главных образов в карьере Бергман и принесла ей первую номинацию на «Оскар».
Ингрид достигла великих высот в своей карьере, получив престижную награду «Оскар» за лучшую женскую роль в киноленте «Газовый свет» (1944), где она исполнила образ женщины, страдающей из-за действий своего мужа. Ее успех в этом фильме закрепил ее репутацию актрисы мирового класса в Голливуде.
В течение следующих пяти лет Ингрид Бергман принимала участие в съемках нескольких важных кинолент, включая «Колокола святой Марии» (1945), «Триумфальная арка» (1948), «Жанна д’Арк» (1948), «Дурная слава» (1946), многократно номинируясь на премию «Оскар» и укрепляя свое положение на голливудском Олимпе.
Помимо достижений в карьере, личная жизнь Ингрид Бергман оказалась в опасности. Различия в образе жизни, характерах и интересах начали негативно влиять на отношения с Петером Линдстрёмом. Взаимопонимание между супругами постепенно угасало, а редкие встречи в семейном кругу не приносили более уюта и тепла. Влияние Петера на Ингрид оказалось довольно сильным: будучи старше ее на восемь лет, он привык контролировать ее поведение, финансовые расходы и даже манеру общения. Такой подход вскоре вызвал у актрисы чувство дискомфорта и желание перемен в ее жизни.
Проблемы в отношениях в семье стали непреодолимыми, когда Ингрид осознала, что её и Петера разделяют слишком большие различия. Она выразила желание развестись, но принять окончательное решение о разводе ей было чрезвычайно сложно. Этот период в жизни Бергман был отмечен внутренними борьбами и поиском себя, в результате которых она стремилась найти гармонию и удовлетворение как в личной, так и в профессиональной жизни.
В юности Ингрид переплелись судьбы с Питером Линдстромом, чей возраст и мудрость стали для нее опорой в мире, где ее карьера только начинала набирать обороты. Он стал ее оплотом надежности и наставником, указывающим путь к звездам. Их свадьба в 1937 году была лишь началом общего пути, который вскоре привел их в далекую Америку, где Ингрид ожидала новая жизнь и новые вызовы.
Однако судьба, как и во многих жизненных сценариях, приготовила для Ингрид неожиданные повороты, наполненные страстью и разочарованием. Встреча с Роберто Росселлини, чье очарование она почувствовала через экран, открыла перед ней новую главу, полную любви, но и боли. Ингрид, чье имя было неразрывно связано с голливудскими шедеврами, внезапно оказалась в центре общественного скандала, который потряс общественность.
С Росселлини она получила не только новые роли, но и новую семью, даря миру талантливых наследников. Однако этот союз, так же как и предыдущий, оказался недолгим. Пути Ингрид и Роберто разошлись, оставив как великолепные произведения искусства, так и глубокие раны в сердце актрисы.
Смерть
В 1974 году у Ингрид Бергман была обнаружена опухоль в левой молочной железе, поэтому ей пришлось пройти операцию в лондонской клинике. Четыре года спустя, во время съемок фильма «Осенняя соната», актрисе снова потребовалась хирургическое вмешательство. Несмотря на свое состояние здоровья, Ингрид не отказалась от участия в съемках телефильма «Женщина по имени Голда» в 1981 году. После завершения работы над проектом, она предпочла уединение в своей лондонской квартире на Чейн-Гарденс, так как последствия химиотерапии сильно изменили ее внешность. Тем не менее, журналисты продолжали осаживать ее дом, стремясь получить фотографии актрисы. Болезнь продолжала прогрессировать, затронув позвоночник и лишив правое легкое функций.
В день своего 67-летия, 29 августа 1982 года, Ингрид Бергман скончалась от рака груди. Церемония прощания с актрисой прошла в церкви Сент-Мартин-ин-зе-Филдс, где собрались ее преданные поклонники, друзья и родственники. После кремации ее прах был перевезен в Швецию, где его часть была рассеяна в водах у деревни Фьельбака, а другая часть была захоронена на кладбище Норра бегравнингсплатсен в Стокгольме, рядом с местом последнего покоя ее родителей.
- 1939 — Интермеццо
- 1941 — Ярость в небесах
- 1943 — По ком звонит колокол
- 1945 — Заворожённый
- 1946 — Дурная слава
- 1948 — Триумфальная арка
- 1948 — Жанна д’Арк
- 1950 — Стромболи, земля Божья
- 1952 — Европа 51
- 1953 — Путешествие в Италию
- 1954 — Страх
- 1956 — Анастасия
- 1956 — Елена и мужчины
- 1958 — Постоялый двор шестой степени счастья
- 1961 — Любите ли вы Брамса?
- 1964 — Визит
- 1969 — Цветок кактуса
- 1974 — Убийство в «Восточном экспрессе»
- 1982 — Женщина по имени Голда