Инна Гулая — актриса с судьбой, полной трагедий, родилась в 1940 году в Харькове. Ее жизнь завершилась трагически в мае 1990 года. Она была дочерью актрисы Дарьи Шпаликовой и жены Геннадия Шпаликова, который был сценаристом и режиссером.
Инна Гулая, будущая звезда советского кино, родилась в мае 1940 года в Харькове, незадолго до начала Второй мировой войны. Ее настоящий отец остается неизвестным, поскольку она была воспитана другим человеком. Мама будущей актрисы была дочерью наркома, коммуниста, которого репрессировали и расстреляли в 1937 году. Когда она забеременела, отец ребенка не захотел связывать себя браком с дочерью врага народа, что причинило большую боль женщине.
Однако, благодаря счастливому стечению обстоятельств, она встретила очень умного и внимательного человека по имени Иосиф Генфер, который женился на ней, уговорил отказаться от аборта и воспитывал Инну, как свою собственную дочь. Он занимал высокую должность начальника на участке Московско-Рязанской железной дороги. В 19 лет девушка все же решилась найти своего настоящего отца, но их отношения не сложились, хотя он очень переживал из-за произошедшего и вскоре скончался от сердечного приступа.
Первые шаги в творчестве
Очень важно было для матери, чтобы её дочь поступила в известный институт иностранных языков и выбрала профессию переводчика. Это было привлекательное предложение, но не для Инны, которая мечтала о карьере актрисы. Она не могла себя представить в другой роли, кроме как в театре и на съемочной площадке. Её внешность подчеркивала её желание: чувственные губы, широко открытые глаза, красивые густые волосы. Казалось, что она была создана для кино.
Творческая история жизни Инны начала складываться весьма успешно, хотя ее детство пришлось на тяжелые времена восстановления практически полностью разрушенных городов. В будущем актриса вспоминала, что хорошо помнит время, когда вокруг были одни руины, и людям пришлось сделать неимоверные усилия, чтобы восстановить страну после войны. Но даже трудности, лишения, голод не смогли погасить в ней жизнерадостность, очарование, особую легкость и, конечно, мечту о сцене.
В то время было очень сложно поступить в театральные ВУЗы, особенно столичные. Сначала она не попала, пошла работать на обычный завод, но параллельно занималась в театральной студии. Ее заметил режиссёр, и ее пригласили сыграть в фильме «Тучи над Борском», и это стало ее самой серьезной ролью в кино.
Фильм демонстрировал жизнь сектантов в советском обществе. Это было важно с идеологической точки зрения, и режиссер требовал от актеров максимальной самоотдачи. Целью было показать, как сектантство влияет на психику и как жизнь советского человека, свободного от религиозных норм, кажется на этом фоне счастливой. В своем первом фильме Инна стремилась проявить себя на максимум, и, надо отметить, она справилась с этой задачей. Зрители увидели «сумасшедшую» девушку, которая пленена своими страхами, запуталась и порой не может отличить реальность от вымысла.
В дальнейшем, как указывали некоторые коллеги, такая глубокая погруженность еще незрелой молодежной психики в сложный образ не осталась незамеченной. Роли такого рода представляют собой огромную сложность даже для опытных профессиональных актеров с хорошей театральной подготовкой. А если речь идет о молодой девушке, не профессиональной актрисе, становится ясно, что она еще не могла разграничить создаваемый ею образ и свою личность. Это сказалось на ее психике. Возможно, этот факт также повлиял на ее странную смерть, хотя это произошло спустя несколько десятилетий.
Профессиональная актерская деятельность
Инна Гулая вспоминает, что после окончания съемок в своем первом кинофильме рабочие на заводе шептались и не могли поверить, что их коллега, молодая работница цеха, сыграла роль в этом фильме.
После этого она поступила в театральное училище имени Щукина в Москве и успешно закончила его. Во время обучения она снялась в других фильмах, в том числе в «Когда деревья были большими», «Большая дорога». Ее партнерами были известные актеры, такие как Никита Михалков, на тот момент начинающий актер, и Юрий Никулин. Казалось бы, у неё был успешный старт. Она также играла на театральной сцене в Театре юного зрителя, сыграв в таком известном спектакле, как «Тень» Евгения Шварца. Режиссёры обращали на неё внимание, ведь она действительно выделялась красотой, статьёй и добросовестным отношением к работе, умением перевоплощаться.
Знакомые актрисы отмечают, что она всегда была напряжённой и создавала напряжённую обстановку, что, вероятно, связано с высокими требованиями, которые она предъявляла к себе. Возможно, внутри себя актриса постоянно самокритична и самоанализируется.
Сценарист Геннадий Шпаликов создал сценарий к знаменитому фильму «Я шагаю по Москве» и множеству других, входящих в золотой фонд отечественного кино. Вместе с тем, он сам был тяжелым человеком. Он женился на Инне, что еще более отразилось на ее самочувствии. Однако, возможно, эти два человека, которых можно охарактеризовать как «не от мира сего», не смогли бы найти себе пару в других обстоятельствах. Они были двумя белыми воронами в кинематографе, которые сблизились именно благодаря своей общей сфере интересов.
В ноябре 1974 года произошла трагическая гибель Геннадия Шпаликова. Он осмелился высказывать критику в адрес Никиты Хрущёва и стал опасен для власти. Тогдашние законы были жестоки и беспощадны. Неугодные люди не просто лишались должности, но также их окружение подвергалось гонениям — лишали доступа к кислороду, страдали их близкие, родственники. Инна не избежала этой участи, ведь она была женой оппозиционно настроенного человека, который стал препятствием для советской власти.
После того, как муж Инны высказал критику в адрес Хрущёва, её друзья отвернулись от неё. Люди просто боялись, что власть лишит их возможности существовать. Режиссёры и коллеги по цеху тоже отвернулись от неё. Если посмотреть на фильмографию актрисы в то время, можно заметить большой перерыв в несколько лет, и впоследствии она также начала реже сниматься. Например, в 1971 году она снялась сразу в двух фильмах: «Если ты мужчина» и «Пристань на том берегу», а затем последовал четырёхлетний перерыв.
Конечно, имелись те, кто несмотря на обстоятельства старались вернуть артистку к нормальной творческой деятельности и убеждали ее сняться в фильмах. Это удалось только Михаилу Швейцеру, который уговорил ее принять участие в трех своих фильмах: «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975), «Мертвые души» (1984) и «Крейцерова соната» (1987). Она также снялась в фильме Василия Ордынского «Хождение по мукам».
С Геннадием они имеют дочь по имени Дарья, у которой судьба стала не менее трагичной из-за роковых обстоятельств. Когда Геннадий покончил с собой, на Инну обрушилась волна критики. Многие утверждали, что она не сумела помочь ему избавиться от пьянства, что она совместно с матерью направляла его на лечение в психиатрическую клинику и вынудила сценариста к разводу, который он очень тяжело перенес. Но актриса боялась за жизнь своей дочери, видя, что Геннадий становится все более непредсказуемым, и не хотела, чтобы ребенок рос в такой атмосфере.
Смерть бывшего мужа причинила огромную боль ее душе, в результате чего она практически отказалась от своего творчества. Кроме того, она интуитивно чувствовала, так же как и многие из ее коллег, что страна неизбежно движется к краху. Восьмидесятые годы стали все более тяжелыми, все больше людей говорили о перестройке, о порочности советской системы, и общество уделяло все больше внимания диссидентам и западным ценностям. Возможно, Инна Гуляя чувствовала, что нестабильность больше всего скажется на области искусства.
Кроме того, ей уже исполнилось 50 лет, и от ее прежней красоты молодости, которую так высоко ценили режиссеры, почти ничего не осталось, основываясь на этом, и ее дочь уже выросла. Причина смерти актрисы остается неизвестной, но ее обнаружили без сознания на полу своей квартиры 26 мая 1990 года.
К сожалению, она вскоре ушла из жизни в больнице, так и не приходя в сознание. В крови было обнаружено высокое содержание психотропных препаратов, что вызвало слухи о самоубийстве. Однако мама актрисы позже категорически опровергла эту версию и заявила, что ее дочь принимала психотропные препараты по назначению врача, но пропустила дозу. Теперь уже неизвестно, был ли это преднамеренный акт протеста против унылой и безнадежной жизни или просто невнимательность.
Актриса похоронена на Домодедовском кладбище.
Трагедия дочери
К несчастью, ее дочь также часто оказывается пациенткой психиатрических клиник. Сложившаяся ситуация усугубилась тем, что она стала жертвой мошенников, которые обманом лишили ее родительской квартиры. После смерти матери дочь, которая до этого успела сняться в 7 фильмах, отказалась от актерской карьеры.
В последнее время в различных СМИ и ток-шоу появляются репортажи о сложной судьбе Инны Гулая и ее дочери, которая проводит время в столичной психиатрической клинике.
- В 1960 году над Борском сгущаются тучи
- Также в 1960 году наступает шумный день
- В 1962 году пересекается большая дорога
- В 1977 году начинается хождение по мукам
- В 1979 году происходят маленькие трагедии
- И наконец, в 1987 году звучит Крейцерова соната