Иннокентий Фёдорович Анненский – известный русский поэт, драматург, литературный критик, переводчик, трагедиограф и автор книг о литературе и русском языке. В течение десяти лет он возглавлял Императорскую царскосельскую Николаевскую гимназию.
Ранние годы
20 августа (1 сентября) 1855 года появился на свет Иннокентий Фёдорович Анненский в Омске, расположенном в Сибири. Его мать, Наталья Петровна, посвятила себя заботе о домашнем хозяйстве и воспитанию шестерых детей. Отец будущего писателя, Фёдор Николаевич, работал государственным служащим в Западно-Сибирском генерал-губернаторстве. В 1860 году семья переехала в Петербург, потому что отец получил более высокую должность в Министерстве внутренних дел.
У Иннокентия Анненского уже в раннем детстве выявились серьезные проблемы с сердцем, поэтому его отец отправил его сначала в частную школу, а затем (с 1865 по 1868 год) во 2-ю петербургскую гимназию. Он достиг особых успехов в русском языке и географии, предметах, которые ему больше всего нравились. Перед поступлением в университет Анненский изучал математику в частной гимназии у Виктора Ивановича Беренса. В то время он был под влиянием своего старшего брата Николая, человека, обладавшего интеллектом и образованием. Брат помог Иннокентию сдать экстернатом выпускные экзамены и поступить на словесное отделение историко-филологического факультета Петербургского университета.
Иннокентий Фёдорович в университете с увлечением изучал античную литературу. За время обучения, он освоил четырнадцать языков, включая латынь, санскрит и древнееврейский. Анненский был одним из самых успешных студентов и после окончания учебы в 1879 году получил степень кандидата историко-филологического факультета. Его дипломная работа была выполнена великолепно.
Анненский начал свою карьеру в области образования. Он преподавал древние языки и русскую словесность в одной из лучших школ Петербурга — частной гимназии Ф. Ф. Бычкова. Он также читал лекции по теории словесности на женских Бестужевских курсах (1890 год), а в конце своей жизни работал лектором на историко-литературных курсах Николая Раева. В 1891 году он был приглашен Павлом Галаганом, чтобы возглавить закрытое учебное заведение в Киеве. В 1893 году он вернулся в Петербург, чтобы стать директором 8-й гимназии.
В 1896 году Иннокентий Анненский стал директором Императорской царскосельской Николаевской гимназии и проработал на этой должности 10 лет, также выполняя обязанности окружного инспектора.
Анненский приготовился к своим лекциям с особой тщательностью, переписывая много раз уже написанное, заботясь не только о содержании, но и о красоте мысли. Также он относился к подаче материала, как свидетельствует антиковед Фаддей Францевич Зелинский: «Слушательницам запомнились те моменты, когда красноречивый лектор внезапно замолкал; наступала длинная пауза. Это означало, что лектор наткнулся на мысль, которой он особенно ценил. Он не хотел выражать её первыми попавшимися словами: он размышлял, подбирал термины, старался найти нужную формулировку. Он при этом не торопился, не показывая растерянности, характерной для неопытных лекторов, потерявших нить своих мыслей; уверенный в себе, он спокойно искал – и продолжал свою речь только после того, как нашел то, что искал».
Творчество
В своей статье о Анненском, российский литературовед Михаил Павлович Гаспаров выделил четыре основные стороны творчества Анненского, его четыре таланта: поэт, получивший признание после смерти; переводчик, заслуживающий уважение; критик, достойный похвалы; драматург, практически забытый. В Киеве Анненский пообещал себе перевести на русский язык все трагедии его любимого Еврипида и в свободное время начал это дело.
Позже, в Петербурге, он многие годы работал над переводами и комментариями к ним, и, в итоге, реализовал свою задумку — перевел на русский язык все 17 трагедий этого древнегреческого драматурга, а также сатирическую драму «Киклоп». В 1906 году издательство «Просвещение» выпустило целый том переводов трагедий Еврипида, выполненных Иннокентием Анненским.
В XXI веке русский читатель воспринимает фигуру Еврипида неразрывно связанной с фигурой Анненского, и в такой же степени Анненский раскрывается через творчество Еврипида. Даже литературный псевдоним поэта и писателя «Ник. Т-о» он позаимствовал у Одиссея — персонажа еврипидовского «Киклопа». Благодаря Анненскому, у нас есть возможность читать на русском языке произведения Гейне, Горация, Бодлера, Верлена и многих других литературных гениев.
Первый сборник стихов Анненского под названием "Тихие песни" был опубликован в 1904 году и остался единственным за его жизнь.
Его разнообразные публикации начали появляться в символистском журнале "Перевал" только в 1906 году. Статьи об русских и зарубежных писателях XIX века, таких как Достоевский, Лермонтов, Чехов, Тургенев, Шекспир и Ибсен, были включены в издание под названием "Книга отражений".
Он активно публиковал свои произведения в издании "в стол" и не принимал участия в литературных дебатах, которые стали популярными в последние десятилетия XIX века
В 1906 году Анненский присоединился к сообществу "Общество ревнителей художественного слова" и читал лекции в "Поэтической академии".
Иннокентий Фёдорович проявил свой талант как драматург, создав трагедии по мотивам древнегреческих мифов: "Меланиппа-философ" (1901 г.), "Царь Иксион" (1902 г.), "Лаодамия" (1906 г.), "Фамира-кифарэд" (1906 г.).
В марте этого же года в Царское Село к Анненскому прибыли художественный критик С.К. Маковский и поэт М. Волошин. Они предложили поэту сотрудничество в новом ежемесячном литературно-художественном журнале «Аполлон», что предвещало ему литературное будущее, о котором он тайно мечтал. Летом 1909 года Анненский написал обширную статью «О современном лиризме» – критический обзор русской поэзии последних лет. В первом номере «Аполлона» вместе с этим обзором появились и его собственные стихи.
Анненский внес огромный вклад в мир сложных стихов. Его поэма «Колокольчики» можно назвать футуристической.
Второй сборник стихов Иннокентия Федоровича «Кипарисовый ларец», опубликованный в 1910 году, через четыре месяца после его смерти, принес поэту заслуженное признание и известность. В нем содержатся стихотворения «Среди миров», «Ореанда», «Серебряный полдень», «Ледяная тюрьма», «Октябрьский миф» и другие произведения. Поэма «Среди миров», где главным символом является таинственная Звезда, пропитана верой в нерушимые ценности, не поддающиеся времени.
Несмотря на свою скромность, художественное наследие Анненского остается ярким примером блестящего стиля символизма.
Личная жизнь
Поэту удается сохранить свою личную жизнь в секрете, благодаря его скрытности, избеганию контактов, что является его основным принципом в жизни.
Во время учебы на третьем курсе Анненский влюбился в Надежду Валентиновну Хмара-Барщевскую. Несмотря на взаимные чувства, осторожная тридцатишестилетняя вдова и мать двух сыновей не спешила выходить замуж за студента, который был на четырнадцать лет моложе. Их брак состоялся только после окончания университета Анненским. У них родился сын по имени Валентин.
Смерть
Анненский был перегружен должностными обязанностями со всех сторон, и, ирония судьбы, он получил отставку в день своей смерти. Осенью 1908 года его попросили прочитать курс лекций по греческой драме на женских Высших историко-литературных курсах, основанных Николаем Павловичем Раевым. Ему ежедневно приходилось ездить из Царского Села в Петербург и обратно. Эти утомительные поездки и высокая ответственность, по его представлениям, окончательно подорвали здоровье человека, страдающего сердечными проблемами.
Таким был последний день жизни Анненского, описанный его сыном: «Этот день был чрезвычайно трудным и насыщенным для отца: утром – лекция на Высших женских курсах, затем приём и занятия в Округе, после – заседание Учёного комитета, вечером – заседание в Обществе классической филологии, где он должен был прочитать реферат о таврической жрице (у Еврипида, Руччелаи и Гёте), и, наконец, он обещал своим студенткам на женских курсах хоть на минутку заглянуть на их вечеринку. В обеденный перерыв он должен был пообедать у одной дамы, близкой подруги нашей семьи, проживающей неподалеку от вокзала. У неё, у О.А. Васильевой, он почувствовал себя плохо, и просил разрешения прилечь. Но отец категорически отказался от помощи доктора, принял какие-то безразличные домашние капли и, полежав немного, уехал, утверждая, что чувствует себя хорошо».
В ноябре 1909 года Иннокентий Федорович Анненский скоропостижно скончался от сердечного приступа на Царскосельском вокзале в возрасте 54 лет. Декабря состоялись похороны, на которые пришли его друзья, ученики и поклонники литературы, и в Царском Селе был установлен памятник поэту.
В 2014 году редколлегия альманаха «Менестрель» учредила Международную литературную премию имени И.Ф. Анненского, которая была вручена только один раз из-за финансовых проблем. В честь 110-летия со дня смерти Иннокентия Федоровича Анненского в 2019 году было решено возродить литературную премию журнала «Менестрель».