Иннокентий Смоктуновский — знаменитый актер кино и театра, чтец, участник Великой Отечественной войны. Он был удостоен многочисленных правительственных наград СССР, у него было звание Героя Социалистического Труда и Народного артиста СССР.
Он всегда испытывал сомнения. Он не верил, что ему удастся выжить в немецком плену, что он избежит сталинских репрессий. Он сомневался, что когда-нибудь найдет свою настоящую любовь и достигнет вершины успеха. Но судьба благоприятствовала ему, и Иннокентий Смоктуновский стал гением отечественного кино, оставив потомкам высочайшее искусство. На экране он выглядел наивным, чистым гением, трогательным и непонятым интеллектуалом. Он был настоящим мастером своего дела, за которым режиссеры были готовы идти на любые уступки.
Детство
25 марта 1925 года в деревне Татьяновка Томской губернии появился на свет Иннокентий Смоктунович, хотя настоящая фамилия артиста была другой. У него было пять братьев и сестер, и он был вторым ребенком в семье. Имя его отца было Михаил Смоктунович, а мать звали Анна Махнева.
Существует версия о том, что предки Смоктуновичей были волынские шляхтичи и были сосланы в Сибирь после участия в восстании 1863 года. Однако сам актер всегда утверждал, что его прадед по отцовской линии никогда не был дворянином и не был поляком, а был белорусом. Прадед занимал должность егеря в Беловежской пуще. В 1861 году он «подстрелил» зубра, за что его выслали в Сибирь вместе с семьей.
В 1929 году Смоктуновичи переехали в Томск. В большом городе было больше возможностей избежать голода. Позже они снова переехали, на этот раз к родственникам в Красноярск. Жизнь постепенно налаживалась. Отец нашел работу грузчика в порту, а маму взяли на работу на мясокомбинат, однако этого было недостаточно для прокорма всей семьи. Мама тайком выносила с фабрики кости, на которых было немного мяса, и варила из них бульоны и супы.
В 1932 году в Красноярске начался голод. Моя мама потеряла работу, и у нас не было возможности прокормить шестерых детей. Поэтому наших двух старших – Володю и Кешу забрали к себе моя тетя Надежда Петровна и ее муж. У них не было своих детей, и они очень полюбили мальчишек, обеспечив им нормальное существование.
Иннокентий не проявлял интереса к учебе в школе, его оценки были низкими, школьные предметы не цепляли. Он вырастал как буйный и независимый, а такие дети обычно не попадают во вкус учителям. Мальчик игнорировал авторитеты, участвовал во всех драках на школьном дворе. Единственное, что ему нравилось — это театр, и в шестом классе он присоединился к драматическому кружку. Однако его быстро исключили оттуда. Во время премьеры, Иннокентий вышел на сцену, волновался, начал хохотать прямо перед зрителями и так и не сыграл свою роль. Несмотря на провал, он не отрекся от искусства, стремился увидеть каждое представление в местном театре, какими бы способами это ни было.
Проблема заключалась в том, что у него не было денег, и чтобы попасть в зал, он часто рисковал или даже нарушал закон, пытаясь подделать билет. Так продолжалось до тех пор, пока парень не нашел работу в этом театре.
С самого начала Великой Отечественной войны отец пошел на фронт, и Иннокентию пришлось работать не только на основной работе, но и зарабатывать дополнительные деньги, чтобы помочь матери с четырьмя детьми. В конце 1942 года семья получила известие о гибели отца, а через несколько месяцев Иннокентий тоже был призван в армию.
Иннокентий Смоктуновский описывал те годы в своей автобиографии. Он провел два года в плену, сумел сбежать благодаря помощи немецкого солдата, который неожиданно предложил ему помощь. Иннокентий сильно голодал и, возможно, погиб бы, если бы не крестьянская семья, которая рискнула своей жизнью, приютить его, ухаживать и кормить.
На протяжении всей своей жизни великий актер был благодарен своим спасителям и поддерживал с ними связь на протяжении долгих лет.
Театр
После того, как одержал победу, Смоктуновский вернулся в свой дом. Он долго стремился найти себя в различных сферах, пока снова не оказался в театральной студии Красноярского театра. В то время было принято приглашать статистов для участия в массовых сценах спектаклей, и начинающий актер вскоре впервые вышел на профессиональную сцену.
Это было настоящим везением, но вскоре он осознал, что без специального образования и подготовки ему не удастся. Каждый раз, когда ему нужно было играть роль со словами, он зажимался, начинал говорить тихо и невнятно. Это не нравилось режиссеру, и он делал замечания, на которые Иннокентий реагировал очень остро. Постоянные конфликты привели к тому, что спустя год Смоктуновский «покинул» театр.
Молодой артист решил испытать свою удачу в Норильске, и ему повезло — он вступил в труппу Второго Заполярного театра музыкальной комедии и драмы. Именно там возникла идея изменить свою фамилию на Смоктуновский. По одной версии, это произошло под влиянием директора театра, вторая версия утверждает, что сам актер решил поменять фамилию, чтобы избежать вопросов о своем происхождении. Стоит отметить, что все считали его евреем.
Можно утверждать, что именно в Норильске началась его творческая история. Иннокентий получил драгоценный опыт и раскрыл свой талант полностью. Теперь ему доверяли роли главных героев в почти всех спектаклях театра.
Суровый климат севера негативно сказывался на здоровье актера, поэтому ему пришлось покинуть Норильск и переехать в Махачкалу. Там он присоединился к труппе Дагестанского русского драматического театра, но ему не доставалось таких интересных ролей, как раньше. Через год актер понял, что не хочет провести свои дни в этом театре, и снова решился на переезд. Теперь его выбор пал на Сталинград, который постепенно оживал после войны и начал активно восстанавливать культурную жизнь.
После участия в спектакле «Укрощение строптивой», где он сыграл всего лишь эпизодическую роль, Смоктуновский привлек внимание режиссеров и прессы. Его стали называть актером, способным превратить даже самую незначительную роль в незабываемую. Ему стали предлагать более серьезные образы, и вскоре он достиг вершины славы в театре. Но это не помешало ему вступить в конфликт с главным режиссером. Кроме того, Смоктуновский серьезно поссорился со своей женой, которая тоже работала в театре, и решил уволиться. В январе 1955 года он подает заявление об увольнении и уезжает в Москву.
Это решение оказалось неосмотрительным, поскольку ни один из театров Москвы не принял его с открытыми объятиями. В течение нескольких месяцев Смоктуновскому пришлось просто выживать. Он начал продавать свои вещи, ночевал и обедал у близких друзей Марковых. Нашел подработку в театре Ленинского комсомола, где платили ему копейки.
Судьба улыбнулась талантливому артисту и привела его к девушке по имени Суламифь Кушнир, которая стала его женой. Ей было очень жаль молодого человека, и она познакомила его с Иваном Пырьевым. Известный режиссер помог Смоктуновскому попасть в труппу Театра-студии киноактера.
В 1957 году Иннокентий был выбран для роли князя Мышкина в спектакле «Идиот», поставленном в Большом драматическом театре. Эта работа принесла артисту огромную известность, и его имя стало известно не только в Москве, но и во всем Советском Союзе.
Мир театра был потрясен союзом двух талантливых людей — режиссера Георгия Товстоногова и актера Иннокентия Смоктуновского. Смоктуновский перешел в БДТ, где ему доверяли важные роли в основном репертуаре. В это же время началась кинематографическая карьера Смоктуновского, и он был постоянно занят съемками, из-за чего однажды опоздал на начало театрального сезона БДТ. Товстоногов вспылил и в 1960 году уволил Иннокентия.
Актёр Смоктуновский дебютировал на театральной сцене только в 70-х годах, но за следующие два десятилетия сыграл во множестве спектаклей, что лишь увеличило его популярность. Особенно удачными получались совместные выступления с другим выдающимся актёром – Олегом Ефремовым. Их сценический дуэт радовал поклонников долгие годы и продержался практически до самой смерти Смоктуновского.
Фильмы
В 60-е годы прошлого века актер начал свою кинокарьеру и за это время успел сняться в более чем 150 фильмах. Советский зритель запомнил Смоктуновского по таким фильмам, как «Чайковский», «Берегись автомобиля», «Гамлет», за которую он был удостоен Ленинской премии. Его роль в фильме «Преступление и наказание» была награждена Государственной премией РСФСР, где он исполнил образ Порфирия Петровича.
Затем на экране появилась драма «Москва слезам не верит» от режиссера Владимира Меньшова, где известный тогда актер говорит, что он «не очень известный артист». Затем копилка ролей Смоктуновского пополнилась образом криминального авторитета в комедийном фильме «Гений», где его партнером стал Александр Абдулов. Образ Иннокентия стал настолько реалистичным, что даже настоящие боссы мафии отдыхают в сравнении с ним.
Иннокентия пригласили на съемки телевизионной постановки «Моцарт и Сальери», где он примерил на себя образ непревзойденного композитора. И вслед за этим выходит лента «Маленькие трагедии», и Смоктуновский уже играет убийцу Моцарта – дирижера и педагога Сальери.
В сериале «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» актер Смоктуновский сыграл роль британского премьер-министра, воплощая в себе английскую гордость и страстность.
Персонажи, сыгранные Смоктуновским, всегда привлекали к себе внимание зрителей. Возникало ощущение, что перед нами не просто артист, исполняющий роль, а настоящий император Юстиниан, отправляющий своих подчиненных на неминуемую гибель в фильме «Русь изначальная». Актер великолепно вписался в образ французского короля в картине «Легенда о Тиле» и в роль губернатора Иркутска в фильме «Звезда пленительного счастья».
Всю свою творческую жизнь актер был связан с самыми известными актрисами в киноиндустрии. В ленте «Кража» партнершей Смоктуновского стала Анастасия Вертинская, в фильме «Анна и командор», его партнершей была Алиса Фрейндлих, а в картине «Дамский портной» — Татьяна Васильева. Режиссер Сергей Герасимов свел на съемочной площадке Смоктуновского, Тамару Макарову и Ларису Удовиченко в фильме «Дочки-матери».
Смоктуновский принял участие во многих фильмах, но, к сожалению, не все из них были выпущены при жизни актера. Лента «Вино из одуванчиков» была выпущена уже после его смерти, поэтому Сергей Безруков озвучил его героя, поскольку звуковая дорожка не была записана.
Иннокентий Смоктуновский всегда открыто рассказывал о своей личной жизни. Он с радостью давал интервью и отвечал на все вопросы журналистов, касающиеся его жизни за кулисами и за кадром. В первый раз артист вступил в брак с Риммой Быковой, своей коллегой, но их супружеская жизнь продлилась всего два года. Чувства быстро угасли, Римма начала роман с другим мужчиной, что выбило Смоктуновского из колеи. Он поссорился с ней, сразу подал на развод и отправился в столицу, где судьба подарила ему встречу с Суламифью Кушнир.
Она занималась творчеством как художник-оформитель, поддерживала перспективного артиста, и в итоге вышла за него замуж.
Жена родила своему мужу троих детей. Сначала появилась на свет дочь Надя, но она скончалась в юном возрасте, не дожив и до года. В 1957 году появился сын Филипп, а в 1965 году – дочь Мария. Смоктуновский очень хотел, чтобы его дети стали актерами, но, кажется, им не удалось унаследовать его любовь к театру.
В начале своей карьеры Мария была танцовщицей в Большом театре, затем она стала заведующей музеем МХАТа. Ее часто приглашали на киносъемки, и она с радостью принимала участие в эпизодических ролях в фильмах «Зависть богов», «Дело Сухово-Кобылина», «Дамский портной». Филипп работает в качестве переводчика. Гены его деда унаследовала его дочь — Анастасия, которая является внучкой знаменитого актера Смоктуновского и известной балерины Ольги Буцкевич. Настя была принята в труппу театра Армена Джигарханяна.
Во время одного из интервью дочь известного артиста, Мария, рассказала, что ее отец в молодости был верующим человеком, который коллекционировал иконы, и именно поэтому он так серьезно относился к записи аудиокниги под названием «Библейские истории». Эта запись лежала без дела на полке целых пятнадцать лет, пока наконец не была выпущена в ограниченном тираже, который был распродан за мгновение. Несколько экземпляров удалось сохранить, но они оказались недоступны широкой публике и оказались в руках лишь у частных коллекционеров, являющихся поклонниками таланта артиста. Однако в интернете можно найти записи, где Смоктуновский читает произведения Сервантеса, Пушкина, Достоевского, Чехова.
Великий актер скончался 3 августа 1994 года от сердечного приступа. Предшественником этому был еще один инфаркт в марте того же года, но Смоктуновский не стал ждать полного выздоровления, поскольку в то время он участвовал в съемках двух проектов – «Притяжение солнца» и «Белый праздник». Поэтому, когда почувствовал себя лучше, сразу вернулся на съемочную площадку. В этих фильмах он исполнил роли глубоких стариков, чьи дни уже почти прожиты. После завершения съемок актер отправился в санаторий для восстановления здоровья, но спустя два дня заявил, что хочет вернуться домой. Когда родственники приехали за ним, он уже скончался. С четвертым сердечным приступом сердце Смоктуновского не справилось.
В Московском Художественном академическом театре имени Чехова прошла церемония прощания с великим актером. На фотографии, выставленной на сцене, князь Мышкин смотрел на всех присутствующих своим глубоким взглядом. Иннокентий Смоктуновский был похоронен на Новодевичьем кладбище, рядом с ним лежат Иван Козловский и Олег Борисов.