Величайший композитор 18 века — Иоганн Себастьян Бах. Прошло уже три века с его смерти, но его музыка не утратила своей актуальности, а наоборот, вызывает еще больший интерес. Как и многие талантливые люди, Бах не был известен при жизни, его больше знали как исполнителя, особенно импровизатора.
Через столетие после его смерти творчество Баха стало популярным. Впервые его композицию исполнил Мендельсон, это были великолепные «Страсти по Матфею». После этого на его родине было опубликовано полное собрание произведений. Музыка Баха входит в репертуар самых известных исполнителей в мире, которые восхищаются его мастерством и совершенством. «Не ручей! – Море должно быть ему имя» – так выразился о Бахе Бетховен. И добавить к этому нечего, точнее уже и не скажешь.
Детство
Иоганн Себастьян Бах появился на свет 31 марта 1685 года в немецком городе Эйзенах, посреди семьи профессиональных музыкантов. Он был восьмым ребенком Иоганна Амброзиуса Баха.
Музыкальный талант прослеживался в семье Бахов на протяжении пяти поколений. Из исторических архивов было обнаружено более пятидесяти родственников Баха, уделявших свою жизнь музыке. Из них наиболее известным является Фейт Бах, прапрадед Иоганна. Даже работая пекарем, он никогда не расставался со своим любимым цитрой – струнным инструментом в форме ящика. Он всегда носил его с собой, куда бы ни отправился.
Отчество Йоханна был мастером на скрипке, играл на ней в церкви и организовывал мирские концерты. Он стал первым учителем для своего самого младшего сына, отведя его в церковный хор, где наблюдал за его успехами и страстным желанием познать музыку.
В девять лет у Йоханна Себастьяна умерла мать, Елизавета Леммерхирт. Год спустя умер отец, и в десять лет Йохан остался сиротой.
Таким образом, он оказался под попечением старшего брата, Иоганна Кристофа, который был органистом в церкви и учил музыке детей в соседнем городке Ордруф. Благодаря стараниям Кристофа Себастьян попал в гимназию, где изучал латынь, богословие и историю.
Бах начал свой трудовой путь совсем молодым — в 16 лет он уже работал в Люнебурге и закончил обучение в музыкальной школе. Он мечтал поступить в университет, но из-за трудностей его семьи и необходимости самому зарабатывать на жизнь, учеба в университете не сбылась.
Помимо своего очевидного таланта, Себастьян проявлял огромное любопытство, которое не позволяло ему оставаться на месте. Он решил отправиться в путешествие и посетил такие города, как Гамбург, Любек и Целль. Именно там он впервые услышал музыку Георга Бема и Рейнкена.
Музыка
После окончания гимназии в Люнебурге в 1703 году, Баха приняли на службу придворным музыкантом. Он стал частью капеллы герцога Иоганна Эрнста. В течение шести месяцев Себастьян играл на скрипке, и в это время он получил первое признание. Однако спустя полгода Баха перестала устраивать его работа, он больше не хотел развлекать своих господ.
Ему желалось дальнейшего творческого развития, он предпочитал заниматься чем-то новым и увлекательным. Поэтому когда ему предложили стать придворным органистом в храме святого Бонифация в Арнштадте, он принял это предложение, не задумываясь.
Молодой композитор-новатор не пользовался особой привязанностью церковного начальства, и после долгого отсутствия в своем месте работы в Арнштадте, ему устроили настоящий суд.
Он попросился уйти на месяц, чтобы посетить город Любек, где в то время проживал и работал известный органист Дитрих Букстехуде. Себастьян слышал о нем с детства и, получив возможность, захотел послушать его произведения. Но у него не было средств на карету, поэтому он решил пойти пешком. Бах был поражен творчеством органиста и совсем забыл о времени. Вместо того, чтобы вернуться через месяц, он отсутствовал целых четыре.
После возвращения в Арнштадт, Бах получил серьезное выговор от церковного руководства, и обидевшись, ушел с «поставленной насиженной должности». Он переехал в Мюльхаузен и стал органистом в соборе Святого Власия.
Новое руководство оценило его талант, он имел их поддержку, и зарплата здесь была выше, чем на предыдущем месте. Старый орган нуждался в реставрации, и Себастьян разработал план по его модернизации за небольшие затраты. В это время он написал кантату «Господь – мой царь», которая была посвящена новому консулу, вступавшему в должность.
В Веймаре Бах прожил год, а затем решил снова сменить место жительства и переехал в Веймар. В 1708 году он стал придворным органистом и проживал рядом с дворцом герцога.
Проживание в Веймаре принесло много плодов. Себастьян написал множество произведений для оркестра и клавира, открыл для себя музыку Корелли и Вивальди, начал экспериментировать с гармонией и ритмом. Он был близок к Иоганну Эрнсту, получил от него работу, и самостоятельно сочинял и исполнял музыку. Это общение благоприятно отразилось на его творчестве.
После возвращения из Италии в 1713 году, герцог поделился с Бахом нотами итальянских композиторов. Это стало для Баха настоящим открытием, он увидел новые возможности для развития своего таланта.
В Веймаре Бах написал набор хоральных органных прелюдий, которые впоследствии были собраны в сборник под названием «Органная книжечка». Также в это время были опубликованы его органная «Токката и фуга ре-минор», «Пассакалья до-минор» и еще двадцать духовных кантат.
Немного времени пролетело, и Себастьян стал известным как выдающийся органист и клавесинист. В 1717 году из Франции в Дрезден приехал музыкант Луи Маршан, который предложил себя сравниться в мастерстве игры на клавесине с Бахом. Изначально он согласился, но в день соревнования тихо уехал из города, опасаясь проиграть талантливому Иоганну Себастьяну.
Осенью 1717 года Бах снова отправился в путь. Он не мог долго находиться на одном месте, и герцогу не оставалось выбора, кроме как отпустить его, выразив при этом свое недовольство. Бах стал капельмейстером у князя Ангальт-Кетенского, который ценил хорошую музыку. Однако князь был поклонником кальвинизма, поэтому Баху пришлось писать музыку для светских мероприятий.
Во время своей службы у князя, Иоганн Себастьян породил шесть виолончельных сюит, Английскую и Французскую клавирные сюиты, а также три скрипичных сонаты. В периоде, который называется «кёттенским», он создал «Бранденбургские концерты» и цикл «Хорошо темперированный клавир», в который вошли сорок восемь различных произведений. В это же время Бах сочиняет симфонии.
В 1723 году композитор сменил место жительства и работы. На этот раз его судьба свела его в Лейпциг, где он получил должность кантора в хоре Святого Фомы. Также в этом же году было создано одно из его самых известных произведений – «Страсти по Иоанну». Немного позже Баха назначили «Музыкальным директором» во всех городских церквях. Этот период в Лейпциге длился шесть лет, за которые он написал пять циклов кантат, но два из них не сохранились.
Городской совет предоставил Баху восемь хористов, но он был не удовлетворен этим количеством. Поэтому Себастьян сам нанял еще двадцать человек, из-за чего возникли разногласия с властями.
В течение 20-х годов XIX века, в основном в лейпцигских церквях исполнялись церковные кантаты Баха. Для расширения своего репертуара, Себастьян начал активно писать светскую музыку. После назначения на пост руководителя Музыкальной коллегии в 1729 году, он стал организатором светского ансамбля, основанным вместе с близким другом Себастьяна – Георгом Филиппом Телеманом. Ансамбль регулярно выступал с концертами дважды в неделю в кофейне Циммермана, что находилась недалеко от рыночной площади.
Собственные светские композиции, созданные Бахом в период с 1730 по 1750 год, предназначались для исполнения именно в кофейнях.
Среди них особенно стоит отметить забавную «Кофейную кантату», веселую «Крестьянскую кантату», а также музыкальные произведения для фортепиано и виолончели. В этот период была написана бесподобная «Месса си минор», которая стала лучшей среди всех известных хоровых произведений.
После этого Бах представил свои новые музыкальные эксперименты — «Страсти по Матфею» и «Высокая месса си-минор». За это он был награжден званием королевско-польского и саксонского придворного композитора.
Потом он принялся за написание обширного цикла, названного «Искусством фуги», но завершить его уже не удалось. После его ухода цикл был опубликован его сыновьями.
Последние десять лет жизни Баха прошли в некотором забвении его славы. В моду пришел классицизм, и, по мнению современников, музыка Иоганна Себастьяна была признана устаревшей. Однако его последователи этого не думали, они выросли на его произведениях, и он был для них неоспоримым авторитетом. Ему поклонялись Бетховен и Моцарт.
Музыка Иоганна Себастьяна Баха снова стала популярной только спустя 100 лет после его ухода.
В 1829 году в Берлине прошел концерт, где было исполнено произведение под названием "Страсти по Матфею". Организатором выступления был Мендельсон, который не ожидал такого внезапного подъема популярности этого почти забытого композитора. Несколько тысяч зрителей посетили представление, и Мендельсон, вдохновленный успехом, дал такие же концерты в Кенигсберге, Дрездене, Франкфурте.
Одной из самых любимых и часто исполняемых композиций Баха стала "Музыкальная шутка", которую часто можно услышать на концертах классической музыки. Сегодня она звучит в адаптации к современным инструментам, но остается такой же веселой и нежной, как при исполнении самим автором.
Исполнители как из России, так и из Западной Европы часто представляют произведения Баха на своих концертах. The Swingle Singers включили множество композиций Баха в свой репертуар и выпустили альбом Jazz Sebastian Bach. Этот альбом принес группе всемирную популярность, а также принес им престижную награду «Грэмми».
Музыка Баха также нашла свое воплощение в джазовых аранжировках от музыкантов Джоэля Шпигельмана и Жака Лусье. Отечественный музыкант Федор Чистяков также посвятил свои работы этому великому композитору.
Личная жизнь
Его юной кузиной из Арнштадта стала его первая жена, Мария Барбара, за которую он вступил в брак в 1707 году. Она родила ему семерых детей, но только четверо из них выжили. Сыновья Карл Филипп Эммануил, Вильгельм Фридеман и Иоганн Христиан также были известными композиторами и музыкантами, продолжая дело своего отца.
В 1720 году Бах сопровождал князя Ангальт-Кетенского за границу, и в это время его супруга скончалась, оставив четверых детей без материнской заботы.
Изменения в личной жизни музыканта произошли через один год. Ему представили певицу Анну Магдалену Вильке, которая служила при дворе герцога. В конце 1721 года Бах женился на молодой красавице, которая родила ему тринадцать детей. Из них выжили девять.
Достигнув преклонного возраста, Бах наслаждался общением с родными, которые были для него настоящей поддержкой и утешением. Для своих близких он сочинял музыку, устраивал различные концерты, в которых участвовала его жена. Анна прекрасно исполняла свои сопрано партии, а ее сыновья аккомпанировали матери.
После смерти Баха его жена и младшая дочь вынуждены были вести жалкое существование. Анна прожила без мужа еще десять лет, ее последним приютом стал бедняцкий дом презрения. Младшей дочери Регины выпала доля полуголодного существования, и ей на помощь пришел сам композитор Бетховен.
Смерть
Бах почти ослеп за пять лет до своей смерти. Ему уже не было возможности самому записывать музыку, поэтому его зять взял на себя эту работу.
В 1750 году в Лейпциге появился английский офтальмолог Джон Тейлор. Его репутация была далека от идеала, но композитор решил воспользоваться этим шансом в надежде вернуть зрение. Однако операция не принесла никаких изменений, и Себастьян по-прежнему не видел ничего. Затем врач провел повторную операцию, и зрение вернулось, но не надолго.
Тем временем состояние здоровья композитора резко ухудшилось. 18 июля 1750 года Баха поразил удар, и через десять дней он скончался. Иоганну Себастьяну Баху было 65 лет.
Церковное кладбище в Лейпциге стало местом покоя великого композитора. Но со временем могила Баха была утрачена, и только в 1894 году ее удалось отыскать. После этого прах музыканта был помещен в каменный саркофаг у церкви Святого Иоанна, где он провел 27 лет своей жизни. В годы войны храм был разрушен немецкими бомбами, но прах композитора остался невредимым. В 1949 году его снова похоронили, на этот раз у алтаря церкви Святого Фомы.
В родном городе Иоганна Себастьяна, в Эйзенахе, в 1907 году был открыт музей его памяти. А в 1985 году такой же музей открыли в Лейпциге.