Иоганн Штраус — знаменитый музыкант из Австрии, который стал всемирно известен благодаря своим вальсам и ярким классическим композициям.
Детство и юность
Двести лет назад танцевальная музыка считалась легкомысленным и несерьезным жанром. Композиторов, которые писали такую музыку, меломаны воспринимали с недоумением. Однако австрийскому «Королю вальса», Иоганну Штраусу-младшему удалось изменить эту ситуацию и заставить меломанов уважать его творчество.
Он родился в Вене 25 октября 1825 года в семье известного музыканта по имени Иоганн Штраус. Родители назвали мальчика в честь его отца. Отец, который был евреем по национальности и католиком по вероисповеданию, был виртуозным скрипачом и композитором, специализировавшимся на создании вальсов. Он не одобрял отношение окружающих к его творчеству и мечтал, чтобы его сыновья жили более обеспеченной жизнью. Однако со временем окружающие поняли, что родитель просто завидовал таланту своих сыновей.
По прикапу судьбы, три его сына от первого брака – Иоганн, Йозеф, Эдуард унаследовали от знаменитого отца его музыкальный талант. Ничем иным, кроме музыки, они не стремились заниматься. Однако отец был непреклонен и очень жесток. Он репетировал дома, дети выросли под звуки классической музыки, но отец совершенно не хотел, чтобы они повторили его судьбу.
По мнению главы семейства, Иоганн должен был стать банкиром, Йозеф – офицером. Искусством дирижирования, игрой на скрипке будущий Король вальса обучался тайком от строгого родителя. Детям разрешалось играть на фортепиано, петь в церковном хоре – на такое послабление отец согласился под давлением матери. Она полагала, что только в этом случае ее сыновья могут считаться людьми, получившими достойное светское образование.
Франц Амон был первым скрипачом в оркестре строгого отца, именно этот человек научил Штрауса-младшего виртуозно играть на скрипке. В то время молодые люди были обязаны безусловно повиноваться старшим. И только самые крупные бунтари и свободолюбивые нарушали это правило. Юный Штраус не входил в их число. По желанию отца он пошел на уступки, став студентом Политехнического института. В будущем наличие экономического образования очень помогало ему.
В период пика своей популярности, Штраус-младший создал несколько оркестров, которые исполняли его музыку в Вене. Как дирижер, он выступал с каждым из них только один раз. Затем он переходил к другому оркестру, где снова исполнял только одно произведение. Таким образом, молодой маэстро удовлетворял желание публики услышать его музыку, и тем временем увеличивал свой доход в несколько раз.
История Штраусов разделилась из-за разногласий взглядов на революционные тенденции 1840-х годов. Отец поддерживал Габсбургов, в то время как сын симпатизировал восставшим против этой династии. Именно он написал «Марш восставших», которое в народе стало известно как «Венская Марсельеза». После того, как мятежные австрийцы потерпели поражение, молодой композитор был судим. Реакционные взгляды Штрауса-старшего не помогли ему, а наоборот, играли злую шутку, постепенно вызывая охлаждение интереса публики к творчеству ветерана дирижирования.
Отношения отца к сыну были довольно сложными. После смерти отца от скарлатины, карьера молодого музыканта резко пошла вгору. Но сын, несмотря на все, посвятил своему отцу вальс, начал издавать партии музыкальных произведений Штрауса-старшего.
Музыкальная карьера
Нельзя скрыть талант ни от самого себя, ни от окружающих – несмотря на усилия отца, у его сына уже к 19 годам был свой собственный оркестр. Молодой дирижер дал свой первый концерт в игорном заведении, расположенном неподалеку от Вены. Отец старался изо всех сил, чтобы его талантливый сын нашел место для выступлений. Однако салоны и даже императорский дворец закрыли перед молодым композитором свои двери.
После смерти отца его оркестр решил работать под руководством молодого Штрауса. Объединив свои музыкальные коллективы, он начал гастролировать по всей стране. Его оркестр приглашали играть во дворце Франца-Иосифа, исполняя вальсы, марши, польки и произведения его отца.
Этот выдающийся музыкант был не таким ревнивым к славе, как его отец. Он считал себя обычным, только очень популярным, а Эдуард и Иосиф были невероятно талантливыми. Он не боялся, что они превзойдут его. Штраусы с их блестящими способностями были востребованы, работы хватало всем троим, и никто из них не обижался на невостребованность.
Вскоре весь музыкальный мир узнал о данном композиторе и дирижере. Его с восторгом приветствовали в странах, таких как Россия, Польша, Германия, Чехия, и Румыния. Эксперты утверждали, что этот музыкант создает удивительные мелодии, которые льются из него словно вода из хрустального источника.
Этого австрийского композитора называют основоположником венских вальсов — особых, мелодичных произведений, построенных из вступления, основы и заключения, состоящих из 4-5 частей. За весь период своей деятельности Штраус-младший написал 168 вальсов, многие из которых стали любимыми произведениями меломанов разных стран.
Еще один вальс этого композитора стал чрезвычайно популярным. Он называется «Весенние голоса». Впервые эту композицию исполнили на благотворительном концерте в театре «Ан дер Вин», и теперь она стала обязательным атрибутом на всех балах и светских раутах. В Европе этот вальс давно считается символом новогодних торжеств.
Потомки композитора с большой благодарностью относятся к его наследию. В 20 веке на основе его вальсов было создано несколько балетов. Музыкальные критики считают произведения великого композитора настоящими шедеврами, а не просто танцевальной музыкой.
Когда Штраус достиг 45 лет, он передал должность придворного музыканта Эдуарду. Сам композитор сосредоточился на написании оперетт, балетов и комических опер. Он создал пятнадцать оперетт и считается основателем этого жанра. Его произведения «Летучая мышь», «Богиня разума» и «Цыганский барон» знакомы всем поклонникам классической музыки.
В это же время музыкант отправился в США. Он провел четырнадцать концертов, установил мировой рекорд, руководя огромным оркестром из тысячи музыкантов. Однако подобные «подвиги» не пришлись ему по вкусу, и впоследствии Штраус отказывался от таких неудобных, но очень выгодных предложений.
Чтобы попасть в Америку, ему пришлось отказаться от контракта с Царскосельскими железными дорогами и огромного гонорара. Если бы Штраус согласился работать в России, ему бы выплатили 22 тысячи рублей, что по тем временам было огромной суммой.
Личная жизнь
Композитор, который неоднократно давал концерты в России, встретил здесь свою первую любовь — Ольгу Смирнитскую. Однако родители девушки отказали ему в желании жениться на их дочери, потому что они не хотели отпускать её за границу. Музыкант был очень расстроен этим решением и писал своей возлюбленной очень много длинных писем.
Дама вступила в брак с русским офицером, после чего композитор, который уже не надеялся на что-то, женился на оперной диве Халупецкой. Его супруга внешне очень напоминала Ольгу. Несмотря на свою бурную молодость, Генриетта, имевшая семерых незаконнорожденных детей от разных отцов, стала для Штрауса настоящей Музой и верной подругой.
Именно эта женщина подарила композитору блестящую идею, с ее легкой руки он занялся сочинением оперетт. Когда любимая Йетти скончалась, музыкант вступил во второй брак с Анжеликой Дитрих. Он был очень увлечен этой женщиной, едва смог дождаться окончания положенного траура. Но этот скоропалительный брак был непродолжительным, через 5 лет супруги развелись.
Адель Дойч стала третьей женой Иоганна. Она была вдовой, воспитывающей свою дочь, и у них не было общих детей. Чтобы заключить законный брак, музыкант перешел из католицизма в протестантизм и получил гражданство Германии.
В июне 1899 года произошла смерть музыканта. Он охранял свое здоровье, отказывался от концертов, но не смог отказаться от важного выступления, посвященного юбилею оперетты «Летучая мышь».
После завершения выступления музыкант заболел простудой, что привело к развитию пневмонии. Его прах сейчас находится на территории венского кладбища.
Произведения
Репертуар оперетт
- Индиго и сорок разбойников
- Карнавал в Риме
- Летучая мышь
- Калиостро в Вене
- Принц Мафусаил
- Жмурки
- Кружевной платок королевы
- Весёлая война
- Ночь в Венеции
- Цыганский барон
- Симплициус
- Рыцарь Пасман
- Принцесса Нинетта
- Яблочный праздник
- Ясменник душистый
- Богиня Разума
- Золушка
- Королевская опера
- Венская кровь
Вальсы
- Песни любви и страсти
- Прощание с Великим городом на Неве
- Восточный ход
- На волшебном Дунае
- Театральная жизнь
- Загадочные истории Венского леса
- Вино, тайные встречи и лирические мелодии
- Тысяча и одна ночь из жизни аристократии
- Кровь дворянского рода
- Таинственный Калиостро
- Прекрасная весна
- Цветы и ароматы с Южных земель
- Момент истинной страсти
- Весенние мелодии
- Венецианские водные пути
- Музыка и красота аристократических дам
- Грация императорского бала