Иоганнес Брамс является известным немецким музыкальным деятелем, который был композитором, дирижером и пианистом. Его талант можно сравнить с такими гениями музыки, как Людвиг Ван Бетховен и Иоганн Себастьян Бах.
Детство
7 мая 1833 года в Гамбурге появился на свет Иоганнес Брамс. Его отец, музыкант Иоганн Жакоб, играл на различных музыкальных инструментах, а мать, Джоанна Ниссен, занималась домашним хозяйством и шитьем одежды. Изначально отец был тем, кто дал маленькому Иоганнесу первые уроки музыки, и вскоре они начали изучать нотную грамоту, а также играть на скрипке и виолончели.
В 1842 году Брамса отправили к педагогу Отто Коселю, где он изучал основы композиции и играл на фортепиано. Его талант не остался незамеченным, и уже в 1845 году Иоганнес написал свою первую сонату fis-moll, выступая на концертах.
Отто Косеель заметив талант мальчика в написании музыкальных произведений, предложил родителям отправить Иоганнса учиться композиции. Отец сначала отказался, но учителю удалось его убедить, и Брамса поступили в класс композитора Эдуарда Маркессена. Воспитанный на музыке Шуберта и Моцарта, Маркессен узнал в ребенке необыкновенный талант. Позже, после смерти великого Мендельсона, он сказал, что один мастер ушел, но другой пришел на его смену, и это Брамс.
В 1849 году Иоганнес, который уже имел большой опыт в создании музыкальных произведений и успешно гастролировал, заключает соглашение с фирмой Cranz на издание своих сочинений. Ноты молодого композитора начинают появляться в свет благодаря этой фирме. Для подписания своих композиций Иоганнес использует псевдоним G. W. Marks, который он начинает использовать с 1851 года, в том числе и для своих композиций «Скерцо ор.4» и «Возвращение на родину», которую впоследствии он уничтожил.
В музыкальной среде ходили слухи о том, что Брамс избавился от своих ранних произведений из-за того, что их якобы исполняли в борделях. Однако, это были лишь сплетни и клевета. Все же факт остается фактом — композитор действительно уничтожил многие свои музыкальные произведения.
Музыка
В 1853 году Иоганнес встречает Роберта Шумана и его жену, пианистку Клару Шуман-Вик. Шуман очень восхищается творчеством молодого композитора и радушно принимает его у себя в доме. Немного позже Роберт Шуман публикует в газете статью с заголовком «Дорогу молодым», в которой говорит о таланте Брамса в восхитительной степени.
Браво-Брамс: исполнитель или композитор?
Юный Йоханнес Брамс, пресловутая детская промислительность которого пугает нешуточно, раздражен оценкой своих трудов со стороны славного музыканта. Этот эпизод заставляет его замедлить темп и несколько изменить приоритеты. Более того, в 1852 году он вступает на путь исполнителя, не рискуя выходить с новыми произведениями – пока не завоевает уважение публики. Только после этого он снова решает опубликовать свои работы, заключив контракт с фирмой Breitkopf & Härtel на выпуск фортепианных сонат и песен. Однако не без неудач: в 1859 году его концерт окончился провалом, и публика была столь враждебно настроена на втором представлении, что пришлось уговаривать его завершить выступление. Ничего себе судьба музыкального вундеркинда!
Впоследствии Брамс перебирается в город Баден-Баден, где он создаёт свое знаменитое произведение «Немецкий реквием». Позже он напишет финальное соло «Ihr habt nun Traurigkeit» к этому произведению, и оно будет иметь огромный успех.
В это время своей жизни он создаст множество произведений, которые позже принесут ему всемирную славу. Он завершит серию «Унгарских танцев» и представит их публике, соберет вальсы для вокального квартета и фортепиано. Благодаря вновь приобретенному успеху он продолжает работать над незаконченными произведениями. Выходят партитуры кантаты «Ринальдо», «Первой симфонии», частью которой стала знаменитая «Колыбельная», и «Рапсодии» для контральто, мужского хора и оркестра.
В 1882 году он выступил с Майнингенским придворным оркестром и исполнил свой второй фортепианный концерт под названием «Венгерский танец», который был записан на фонографе, специально привезенном Томасом Эдисоном.
В конце 1890-х годов великий композитор находился на вершине славы. Его музыка становилась все более популярной. Однако знакомство с Иоганном Штраусом вызвало в нем некоторую неуверенность, и он захотел прекратить сочинение музыки, вновь начав выступать как пианист и дирижер. Однако талант к композиции оказался сильнее его желаний: Брамс вернулся к сочинению музыки, создав трио, сонаты для кларнета и множество фортепианных произведений.
Иоганнес Брамс так и не написал ни одной оперы, но он проявил себя как гений практически во всех других жанрах. За свою жизнь он создал около 80 произведений, но особенное признание ему принесла его симфония. Его музыка является уникальной и самостоятельной. У Брамса был свой неповторимый стиль, который нельзя перепутать ни с чьим-либо другим композитором.
Личная жизнь
Жизнь знаменитого музыкального гения была неудачной в личной сфере. Брамс так и не смог найти семейного счастья, не вступив ни в один брак. Несмотря на то, что он испытывал нежные чувства, его долгая привязанность к Кларе Шуман, старшей по возрасту на 13 лет, не привела ни к чему. Даже в период болезни Роберта Шумана, он писал его жене любовные письма, но даже после смерти композитора не решился сделать ей предложение.
В 1859 году он стал женихом Агаты фон Зибольт, которая была дочерью профессора университета. У молодой аристократки был прекрасный голос и восхитительная внешность. Однако недовольство Клары Шуман и сплетни, распространяемые о них, привели к разрыву помолвки. Брамс был подавлен, и именно в этот период он написал своё знаменитое произведение «Струнный секстет “соль минор”». Все остальные его романтические увлечения были кратковременны, не имея значения для Иоганнеса.
Брамс изолировался, стал раздражительным и часто грубым в общении. Он стал замкнутым и ворчливым. Когда он уже стал известным композитором, ему часто приносили произведения молодых музыкантов, чтобы получить его оценку. И однажды молодой автор попросил его оценить музыку, написанную к стихам Шиллера. Брамс послушал и заявил, что «Шиллер бессмертен».
Когда композитор возвращался домой после отдыха на курорте, его врач поинтересовался, был ли он удовлетворен своим состоянием, на что Брамс ответил, что он чувствует себя прекрасно и увозит все свои болезни обратно с собой.
В 1896 году у Брамса была диагностирована желтуха, вызвавшая опухоль на печени и затем затронувшая весь организм. Вопреки болезни, Иоганнес продолжал активно заниматься музыкальной деятельностью, выступая на концертах и писавши музыку. Даже на последнем выступлении в марте 1897 года, когда он уже был очень больным, его выступление завершилось громкими аплодисментами. Было много раз, когда его приглашали на сцену, и он был очень тронут тёплым приёмом публики, выразив благодарность своим преданным поклонникам.
Через месяц после того выступления, его здоровье внезапно ухудшилось. Он отказался от посещения премьеры оперетты Штрауса «Богиня разума», на которую так долго ждал. Свои последние дни он провел у себя дома в Вене. 3 апреля 1897 года Иоганнес Брамс скончался в возрасте 63 лет от рака печени.
Похоронили великого композитора на кладбище Wiener Zentralfriedhof в Австрии.
Произведения
- Драмы
- Три перерыва
- Три сонаты
- Скерцо в ми-бемоль миноре
- Две рапсодии
- Вариации на тему Р. Шумана
- Вариации и фуга на тему Г. Ф. Генделя
- Вариации на тему Паганини
- Вариации на тему венгерской песни
- 4 баллады
- Пьесы (фантазии)
- Песни любви — вальсы
- Четыре тетради Венгерских танцев
Если вы нашли ошибку в написании, пожалуйста, сообщите нам, выделив этот текст и коснувшись выделенного текста.