Иосиф Райхельгауз — биография и личная жизнь

Иосиф Райхельгауз – российский режиссёр, педагог и народный артист Российской Федерации. Он известен как основатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы».

Детство

Известный режиссер Иосиф Леонидович родился в прекрасном Одессе, расположенном на берегу моря. В этом городе прошли его детство и юность. Родители Иосифа Леонидовича, принадлежащие к еврейской национальности, всегда внушали ему гордость за свои корни. Несмотря на предложения изменить свою фамилию, Райхельгауз остался верен себе и своему происхождению.

Его отец, получивший ордена за свою службу в танковых войсках, преодолел весь путь до Берлина во время Великой Отечественной войны и оставил свой автограф на стене Рейхстага. Когда Иосиф Леонидович посетил Берлин, он смог отыскать след отца, узнав его по почерку среди многих других.

После окончания медицинского училища во время войны, мать будущего режиссера работала медсестрой в госпитале, но не смогла осуществить мечту о карьере врача. Бабушка и дедушка со стороны матери погибли в годы войны, их жизни были прерваны на фронте. Чтобы почтить память потерянных родственников, Иосиф посвятил одну из своих работ спектаклю "Эшелон".

После войны отец работал водителем, в том числе и на Крайнем Севере, чтобы обеспечить семью. Мать занималась делопроизводством, вдохновляя детей страстью к искусству, часто посещая с ними Одесский оперный театр и обладая прекрасным вокальным талантом, хоть и не профессионально обученная музыке. Именно она направила молодого Иосифа на путь музыкального образования.

Путь к достижению театрального искусства для Райхельгауза был далек от простоты. В свои 14 лет он принял решение о завершении учебы в школе и был отправлен отцом работать на автобазу в качестве электрогазосварщика. Однако вскоре Иосиф присоединился к труппе одесского ТЮЗа, где сделал свой дебют в спектакле «Как закалялась сталь», играя роль петлюровца, и продолжил исполнять лирические персонажи.

Желание заниматься театральным искусством привело его в 1964 году в Харьковский театральный институт на направление режиссуры, однако вскоре его отчислили из-за отсутствия профессионализма. Не унывая, на следующий год Иосиф поступил в ЛГИТМиК, выбрав ту же специализацию, но история повторилась.

Решение родителей отправить сына обратно на автобазу в Одессу поменялось благодаря настойчивости Иосифа, который уговорил мать оставить его в Ленинграде, где ему не хотелось возвращаться домой после двух неудач в учебе. В Ленинграде он присоединился к коллективу БДТ имени Максима Горького как рабочий на сцене, а в 1966 году поступил на факультет журналистики ЛГУ, где возглавил студенческий театр, продолжая свое творческое развитие.

Театральная карьера

После того, как молодой человек покинул Ленинградский государственный университет на четвертом курсе без получения диплома, он узнал о начале набора на обучающий курс в ГИТИСе, проводимый Анатолием Эфросом. Это открытие сыграло ключевую роль в его дальнейшей жизни.

В 1968 году Райхельгауз добавил новую главу в свою биографию, отправившись в Москву и поступив в ГИТИС на курс, где его учили Андрей Попов и Мария Кнебель. В это время он также занимался режиссурой студенческого театра Московского государственного университета. Через два года его назначили ответственным за актерские коллективы, выступавшие с концертами на стройках гидроэлектростанций в Сибири.

После успешного окончания учебы в ГИТИСе ему доверили роль режиссера-постановщика в театре "Современник", который в то время возглавляли Олег Табаков и Галина Волчек. Райхельгауз своими смелыми и инновационными подходами к работе выделялся уже в молодости, что вызывало неодобрение официальных лиц в сфере культуры.

Среди выдающихся произведений, представленных на сцене театра «Современник», особенно запомнились такие спектакли, как «Прогноз на завтра», «Из записей Лопатина», «А утром они проснулись…». За первую из них Райхельгауз был удостоен премии, а вторая вызвала настоящее потрясение в столице. В этих постановках на сцене блесли звезды российского театра и кино: Валентин Гафт, Галина Волчек, Олег Табаков, Андрей Мягков и Любовь Добржанская.

С начала 1970-х годов Иосиф Райхельгауз вместе с Анатолием Васильевым возглавил Театр на Мытной улице. Однако через два года его уволили из-за отсутствия московской прописки. После работы в региональных театрах он вернулся в «Современник» в середине 1980-х годов и работал там до 1989 года.

С 1980-х годов по сегодняшний день Иосиф Леонидович руководит театром «Школа современной пьесы», где активно поощряются произведения современных драматургов, таких как Евгений Гришковец, Дмитрий Быков, Семен Злотников. Разные выдающиеся актеры, такие как Любовь Полищук, Альберт Филозов, Лев Дуров, Армен Джигарханян, присоединялись к труппе театра в разное время, что подчеркивает значимость и влияние Райхельгауза в театральной среде.

Личная жизнь

Марина Хазова — не только верная спутница жизни мэтра, но и его вдохновение, свойственная ему судьба свела их вместе неслучайно. Их встреча казалась событием из фильма, наполненным взаимопониманием и вдохновением. Вместе они прошли путь от молодых энтузиастов до узнаваемых мастеров, не теряя в верности выбранному пути и друг другу.

Мария и Александра — две дочери талантливого художника. Они стали яркими примерами того, как семейные традиции и креативные способности могут проявиться в разных областях искусства. Мария выбрала сценографию и внесла свой вклад в развитие театрального искусства, создавая уникальные миры, где каждый спектакль становится мостом между актером и зрителем. Ее работа продолжила семейную творческую династию, требуя не только художественного видения, но и глубоких знаний.

Младшая дочь, Александра, унаследовала организаторский талант и стремление к новаторству. Она выбрала путь администратора театра и занимается поддержанием связи между всеми участниками театрального процесса, демонстрируя другую важную сторону творческой профессии.

Мастер принял решение не вовлекать своих дочерей в актерское искусство, возможно, потому что он понимал все сложности этой профессии и хотел, чтобы они сами выбрали свой путь к самореализации и счастью.

В настоящее время

В 2022 году Иосиф Леонидович Райхельгауз отметил свой 75-летний юбилей. В настоящее время он занимается преподавательской деятельностью и является художественным руководителем образовательного курса в ГИТИСе.

В марте того же года руководитель театра «Школа современной пьесы» объявил об увольнении Марата Башарова из-за проблем с алкогольной зависимостью, которые могли поставить под угрозу гастроли коллектива на Кипре.

В июне 2022 года произошли значительные изменения в жизни и карьере Райхельгауза. После 33 лет работы он покинул пост художественного руководителя театра «Школа современной пьесы», где под его руководством было поставлено более сотни спектаклей. На его место пришел Дмитрий Астрахан, который продолжит традиции и развитие театрального искусства, заложенные Иосифом Леонидовичем.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий