Ирина Антонова — биография директора Пушкинского музея

Ирина Антонова — известная специалистка в области итальянской живописи эпохи Возрождения. Она имеет степень доктора искусствоведения и удостоена двух Государственных премий РФ. Кроме того, она является участником Великой Отечественной войны.

Ее прозвали «Железной леди» Пушкинского музея, так как в течение 52 лет Ирина Антонова руководила этим культурным центром и внесла значительный вклад в его развитие. Она уверена, что прожила свою жизнь настоящим образом, посвятив все свои усилия любимому делу. Ведь для нее важно не только приносить пользу другим, но и получать удовольствие от своей деятельности.

Детство

Ирина Антонова появилась на свет в Москве 20 марта 1922 года. Её родители были заядлыми ценителями искусства. Отец, бывший революционер, трудился как электрик на корабле, но всегда мечтал о мире театра. Мать, Ида Антонова (девичья фамилия Хейфиц), играла на фортепиано и передала свою любовь к музыке дочери. Отец не только увлекался театром, но и участвовал в любительских постановках. Его также привлекало стеклоделание, и впоследствии это увлечение стало основой его жизни — Александр стал директором Института экспериментального стекла.

Ирина Александровна Антонова

Благодаря новой работе отца, семья переехала в Германию в 1929 году, где прожила до 1933 года. Ирина так владела немецким языком, что свободно читала произведения немецких классиков на оригинальном языке. После того, как власть в Германии перешла в руки нацистов, Антоновы вернулись в СССР.

Училась Ирина хорошо и легко усваивала все предметы. Она мечтала о поступлении на мехмат МГУ, но любовь к миру искусства взяла верх, и девушка выбрала поступить в ИФЛИ (Институт истории, философии и литературы). Это учебное заведение проработало семь лет, но в начале войны его закрыли, а студентов перевели в МГУ. Антонова успела закончить только первый курс, затем поступила на медицинские курсы и работала в госпитале до победы.

После окончания войны Ирина восстановилась в высшем учебном заведении, успешно закончила его и продолжила свое обучение в МГУ. После получения образования начала свою трудовую карьеру в Пушкинском музее, где поступила в аспирантуру. Антонова стала экспертом по итальянскому искусству эпохи Возрождения.

В 1961 году Ирина Антонова была назначена директором музея имени Пушкина, где проработала 52 года. Однако 10 июля 2013 года она ушла в отставку, и ее место заняла Марина Лошак, специалист по искусству.

Карьера

Почти все время глава музея уделяла работе, несмотря на трудности в годы застоя. В это время искусство должно было служить лишь одной цели — пропаганде идей КПСС. Поэтому ей довелось приложить много усилий не только для управления музеем, но и организации выставок. Увы, цензуру никто не отменял.

Ирина Александровна Антонова

В 60-х годах прошлого века необходима была отвага и новаторство для продвижения современного западного искусства, которое власти Советского Союза не только не поддерживали, а откровенно отвергали. Ирина Антонова решила поступить вразрез с политикой КПСС, осмелилась не слушать Екатерину Фурцеву, Министра культуры СССР, и смогла организовать выставки произведений современных художников таких как Матисс, Тышлер. Именно она способствовала проведению музыкальных вечеров в музее, где звучали композиции Шнитке, Стравинского, Рахманинова, творчество которых не находило поддержки у руководства Советского Союза.

В 60-х годах Ирина Антонова придумала культурное мероприятие под названием «Випперовские чтения», чтобы почтить память своего учителя и бывшего директора Пушкинского музея, Виппера Б.Р.

В 70-х годах было решено провести полную реорганизацию залов и экспозиций в музее Антонова.

Ирина Александровна Антонова

Ее усилия привели к тому, что в одном зале музея были выставлены картины как советских, так и иностранных художников. Посетителям музея открылась уникальная возможность сравнить творчество различных художественных школ и сделать собственные выводы.

В 1974 году по просьбе директора музея был проведен осмотр всех запасных хранилищ, из которых были извлечены полотна зарубежных художников, ранее находившиеся в частных коллекциях Ивана Морозова и Щукина. Десятилетиями они хранились в запасниках, и только благодаря усилиям Антоновой были перемещены в отреставрированные помещения второго этажа музея.

Конец 1970-х годов принес сотрудничество музея имени Пушкина с западными выставками и музеями. Антонова выполнила огромную работу, чтобы крупнейшие музеи мира, такие как «Метрополитен» в Нью-Йорке, могли показать полотна выдающихся художников советским посетителям.

В 1980-1990-х годах музей имени Пушкина достиг совершенно нового уровня. В нем проводились выставки, сопоставимые по масштабу с мировыми. Выставка под названием «Москва-Париж» была признана событием 20-го века, так как впервые в ней приняли участие картины художников Кандинского и Малевича, которые уже давно были запрещены в Союзе.

Для того чтобы привлечь больше посетителей в музей, Антонова постоянно устраивала новые мероприятия, которые могли бы заинтересовать публику. Благодаря ей впоследствии были проведены «Декабрьские вечера» с участием пианиста Рихтера, где сочетались музыка и изобразительное искусство.

Антонова и Рихтер дали концерт в Пушкинском музее, который вскоре стал не просто музеем, а центром искусства и музыки. Этот прогресс был высоко оценен мировым сообществом и понравился жителям СССР.

Ирина Александровна Антонова

Выставка под названием «Золото Трои» стала самой скандальной в истории Пушкинского музея. Многие западные и российские искусствоведы считали, что Антонова этой экспозицией запятнала свою репутацию. Ее обвиняли в том, что она скрывает правду о золоте Трои, которое было извлечено из побежденной Германии в 1945 году. До этого СССР утверждал, что не имел никакого отношения к этим событиям.

В Советском Союзе было много тайн, но все, что имело историческую ценность, возвращалось обратно. Ярким примером является Дрезденская галерея.

Тот факт, что золото было извлечено из запасного фонда и показано публике, лишний раз подтвердил, что новое российское правительство более открыто, чем руководство СССР.

В 1998 году отмечался столетний юбилей закладки первого камня при строительстве музея им. Пушкина. В тот год эту церемонию посетил сам император Николай II. По случаю празднования юбилея Большой театр устроил грандиозный концерт, на котором выступали лучшие исполнители страны.

Благодаря усилиям Антоновой, музей им. Пушкина вскоре занял свое почетное место рядом с Эрмитажем, Лувром, Прадо, Метрополитеном и Британским музеем.

Жизнь театра претерпела значительные изменения в новом веке. Его территория значительно расширилась, появились музеи частных коллекций, экспозиции импрессионистов, а также Детский центр. Однако, по мнению Антоновой, этого совсем недостаточно. Это особенно очевидно, учитывая, что в коллекции музея более 600 тысяч произведений и в залах можно разместить всего 1,5% экспонатов. Директор музея считает, что для полноценной работы необходимо построить настоящий музейный городок.

Правительство выделило средства на расширение музея, поэтому можно надеяться, что в скором времени он превратится в настоящий культурный и художественный городок.

Ирина вступила в брак с ученым-искусствоведом Евсеем Ротенбергом, кандидатом наук, работающим в Институте истории искусств. В 1954 году у них появился сын Борис, который стал источником гордости и глубокой печали для родителей. Он вырос в изумительно талантливого мальчика, доставлял радость близким своими достижениями и развивался как гармоничная личность. Всех удивляло, что Ирина родила его в 32 года, считая его поздним ребенком.

Ирина Александровна Антонова

Борис заболел, после того как ему исполнилось семь лет. Это сильно повлияло на жизнь Ирины и ее мужа. Женщина осознала, что здоровье ребенка намного важнее всего остального, а все остальное несравненно с этим горем. Антонова находила лучших специалистов для сына, но это не помогло, и Борис остался инвалидом на всю жизнь. Ирина беспокоится об одном — кто будет заботиться о сыне после ее смерти. Ей исполнилось 98 лет в этом году, но она по-прежнему активная и нацелена на цель. К слову, ее мама прожила 100 лет и 5 месяцев.

Ирина Александровна Антонова

В июле 2013 года она добровольно покинула свою должность в музее. В настоящее время она занимает пост президента этого музея и продолжает активно участвовать в его делах, так же как и раньше. Ирина Антонова также является одним из советников президента РФ.

Ирина Антонова стала автором более сотни публикаций, внесла огромный вклад в развитие культурного наследия России. Её заслуги были высоко оценены, и за них она была удостоена орденов Октябрьской революции, «За заслуги перед Отечеством», всех степеней, Трудового Красного Знамени. Кроме того, она является кавалером итальянского ордена «За заслуги» и французского ордена Командора искусства и литературы. Ирина Антонова также является действительным членом Мадридской и Российской академий.

Помимо работы в музее, Антонова преподавала в Париже, в институте восточных языков, читала лекции по искусствоведению в МГУ и Институте кинематографии.

В течение двенадцати лет она занимала должность вице-премьера совета музеев при ЮНЕСКО, и теперь ей присвоено звание почетного члена.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий