Ирина Антонова, родившаяся в 1922 году и ушедшая из жизни в 2020 году, была известным доктором искусствоведения, академиком, Заслуженным деятелем искусств РСФСР и полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством». Она также служила в Великой Отечественной войне. Ее жизнь была тесно связана с Пушкинским музеем в Москве, где она занимала должность директора, а затем стала главным куратором государственных музеев России. За свою просветительскую деятельность в области культуры и искусства она была многократно удостоена государственных наград и премий.
Детство, семейные традиции, начало трудовой деятельности
Ирина Антонова, родившаяся в Москве сразу после Гражданской войны, была дочерью участника революции 1917 года, инженера Александра Александровича Антонова, и пианистки Иды Михайловны Хейфиц. Ее отец добился успехов в карьере, став директором Института экспериментального стекла. Мать, окончив Харьковскую консерваторию, работала наборщицей шрифтов в типографии, так как не удалось зарабатывать музыкой.
Ирина Антонова провела свое детство в окружении искусства, благодаря родителям, близко связанным с миром красоты. Ее отец, Александр Александрович, был страстным меломаном и театралом, водящим дочь на премьерные спектакли, оперу и балет. А ее мать, Ида Михайловна, внушила дочери любовь к классической музыке.
В возрасте семи лет Ирина переехала вместе с отцом в Германию, когда его перевели на работу в советское торговое представительство. Там девочка выучила немецкий язык и даже начала читать классическую литературу на оригинальном языке.
Интересный факт! Ирина переехала в Берлин вместе с новой семьей отца после его разрыва с Идой Хейфиц в 1925 году. Через год у нее появилась сводная сестра по имени Галина.
Когда нацисты пришли к власти в 1933 году, семья Антоновых вернулась в Москву. Девочка вернулась к матери в ее квартиру на Покровском бульваре и продолжила образование в столице Советского Союза. В свободное время она занималась спортивной гимнастикой и плаванием, а также изучила французский и итальянский языки. Знание иностранных языков пригодилось ей в будущей профессии. Ирина Александровна считается экспертом в области итальянской живописи.
В школе она увлеклась физико-математическими предметами и даже думала поступать в МГУ на мехмат. В последнем классе перед ней встала дилемма: заниматься ли техническими науками или искусством. Ирина выбрала второе.
Интересный факт! Ирина Антонова сначала поступила в Московский институт философии. Однако спустя год его закрыли и факультет был присоединен к МГУ. Именно в этом университете она получила свое образование и он остался ее родным учебным заведением на всю ее жизнь.
В начале Великой Отечественной войны ей пришлось сочетать учебу с работой на фронте. Ирина поступила на службу в качестве медсестры в госпитале на Красной Пресне, а затем на Бауманской улице. Для этого ей пришлось пройти медицинские курсы. Она обладала сильным характером и не боялась крови, поэтому ее допустили к участию в хирургических операциях. В течение всей войны она работала в госпитале ночью, а днем посещала лекции в МГУ.
Ирина Антонова выступает на собрании
Война закончилась в один год, а обучение завершилось в том же 1945 году. В марте того же года она успешно защитила диплом и уже 10 апреля приступила к работе в Пушкинском музее. После победы ее планировали отправить в Дрезден для вывоза похищенных культурных ценностей из Германии. Однако руководство посчитало, что девушка слишком молода для такой задачи, и оставило ее встречать, принимать и описывать привезенные из Дрездена ценности.
Многие шедевры пострадали от плохого хранения в Дрезденской галерее, и советские реставраторы восстанавливали коллекцию целых 10 лет. Из 1240 работ 760 требовали срочного восстановления. В 1955 году в музее была организована выставка спасенных картин, среди которых были «Сикстинская мадонна» Рафаеля, «Спящая Венера» Джорджоне и другие.
Удивительное обстоятельство! Всего 3 месяца продлилась выставка. После этого по требованию Хрущева все 1240 картин были возвращены в Дрезденскую галерею.
Для нее Пушкинский музей стал значимым в течение всей ее жизни
Победы и поражения, восхождение на музейный Олимп
Такие маневры советского правительства в отношениях с иностранными странами не являлись стандартной практикой, но случались в истории страны. Назначение Ирины Антоновой директором Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина в 1961 году было предложено профессором Борисом Виппером. Поначалу Ирине Александровне это предложение показалось неуместным, ведь она не занимала должности старшего научного сотрудника или заведующего отделом. Однако ученый убедил 39-летнюю Антонову не отказываться от этой позиции.
При вступлении в должность, она обнаружила, что здание находится в плохом состоянии, многие выставочные залы нуждаются в ремонте, а галереи слишком темные для удобного рассмотрения картин. Ее предложения не находили отклика, пока она не обратилась к Косыгину. С помощью всемогущего председателя Верховного Совета СССР, Ирина Александровна получила неожиданную поддержку и помощь. Она столкнулась с разнообразными проблемами, спорами и скандалами в своей работе, включая конфликт с директором Эрмитажа, Михаилом Пиотровским, из-за наследия Музея Нового западного искусства.
В течение многих лет два руководителя ссорились о право на обладание всеми картинами коллекции. Пиотровский не собирался отправлять коллекцию картин Щукина в Москву, в то время как Антонова не собиралась возвращать 200 шедевров живописи, которые были привезены в Пушкинский музей еще в 1920 году. Это была коллекция, собранная меценатом Саввой Морозовым. В конце концов, они нашли компромиссное решение. В каждом музее были организованы выставки из фондов музеев – галерея картин Морозова приехала в Санкт-Петербург, а собрание Щукина – в Москву.
Ирина Антонова — автор множества научных трудов о искусстве
Профессиональная деятельность Ирины Александровны можно сравнить с хроникой культурной жизни страны. Она была не только свидетелем, но и активным участником и инициатором значимых событий в мире искусства. Благодаря ей любители живописи посетили выставки «Пикассо» и «Модильяни», а по ее инициативе были открыты международные выставки для обмена культурными ценностями «Москва – Рим», «Москва – Париж», «Москва – Берлин».
Её связь слияния музыкальной и художественной культуры позволила ей вместе с Святославом Рихтером создать фестиваль «Декабрьские вечера». Традиция устраивать выставки и концерты в музейных залах быстро распространилась по всей стране, превратив мероприятие в один из ключевых атрибутов музейной жизни.
Взгляды и увлечения
Ирина Антонова была типичным представителем своего времени. Она стояла за идеи развития общества в социалистическом духе и всегда придерживалась «левых» взглядов. Она ясно и четко высказывала свою уверенность в том, что социализм является единственно правильной системой отношений в государстве, несмотря на неудачи этой системы. Ирине Александровне не нравилось появление олигархии в новой России и острая социальная дифференциация населения на богатых и бедных.
Если говорить о президенте РФ В.В. Путине, то Антонова всегда была его сторонником. Она выступала за поддержку его политики в Чечне, Крыму и на Украине. Она никогда не исповедовала религиозных убеждений, любила поэзию Бориса Пастернака и всегда откровенно выражала свою точку зрения.
Ирина Антонова нашла полное взаимопонимание с Президентом Путиным
В 2013 году она покинула пост директора музея, но продолжила свою деятельность. До самой своей смерти Ирина Антонова оставалась президентом музейного комплекса. 4 декабря 2020 года ее похоронили с воинскими почестями. Она скончалась на 99-м году жизни.
Интересный факт! Мама Иды Хейфец, Ида Хейфец, дожила до 101 года.
Частная жизнь
Долгое время личная жизнь Ирины Антоновой оставалась нераскрытой темой в интервью или личных беседах. Журналистам всегда было любопытно узнать, кто является мужем этой «железной леди» и есть ли у нее дети. Информацию о своем супруге она никогда не скрывала. В 1947 году она вышла замуж за Евсея Иосифовича Ротенберга (1920-2011). Их брак был одним из самых прочных, и они прожили вместе 64 года. Их разлучила только смерть супруга в 2011 году.
Евсей Ротенберг происходил из города Тула. С детства увлекся изобразительным искусством, и после окончания школы поступил в искусствоведческий факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. После получения диплома он принял предложение работы в Пушкинский художественный музей. Именно он был назначен главным хранителем уникальной коллекции мировых шедевров, привезенной из Галереи Замка Дрездена. Параллельно он писал диссертацию, научным руководителем которой был профессор Б.Р. Виппер, который также убедил Ирину Антонову стать директором музея.
Обоим супругам не только приходилось работать вместе, но они также стали для друг друга своего рода «университетами жизни». Все решения в семье принимались на основе полного взаимопонимания. Радостью для обоих было появление сына Бориса в 1954 году. Мальчик вырос веселым и очень умным. В три года он знал, кто такой Джавахарлал Неру, умел поддерживать разговор, но затем случилось непоправимое. К шести годам он замкнулся в себе и почти перестал развиваться.