Ирина Архипова — известная советская и российская певица, которая исполняла как камерные, так и оперные произведения. Она также активно участвовала в общественной деятельности, была педагогом и занимала должность профессора в Московской консерватории. С 1956 по 1988 годы она была солисткой Большого театра. В 1984 году ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а в 1966 году она была удостоена звания Народной артистки Советского Союза.
Детские и юношеские годы
Будущая звезда оперы появилась на свет 2 января 1925 года в столице России. К этому городу женщина на протяжении всей жизни сохранила трепетное отношение и всегда высказывалась очень тепло.
«Москва — мой родной город. В столице я провела детские и юношеские годы. Несмотря на то, что я имела возможность посетить большое количество стран и видела много удивительных городов, Москва для меня — главный город, я очень его люблю», — говорила Архипова.
Детство Архиповой прошло в коммунальной квартире на Романовском переулке. Семья была страстно предана музыке. Отец девочки, Константин, хотя и был отличным инженером, отлично играл на мандолине, балалайке, гитаре и рояле. Мать, Евдокия, была солисткой в хоре Большого театра. Существует версия, что ей удалось пройти прослушивание только благодаря тому, что ее муж выразил недовольство карьерой любимой жены в этом учреждении.
Эта версия истории может быть интересной, однако, впервые девочка познакомилась с миром музыки благодаря регулярным походам на концерты и в оперу вместе со своими родителями. После этого она пошла в музыкальную школу, хотя из-за болезни пришлось бросить уроки фортепиано и продолжить обучение в другой школе под руководством Ольги Гнесиной в Гнесинке.
Ирина получила высшее образование в архитектурном институте, который пришлось заканчивать уже в столице после эвакуации в Ташкент. Её дипломной работой стал проект памятника тем, кто погиб в годы Великой Отечественной войны. Позднее она преподавала в Чайковской консерватории, где была зачислена после окончания университета.
На втором курсе университета, Ирина активно выступала в Оперной студии, демонстрируя свое вокальное мастерство, а ее талант можно было услышать на радиоволнах. В течение двух лет она работала солисткой в театре оперы и балета в городе Свердловске, прежде чем присоединиться к Большому театру, что станет следующим этапом в ее карьере. Их сотрудничество будет долгим, серьезным и плодотворным.
Музыкальное творчество
В своем первом выступлении на сцене театра Свердловска Ирина Архипова исполнила роль Любы — любовницы боярина Грязного в опере Римского-Корсакова под названием «Царская невеста». В 1955 году она покорила жюри престижного международного конкурса своим выступлением, вызвав возмущение среди конкурентов, которые не могли понять, почему такой талантливой певице еще не удалось выступить на сцене Большого театра.
Неприятный инцидент был быстро позади, и вскоре Ирина впечатлила публику своим исполнением роли Кармен на сцене Большого театра. Зрители остались в восторге от тембра ее голоса и умения артистки перевоплощаться, не подозревая, насколько ей тяжело давалась первоапрельская премьера.
Ирина, исполняющая роль Хозе, цыганка удивительной красоты, смогла привлечь внимание мировой публики. Ее выступления в опере «Кармен» завоевали сердца зрителей в Риме, Париже, Неаполе, Нью-Йорке, Лондоне, Милане и даже в японских городах. Впоследствии, в 70-х годах, ее творческий путь пересекся с знаменитой оперной дивой Кабалье, совместная работа с которой произвела на Ирину неизгладимое впечатление.
«Во время нашего совместного труда над проектом «Трубадур»» она вела себя очень достойно, не проявляя «примадонных» качеств. Она была очень внимательна и дружелюбна по отношению к своим партнерам, несмотря на свой статус и известность» — так отозвалась о сотрудничестве с знаменитой певицей Ирина.
Репертуар Архиповой в основном состоял из композиций отечественных композиторов. Это привлекало большой интерес публики и способствовало признанию ее таланта, что только увеличивало ее известность. Однако позднее направление ее творчества изменилось — она стала исполнять романсы и духовные композиции. В 1987 году Архипова записала песню «Аве Мария», которая стала известной и популярной во всем мире.
С 1974 по 2003 год Ирина работала преподавателем Московской консерватории им. Чайковского, а в 1984 году стала профессором этого учреждения. Ее мастер-классы посетили жители Америки, Польши, Финляндии и других стран, которые Ирина посетила.
В 1966 году Ирину пригласили стать членом жюри Международного конкурса им. Чайковского, именно на этом конкурсе она связала свою творческую деятельность. С 1974 года она была председателем жюри в номинации «сольное пение» на этом конкурсе. Она также была членом жюри вокального конкурса им. Глинки, который сначала был Всесоюзным, а затем стал Международным. Кроме того, Ирина была членом жюри многих авторитетных мировых музыкальных конкурсов. Она также опубликовала книги: «Музы мои», «Музыка жизни» и «Бренд по имени „Я“».
Личная жизнь Ирины
Согласно некоторым печатным изданиям, Народной артистке удалось трижды построить свою личную жизнь. Ее первым мужем был Евгений Архипов, за которого она вышла еще в молодости, пока училась в ВУЗе. В этом браке у них родился сын по имени Андрей, который является единственным наследником звезды. Андрей дал Ирине внука, который тоже стал оперным певцом и продолжил звездную династию. Кроме того, Ирина стала бабушкой внучке, которую назвали в ее честь.
Вторым мужем известной личности был Юрий Волков, который работал в качестве переводчика. По мнению свидетелей, третий муж был «притянут» к Ирине. В то время как будущий тенор был еще курсантом, он имел возможность увидеть выступление Архиповой. Это сильно его впечатлило и вдохновило, так что после демобилизации Владислав Пьявко был категорически уверен, что ему необходимо поступить студентом в ГИТИС.
Молодой выпускник университета, попав в театр, сначала был заинтересован в игре Вишневской, но затем он почувствовал нежные чувства к Ирине. Он решил завоевать её настойчивостью и упорством, и ему это удалось. Несмотря на значительную разницу в возрасте, они прожили счастливую и долгую жизнь вместе.
Ирина Константиновна была госпитализирована 19 января 2010 года. Женщину доставили в Боткинскую больницу, где через три недели она ушла из жизни.
Врачи утверждают, что причиной смерти стали нестабильная стенокардия и сердечная патология. В середине февраля прошло прощание с «голосом вечной России», на котором присутствовали известные отечественные деятели культуры, отметившие, что уход Ирины — большая утрата для культурного пространства.
На Новодевичьем кладбище находится могила знаменитого меццо-сопрано. В 2018 году здесь был открыт памятник, созданный скульптором Степаном Мокроусовым-Гульельми.