Ирина Пивоварова (Шемес) — советская писательница, чье творчество было посвящено детской литературе. Она была матерью известного художника и литератора Павла Пепперштейна.
Несмотря на ее высокое образование в области изобразительного искусства, Ирина Пивоварова стала известной благодаря своим детским книгам. Ее жизнь была короткой, но за это время она создала множество замечательных произведений для нескольких поколений молодых читателей. Произведения Ирины Моисеевны, будь то проза или поэзия, наполняют детей позитивом, учат любить жизнь и ценить настоящую дружбу.
Детство и юность
Родившись 3 марта 1939 года в Москве, детская писательница происходила из семьи известного врача-гастроэнтеролога Моисея Павловича Шемеса. Отец обладал не только медицинскими навыками, но и множеством других талантов, путешествовал и владел несколькими иностранными языками. Именно он вдохновил дочь на любовь к искусству.
Семья была знатной и образованной, их дом украшала обширная библиотека с медицинскими трудами и классическими произведениями, а также уникальными старинными изданиями. Отец гордился подлинниками немецких книг, написанными готическим шрифтом, и рассказывал истории своих предков, многие из которых были раввинами.
Родители надеялись, что их дочь выберет медицинскую карьеру, но она пошла по другому пути. Ирину всегда тянуло к искусству: кроме чтения, она любила рисовать и создавать что-то новое. После окончания школы будущая писательница поступила в художественный вуз на факультет прикладного искусства. Для своего дипломного проекта студентка выбрала тему создания формы для «артековцев» — пионеров, отдыхающих в самой престижной всесоюзной здравнице. Проект был высоко оценен комиссией и одобрен для последующего производства. Форму, задуманную Ириной Моисеевной, пионеры «Артека» носили в течение десяти лет.
В 1963 году она присоединилась к «Мосфильму», где работала художником-костюмером несколько лет. Одновременно публиковала свои работы в киношной газете.
С 1964 года творчество этого писателя начало регулярно публиковаться в журналах «Мурзилка», «Веселые картинки» и «Семья и школа».
Ирина не получила высоких государственных наград за свою писательскую работу, но ее книги стали частью золотого фонда детской литературы и заслуженно заняли место среди произведений известных писателей. Благодаря этому миллионы детей смогли погрузиться в волшебный мир детства, полный радостного смеха и добрых воспоминаний.
Уникальность произведений Ирины Моисеевны заключается в ее доверительном стиле изложения, ненавязчивом юморе и захватывающем сюжете. Автор всегда выступала за дружеское воспитание, основанное на доверии к детям. В ее произведениях нет места скучным урокам морали, и erst recht oписаниям наказаний за проступки. Пивоварова помогает взрослым пережить детство и научиться общаться со своими детьми, когда им бывает трудно понять их.
Среди наиболее значительных творений писательницы можно выделить несколько произведений:
- 1965г. – книга-складень «Всех угостила», написанная специально для самых маленьких читателей. Оформление и иллюстрации к ней сделал супруг Ирины, Виктор Пивоваров;
- 1966г. – поэтический сборник «Как птицы спорили», который был проиллюстрирован самой автором;
- 1968г. – небольшая коллекция сказок «Паучок и лунный свет», в которой юные любители книг узнали, как возникают пятнышки на божьих коровках и другие тайны природы;
- 1971г. – книга «Школьное детство», полностью оформленная самой писательницей;
- 1975г. – вышло произведение о жизни обычных школьников под названием «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса»;
- 1977г. – работа «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 «А»», описывающая настоящую дружбу, первую любовь и предательство;
- 1978г. – книга «Волшебная палочка»;
- 1984г. – сборник стихов «Потерялась птица в небе»;
- 1986г. – книга прозы «Однажды Катя с Манечкой», с главными героями в виде забавных сестер Сковородкиных и их друзей.
Творения автора неоднократно служили основой для детских спектаклей, ее стихи и проза часто печатались на грампластинках и лентах диафильмов.
Ирина Пивоварова трудилась над взрослым романом «Круглое окно» в течение нескольких лет, пока не наступил закат ее жизни. Текст этого произведения был диктован ее сыну Павлу из-за ее плохого здоровья. В конечном итоге книга была опубликована в 1997 году и переиздана несколько раз.
Личная жизнь
В 1960-х годах Пивоварова Ирина Шемес встретила художника Виктора, когда они оба посещали «Синяя птица» — место, где собиралась молодежь столицы. Виктор Дмитриевич был выпускником Московского полиграфического института и работал по специальности. Он был известен среди московского бомонда как один из основателей столичного концептуализма — нового неформального движения в живописи.
Их брак был заключен в 1964 году. Их личная жизнь была удивительным творческим союзом: Ирина занималась литературой, а Виктор талантливо иллюстрировал ее произведения. Однако семейный союз продержался недолго — два талантливых человека не смогли ужиться вместе. После развода известно, что Пивоваров переехал жить в Прагу.
В 1966 году у Ирины и Виктора родился сын Павел, получивший имя в честь художников Пабло Пикассо и Пауля Клее. Взрослея, молодой человек взял себе псевдоним Пепперштейн, став известным художником и основателем арт-группы «Инспекция ‘Медицинская герменевтика'». В дополнение к изобразительному искусству, он также занимается исполнением рэп-музыки и пишет книги.
По прошествии многих лет Ирина Пивоварова снова вышла замуж. Ее новым супругом стал Игорь Яворский – талантливый художник и непревзойденный рассказчик. Именно он оказал значительное влияние на формирование личности Павла, помог ему определиться с жизненными интересами и выбрать профессию.
Смерть
В борьбе с онкологией в последние годы своей жизни Ирина Моисеевна продержалась почти два года. Уже прикованная к постели, она спешила закончить свою новую книгу под названием «Круглое окно». Так как писать сама она не могла, ее сын Паша помогал вести рукопись. Коварный рак унес жизнь великой писательницы 10 августа 1986 года.