Исаак Бабель — известный литератор, сценарист, драматург, переводчик, журналист и военный корреспондент.
Исаак Бабель сразу же завоевал литературное пространство, и даже самые знаменитые критики не сомневались в его таланте и блестящем будущем. Однако они не могли предположить, насколько его судьба будет трагичной. Его лучшие произведения — «Конармия» и «Одесские рассказы», написанные в 20-х годах, считались лучшими образцами европейской литературы. Критики охарактеризовали их как острые, как спирт, и красочные, как драгоценные камни. Потому что в них описывается реальная жизнь, сложная и противоречивая, романтическая и жестокая, которая ошеломила писателя, так как полностью противоречила его жизненным и культурным идеалам.
Детство
В истории жизни писателя имеется множество пробелов и ошибок. Причина этому — отсутствие автобиографических записей от самого Бабеля, которые были бы декорированы и даже немного изменены в целях художественной задумки или под влиянием политической диктатуры того времени.
День рождения Исаака Бабеля вызывает некоторые разногласия в зависимости от источника. Согласно краткой литературной энциклопедии, Бабель родился 1 июля по старому стилю или 13 июля по новому стилю. Однако метрическая книга канцелярии, ведомая одесским городским раввином, содержит другую информацию, указывая, что день рождения Исаака приходится на 30 июня по старому стилю или 12 июля по новому.
Одно известно наверняка – настоящее имя писателя Исаака Бабеля – Исаак Маньевич Бобель, и он родился в Одессе в еврейской семье Эммануила и Фейги Бобель. За время его рождения у них уже было двое детей – Аарон и Анна. Исаак был еще маленьким, когда семья переехала в Николаев, где он прожил до одиннадцатилетнего возраста.
Сразу после переезда в 1899 году умерли старший брат и сестра Исаака, но родилась еще одна девочка — Мера (Мария), которой удалось выжить. В 1903 году Исаак попытался поступить в коммерческое училище имени Витте в Николаеве. Он успешно сдал экзамены по арифметике, русскому языку и Закону Божьему (хотя придерживался другого вероисповедания). Несмотря на отличные результаты, его не приняли, ссылаясь на отсутствие свободных мест.
Когда Исаак Бабель поступал в школу, он столкнулся с такими же проблемами, что и в Николаеве. Существовала так называемая «процентная норма» для еврейских студентов, и Исааку удалось ее преодолеть, но это не привело к его зачислению. Только со второй попытки, спустя год, ему повезло. За это время он учился дома.
Более того, он изучал больше предметов, чем требовалось в училище. К 16 годам Бабель освоил общеобразовательные предметы, и, как хороший еврей из уважаемой семьи, выучил иврит, Талмуд и Тору. Кроме того, он обучался играть на скрипке под руководством известного музыкального педагога Петра Столярского. Когда его наконец приняли в школу, Исаак почувствовал себя как на отдыхе, потому что домашнее обучение было настолько трудным.
Исаак легко осваивался в учебе, особенно он преуспевал в изучении языков. На момент окончания учебного заведения, он в совершенстве владел идишем, русским, английским, немецким, французским и ивритом.
В 1912 году парень покинул стены училища, однако ему было закрыто обучение в Одесском университете из-за отсутствия аттестата о завершении гимназии. Родители вынуждены были отправить его в Киев, где он поступил на Коммерческий институт. Это было первое долгое разлука с семьей. В начале Первой мировой войны Бабель был эвакуирован в Саратов, где и успешно закончил учебу в 1916 году. Более того, он получил ученую степень кандидата экономических наук.
Книги
Исаак Бабель начал свою творческую деятельность в 1913 году, опубликовав свой первый рассказ под названием «Старый Шлойме». В этом произведении автор выразил тяжелую правду жизни через короткий и яркий сюжет. Главный герой, психически нарушенный еврей, совершает самоубийство из-за решения своего сына принять христианство. Интересно, что данная еврейская тема стала лейтмотивом многих произведений Бабеля, хотя сам писатель избегал прямого обсуждения иудаизма.
Исаак не хотел быть коммерсантом, как его отец. Ему было понятно, что его призвание – быть писателем. Чтобы осуществить свою мечту, Бабель отправился в Петроград в 1916 году и поступил студентом Петроградского психоневрологического института. Его зачислили на юридический факультет сразу на четвертый курс, однако диплом он так и не получил.
В своих записях Бабель говорил, что находился в Петрограде нелегально, и это было правдой. В то время евреям было запрещено жить в крупных городах. Но спустя некоторое время исследователям удалось найти документ, выданный петроградской полицией, согласно которому Бабель имел право легально проживать в городе, по крайней мере, пока учился в институте.
В 1918 году, после дезертирства из армии, участвовавшей в Первой мировой войне, Бабель переехал в Петроград и начал работать переводчиком в иностранном отделе ЧК. В то время его произведения печатались в журнале «Новая жизнь». В 1920 году писатель снова отправился на фронт, на этот раз в Гражданской войне. Под защитой Михаила Кольцова Исаака приняли в 1-ю Конную Армию в качестве военного корреспондента.
На первых порах его начальником был Семен Буденный. До наших дней сохранилось фото, на котором запечатлены великий военачальник и будущий известный писатель. Бабель хотел принимать участие в боевых действиях, поэтому ему пришлось использовать хитрость. При помощи Сергея Ингулова, секретаря одесского областного комитета, Бабель стал Кириллом Васильевичем Лютовым, русским. Именно на это имя были выписаны все его документы.
В одной из самых известных книг Советского Союза – «Конармия» – было отражено то время. Сборник начали печатать в 1920 году под названием «Конармейский дневник», который состоял из записок, написанных Бабелем во время его службы. Сразу после появления книги в печати возникли серьезные дискуссии вокруг нее.
Негативное отношение к творчеству Бабеля объясняется тем, что его произведения сильно отличались от типичных агитационных текстов, распространяемых во время Гражданской войны. Это можно увидеть в рассказах «Письмо» и «Соль», в которых откровенно описывается ужас происходящего и разрушение прежних морально-этических норм. Это ярко демонстрируется в сценах, где солдаты жестоко обращаются с женщиной, а также в случаях, когда отец убивает собственного сына или сын казнит родного отца.
Стиль Исаака, его откровенность и правдивость, понравились другим писателям. За рубежом его произведение ожидал огромный успех. Власти и военные отреагировали на "Конармию" крайне негативно — Буденный даже угрожал убить писателя, если бы тот когда-либо попался ему на глаза. Ворошилов назвал рассказы Бабеля возмутительными. Исаака спасло то, что он был другом Максима Горького, который защищал его и его творчество.
Вскоре после этого Бабель поступил на работу в Одесский губернский комитет, затем стал выпускающим редактором в 7-й советской типографии. Он также работал репортером в Тифлисе и Одессе. В 1922 году он был сотрудником тифлисской газеты "Заря Востока" и отправлялся в поездки по Абхазии и Аджарии как корреспондент этого издания.
В середине двадцатых годов Исаак начал работу над своим вторым большим проектом — циклом рассказов под названием «Одесские рассказы». Основной персонаж, Беня Крик, был явно вдохновлен известным бандитом Мишкой Япончиком. Чтобы сделать описание максимально реалистичным, Исаак решил погрузиться в ту среду, которую он описывал в своих рассказах.
Для этого писатель нашел временное жилье на Молдаванке у старого еврея, которого слухи связывали с бандитами. Он также получал большую часть информации из правоохранительных органов, которые разрешили ему ознакомиться с материалами уголовных дел.
Яркие персонажи, описанные Бабелем в этих рассказах, всегда привлекали внимание кинематографистов. Историю Бени Крика (Мишки Япончика) экранизировали неоднократно, впервые в 1926 году, когда кино было еще немым, и в последний раз в 1989 году.
Личная жизнь
Писателю удавалось добиваться успеха не только в литературной сфере, но и в своей личной жизни. Он вступал в брак трижды и становился отцом трижды. Кроме того, у него был страстный роман с Евгенией Хаютиной, чей муж был высокопоставленным чиновником Николаем Ежовым.
Первый раз Исаак женился в 1919 году. Его избранницей стала молодая художница Евгения Гронфайн, отец которой имел бизнес-отношения с отцом Исаака. Однако это не помешало ему быть крайним противником этого брака. Дочь не послушалась, и отправилась венчаться в синагогу с любимым человеком, соблюдая все обряды иудаизма.
Этот брак стал несчастливым для всех участников. Евгения утомилась от того, что приходилось переживать постоянные измены ее мужа, и в итоге она уехала во Францию, где прожила остаток своей жизни.
После развода с женой, Исаак привел к себе вторую женщину — актрису театра им. Мейерхольда, Татьяну Каширину. В 1926 году она родила писателю сына по имени Эммануил в честь его деда.
Однако и эти отношения оказались неудачными. Бабель отправился во Францию, воссоединился со своей первой женой, и в 1929 году снова стал отцом. Евгения родила ему дочь по имени Натали. Татьяна Каширина вышла замуж снова, на этот раз за Всеволода Иванова, который официально усыновил сына Бабеля. Мальчику изменено имя, и Эммануил стал Михаилом.
Супруги не позволяли Бабелю общаться со своим сыном, и только в двадцать лет Михаилу рассказали о его настоящем отце.
Исаак не смог убедить Евгению вернуться в Россию или наладить с ней отношения. Он вернулся на свою родину, где познакомился с молодой Антониной Пирожковой. Их брак также не был официально зарегистрирован, как и у многих других в то время революции. В 1937 году Бабель стал отцом дочери Лидии.
Арест и смерть
В конце 1930-х годов судьба выдающихся советских личностей часто менялась от славы и популярности к полному упадку. В середине 1938 года Исаак стал членом редакционного совета Государственного издательства художественной литературы, что казалось бы, должно было продвинуть его карьеру. Однако всего через полгода его арестовали. 15 мая 1939 года ему предъявили стандартное обвинение в антисоветской и террористической деятельности, которое было распространено на многих в это время. При аресте у него изъяли рукописи, и с тех пор они исчезли бесследно.
Во время допросов пытали писателя, архивные снимки НКВД подтверждают наличие явных следов избиения на его лице. Исаак Бабель не выдержал пыток и признался в связях с троцкистами. Несмотря на то, что он ранее спрашивал у главы НКВД Генриха Ягоды, с которым был знаком, как себя вести во время ареста и допросов, и получил ответ, что признавать свою вину нельзя, ни при каких обстоятельствах.
26 января 1940 года Военная коллегия Верховного суда Советского Союза зачитала приговор Исааку Бабелю — высшая мера наказания. На следующий день его расстреляли, и он скончался от пулевого ранения. Писателя похоронили на Донском кладбище в Общей могиле №1 вместе с сотнями других казненных, и у него даже нет собственной могилы.
Жена не узнала о смерти мужа. Ей сообщили, что его отправили в лагерь и запретили переписку. До 1954 года женщина надеялась на возвращение Исаака живым, писала много писем в различные учреждения, просила облегчить ему наказание. Только в 1954 году писателя реабилитировали посмертно. Через два года его творчество также было реабилитировано.
Книги Исаака Бабеля вновь признаются как классика советской литературы.
Одесса, родной город писателя, чтит память выдающегося земляка. В 2011 году ему был установлен памятник, автором которого стал Георгий Франгулян.
Произведения
- Дневник
- На поле чести
- Конармия
- Одесские рассказы
- Закат
- Мария
- Любка Козак
- Беня Крик
- Блуждающие звезды
- История моей голубятни