Исмаил Гаспринский был выдающимся просветителем, интеллектуалом, издателем, общественным и политическим деятелем, а также диссидентом. Он сыграл ключевую роль в развитии джадидизма и пантюркизма.
Крымско-татарский народ почитает Исмаила Гаспринского как символ возрождения тюркизма, знамя перемен и отречения от устаревших догм и стереотипов. Он был известным педагогом и реформатором в конце 19-го — начале 20-го веков. Его идеи учитывались при проведении реформы национальной школы и создании первых национальных учебников. Вся его жизнь была посвящена объединению традиционной духовности и передовых достижений европейской культуры. Гаспринский пользовался авторитетом не только у приверженцев ислама в Российской империи, но и за её пределами.
Вот в чем удивительность его судьбы — известность во всем мире, но мало кто проявляет интерес к его личности и творчеству. И это несмотря на то, что Исмаил — человек, чья личность не только отражает эпоху, но и создает ее.
Детство
Исмаил Гаспринский (Гаспыралы) родился в небольшой деревне Авджикой Ялтинского уезда. Хотя в некоторых источниках указывается, что он был рожден в другой деревне — Улу-Сала. Дата его рождения — 8 марта 1851 года (по новому стилю — 20 марта). Его отец, Мустафа Али-оглу Гаспринский, был офицером в русской армии, и сам происходил из поселка Гаспра, поэтому принял фамилию Гаспринский.
Мать Исмаила звали Фатма-Султан Темир-Гази-кызы (прежде замужем — Кантакузова). В апреле 1854 года семья получила дворянский титул.
В раннем детстве мальчик получал образование и воспитание от матери, затем его отдали в начальную школу (мектебе). После окончания школы он продолжил обучение в симферопольской мужской гимназии.
Слушая отца, Исмаил присоединился к воронежскому военному училищу, а затем перешел во вторую Московскую военную гимназию. Некоторое время Гаспринский проживал у М.Каткова, редактора двух изданий – «Московские вести» и «Русский вестник». В это время он встретил русского писателя Ивана Тургенева и завел с ним близкое знакомство. Исмаил заинтересовался журналистикой, и его все больше привлекало образование и просвещение.
Однако, его интерес к военному делу был абсолютно отсутствующим. В связи с этим он покинул военную гимназию, решив, что посвятит свою жизнь служению своему народу. После возвращения в Симферополь, Гаспринский поступил в мужскую гимназию, сдал экзамены и получил право преподавать русский язык детям начальных классов. Вначале Исмаил был счастлив и доволен своей жизнью и работой, ему казалось, что он нашел свое место в этом мире.
Юноша с огромным энтузиазмом принялся за свою работу, однако вскоре все изменилось, когда он уехал в Париж в 1871 году. Там он нашел работу в агентстве "Ашет" в качестве переводчика. Гаспринского увлекала общественная и культурная жизнь французской столицы, он посещал лекции в Сорбонне и даже стал личным секретарем Тургенева. Через три года, в 1874 году, юноша отправился в Стамбул. В турецкой столице он совершенствовал свои знания турецкого языка, изучал культуру этой страны и систему народного образования.
Карьера
Через два года, в 1876 году, Исмаил вернулся в свой родной Крым и снова начал работать учителем. В марте 1878 года он был избран депутатом в городскую думу Бахчисарая. К ноябрю того же года он уже стал главой города. Под руководством Гаспринского, простые люди Бахчисарая получили возможность лечиться в новой больнице, улицы стали освещены фонарями, бюджет города значительно вырос.
Исмаил работал на этой должности до начала марта 1884 года. После этого он полностью посвятил себя своей любимой деятельности — просветительской работе. Он даже решил выпустить свою газету, и вскоре эту идею воплотил в жизнь.
Издание с названием «Терджиман», что на русском звучит как «Переводчик», было основано в 1883 году. Газета стала очень популярной среди тюрков, поскольку была единственной на тюркском языке в Российской империи.
В начале 20-го века «Переводчик» стал самой старой мусульманской газетой в мире. Однако в 1918 году издание прекратило свое существование. Сам Гаспринский не знал, какой популярностью пользовалось его издание за рубежом. В 1886 году редакция начала выпускать рекламное приложение под названием «Листок объявлений». Женщины получили возможность читать свой журнал только в 1905 году – он назывался «Алеми Нисван», а редактором этого издания была дочь Шафика, просветителя.
Просветительская деятельность
В 1906 году Исмаил начал выпускать первый юмористический журнал под названием "Ха-ха-ха" и еженедельник "Миллет". Оба издания выходили на татарском языке. С 1906 по 1908 годы в Египте издавалась газета "Аль Нахда" на арабском языке. Редакция журнала сотрудничала с ведущими деятелями крымско-татарской культуры. В 1908 году даже был разработан специальный шрифт, который был назван именем Исмаила Гаспринского.
Исходник просвещения был Гаспринским на уровне начала развития более мирского подхода к обучению в школе, известного как джадидизм. Он оказал значительное воздействие на устоявшиеся стандарты начальной школы в странах, исповедующих ислам. Именно Гаспринскому принадлежат основные разработки по преобразованию этнорелигиозной системы. Исмаил основывал свои принципы на прогрессе в развитии общества и религиозной терпимости.
Просветитель издал несколько новых пособий, из которых особенной популярностью пользовался учебник "Учитель детей". В 1887 году Исмаил стал членом архивной комиссии Тавриды. Под влиянием Гаспринского и его единомышленников был создан Всероссийский профессиональный союз полиграфических работников. Кроме того, идея организации "Библиотечных обществ" принадлежит Исмаил бею.
Авторство Гаспринского олицетворяется несколькими произведениями, в том числе романом «Французские письма» и утопической повестью «Дар уль Рахат мусульманлары». Также он написал рассказ «Арслан Кыз», повесть «Африканские письма – Страна амазонок», новеллы, объединенные под названием «Горе Востока», и одно эссе – «Русско-Восточное соглашение. Мысли, заметки, пожелания». Благодаря его влиянию начали развиваться различные жанры тюркской литературы и публицистики.
Прообразователь имел два официальных брака в своей личной жизни. В 1876 году он вступил в брак с женщиной по имени Семур-ханым. От этого брака у него родилась дочь по имени Хатидже. Ее внучка, то есть правнучка Исмаила Гаспринского, носит имя Эдие Аблаева и имеет звание Заслуженной артистки АР Крым. Этот первый брак закончился коротким сроком, после чего просветитель вступил во второй брак.
В 1882 году Исмаил выбрал себе женой Биби-Зухру Акчурину, которая стала для него не только супругой, но и верным другом и помощницей. Во время празднования 10-летия газеты "Переводчик" в 1893 году, в Бахчисарае, она была удостоена престижной награды и получила титул Матери нации. В этом браке у них родилось пять детей — три сына и две дочери.
Смерть
11 сентября 1914 года в Бахчисарае скончался известный просветитель. Его вечным упокоением стала территория Зынджирлы медресе.
Имя Исмаила Гаспринского живет в сердцах благодарных потомков. Улицы в Бахчисарае, Керчи, Казани, Херсоне, Симферополе и в поселке Советский носят его имя. В Евпатории есть микрорайон Исмаил-бей. Детский футбольный турнир в Евпатории с 2006 года и библиотека города Симферополя также названы в его честь.
В 2016 году была учреждена медаль Гаспринского, государственная награда Республики Крым, учрежденная Государственным Советом Республики Крым. Эта награда вручается за большой личный вклад в развитие духовного и культурного наследия Республики Крым, а также за укрепление мира и согласия в Крыму.