Иван Айвазовский является одним из величайших художников-маринистов всех времен, коллекционером, меценатом и академиком. Его величие было признано в почетных членах Академий художеств в Санкт-Петербурге, Риме, Амстердаме, Париже, Штутгарте и Флоренции.
С самого детства море было неотъемлемой частью жизни Ивана Айвазовского. Он любил его со страстью и самоотверженно, и, возможно, поэтому никто не может превзойти его в поэтическом изображении этого стихийного явления и в искусстве, с которым он воплощал его на холсте. Этому простому армянскому мальчику, рисовавшему углем на стенах домов, удалось достичь высшего мастерства, стать мастером классического пейзажа и передать на полотне величие и красоту морских пейзажей.
Детство
Иван Айвазовский (Ованес Айвазян) родился 29 июля 1817 года в Феодосии. Его отец Геворк Айвазян был потомком переселившихся в Галицию армян, а мать Рипсиме Айвазян была из семьи чистокровных армян.
Отец семейства владел несколькими языками, включая венгерский, турецкий, украинский, польский, русский и цыганский. После переезда в Феодосию он стал известен как Константин Гайвазовский и занимался успешной торговлей. Однако в 1812 году вспыхнула эпидемия чумы, которая привела к серьезным проблемам для семьи.
Гайвазовские семья имела пять детей, и старший сын Саргис решил стать монахом под именем Габриэл. Семья жила в бедности, и мать вносила свой вклад, продавая свои удивительные вышивки. С самого детства Иван был мечтателем и умником. Он нередко просыпался заранее, чтобы побежать к морю и уставаться на корабли и пейзажи. Особенно его восхищали штормы, которые приносили ему радость и восторг.
У ребенка возникла необходимость обходиться без кистей и красок, поэтому он начал творить свои первые произведения искусства на песке. К сожалению, они быстро исчезали под напором приближающихся морских волн. Как спасение для него стал найденный кусочек угля от самовара, которым он начал рисовать на отбеленных стенах своего дома.
Его отец не одобрял такое занятие, особенно он был огорчен, видя испорченные стены, но он предпочел не ругать мальчика. Это наблюдение заняло его ум на некоторое время. В 10 лет Иван уже нашел себе работу в кофейне, чтобы помогать своей семье.
Мальчик не забывал о своих талантах, несмотря на тяжелый труд. Иван развивал свои музыкальные способности и каждую свободную минуту уделял рисованию. Судьбоносная встреча с местным архитектором Яковом Кохом изменила жизнь Айвазовского. Кох поддерживал и помогал мальчику, даря краски, карандаши, бумагу и даже уроки рисования. Губернатор города, Александр Казначеев, также оценил талант Ивана, особенно его игру на скрипке, так как сам любил музыку.
В 1830 году началось обучение в симферопольской гимназии благодаря Казначееву Ивану. Талантливому мальчику посчастливилось завоевать покровительство Натальи Нарышкиной, супруги губернатора Симферополя. Ваня часто бывал у них в доме, где мог читать книги о живописи и искусстве, пользоваться библиотекой. Айвазовский усердно работал, создавая копии известных произведений, эскизы и этюды.
Нарышкина обратилась к художнику-портретисту Сальватора Тончи, чтобы найти доступ к президенту Императорской академии художеств в Петербурге, Оленину.
Женщина отправила письмо высокопоставленному чиновнику, просив устроить Айвазовского в академию на полный пансион. Наталья описала таланты мальчика, пожаловалась на тяжелые условия жизни юного таланта и приложила к письму рисунки. Работы Ивана очень понравились Оленину, и он показал их императору Николаю I, который отдал распоряжение зачислить его в Академию художеств.
В 13 лет Иван стал учеником пейзажиста Воробьева, и был самым молодым из студентов Академии. Следует отметить, что Воробьев был опытным учителем, который оценил талант начинающего художника. Именно он дал Айвазовскому классическое образование, научил его теории и практике, сделал из него настоящего художника-виртуоза.
Айвазовский быстро превзошел своего учителя Воробьева и был представлен учителем своему талантливому ученику Филиппу Таннеру, который прибыл из Франции. Но сотрудничество Айвазовского с Таннером оказалось не очень удачным. Французский маринист заставлял Айвазовского заниматься всей черновой работой, но у него все равно находилось время для создания собственных полотен.
Живопись
В 1836 году молодой художник представил свои первые работы на выставке картин своего учителя Таннера. Одно из полотен Айвазовского было удостоено серебряной медали и вызвало интерес столичной газеты. Однако картины французского художника были найдены слишком манерными. Филипп, возмущенный, обратился к императору с жалобой на своего ученика, утверждая, что Айвазовский не имел права выставлять свои картины без его разрешения.
Согласно закону, Таннер был прав, и император приказал Айвазовскому убрать свои произведения, выразив недовольство. Молодой художник оказался в немилости при дворе, хотя нашел поддержку у Жуковского, Крылова и Оленина. Однако дело приняло новый оборот, когда за Айвазовского выступил Александр Зауервейд, учитель живописи детей императорской семьи.
Иван был награжден Николаем I и отправился на Балтийский флот вместе с цесаревичем Константином. Целью цесаревича было изучение морских дел и их управление, в то время как Иван занимался практикой в области искусства. Он осознавал необходимость изучения структуры кораблей для правдоподобного изображения боевых сцен на холсте.
Учительство Зауервейда было решающим для молодого художника в области батальной живописи, и Айвазовский быстро освоил новые знания. В сентябре 1837 года за полотно под названием «Штиль» ему была вручена золотая медаль. После этого Айвазовский был исключен из Академии художеств, поскольку ему уже нечего было у них учить.
Так что в 20 лет Иван покинул Академию, хотя по правилам должен был учиться еще три года. Он был самым молодым из всех, кто когда-либо заканчивал это учебное заведение.
Сразу после своего выпуска Иван Айвазовский отправился в увлекательное путешествие. Он провел два года в родном Крыму, а затем шесть лет путешествовал по всей Европе. Побывал в родной Феодосии, часто бывал в Крыму, участвовал в высадке морского десанта в Черкессии. Несмотря на все это, он находил время написать множество картин, на которых изображены не только спокойные морские пейзажи, но и сцены военных действий.
В 1840 году Иван Айвазовский ненадолго поселился в Петербурге, затем посетил Венецию, Рим и Флоренцию. Все это время сопровождалось множеством приятных встреч. Он навестил своего старшего брата Габриэла, монаха с острова Святого Лазаря, встретил известного писателя Николая Гоголя. В Италии он изучал произведения известных мастеров и сам активно работал. В каждом городе он представлял свои картины, многие из которых были моментально приобретены.
Папа Римский был в восторге от картины под названием "Хаос" и выразил желание приобрести ее. Узнав об этом, Иван Айвазовский решил подарить эту картину понтифику. За свой щедрый жест Григорий XVI наградил художника золотой медалью, показав свое восхищение талантом Айвазовского. С того момента имя Ивана Константиновича стало известно по всему миру.
После этого он посетил Голландию, Швейцарию, Португалию, Англию и Испанию. Во время возвращения на родину его корабль попал в страшную бурю, и появились слухи, что он не выжил. Однако вскоре он вернулся домой живым и невредимым, опровергнув эти слухи.
Маринист обладал близкими отношениями и дружбой с самыми известными личностями своего времени. Среди его приятелей были Пушкин, Глинка, Кипренский, Николай Раевский, Жуковский, Брюллов. Он также пользовался признанием императорской семьи. Тем не менее, главное место в его жизни всегда занимали семья, любимая работа и общение с простыми людьми.
Личная жизнь
Жизнь Айвазовского была полна различных событий, и его личные отношения также были насыщены. Он испытал глубокую привязанность к трем женщинам. Впервые он влюбился в венецианскую танцовщицу Марию Тальони. Несмотря на то, что он был моложе ее на тринадцать лет, он уехал с ней в Венецию. Однако их отношения не получили продолжения, потому что танцовщица предпочла своей карьере пламенного юношу.
В 1848 году художник вступил в брак. Его избранницей стала Юлия Гревс, дочь придворного врача императора Николая I. Пышная свадьба прошла в родном Иване Феодосии. Вскоре после этого жена подарила Айвазовскому четырех дочек – Александру, Марию, Елену и Жанну.
Фотографии тех времен сохранили память о семье, которая выглядит очень счастливой, хотя это счастье было недолгим. После рождения дочерей Юлия сильно изменилась. Она страдала нервным заболеванием, настаивала на переезде в столицу, ближе к балам, вечерам и общественной жизни. Однако Айвазовский любил родную Феодосию, простую обстановку, и не желал ничего менять.
В результате они развелись, что было большой редкостью в то время. Иван с трудом поддерживал нормальные отношения с дочками и внуками, так как Юлия постаралась настроить их против него.
В возрасте 65 лет к живописцу пришла последняя любовь. В 1882 году он встретил 25-летнюю Анну Саркизову, за которую и женился. Именно она разнообразила последние годы известного мариниста. Ее портрет был запечатлен на полотне под названием «Жена художника».
Смерть
Иван Айвазовский, знаменитый художник-маринист, скончался 2 мая 1900 года в возрасте 82 лет.
Он ушел из жизни в своем родном городе Феодосии, не успев закончить полотно «Взрыв корабля», которое осталось на его мольберте.