Иван Бездомный — описание персонажа из «Мастера и Маргариты»
Иван Бездомный – важный персонаж в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Протодиакон Андрей Кураев оценивает его образование следующим образом: к началу событий ему исполнилось 23 года, что означает, что он родился перед Первой мировой войной. В условиях революционных потрясений и последующего упадка ему было трудно получить образование. Его знания ограничивались начальным советским образованием, в котором старая система была разрушена, а новая ещё не сформировалась. Его недостаточные знания проявляются в его удивлении общеизвестным фактам о древних богах, которые Берлиоз считает очевидными. К тому же, Иван не знаком с Евангелием до его чтения в психиатрической клинике и впервые слышит о композиторе Берлиозе уже в больнице. Он не знаком с произведениями, такими как «Фауст» Гёте или Гуно, «Илиада» Гомера. И он не знал о Канте до предложения отправить его на Соловки, несмотря на то, что он не знал ничего о жизни философа, его национальности и философских взглядах. Иван также не владел иностранными языками.
В сюжете «Мастера и Маргариты»
Персонаж Ивана Бездомного в романе представлен как энергичный поэт и участник организации МАССОЛИТ. Описание его внешности звучит как «мощный, рыжеватый, с бурной гривой волос». Он создатель антирелигиозной поэмы о Иисусе Христе, которую он обсуждает с редактором художественного журнала Берлиозом. В ходе их разговора Берлиоз отстаивает мифический образ Иисуса, в то время как Иван видит его как реального человека. Этот разговор в конечном итоге приводит к тому, что Иван становится свидетелем гибели Берлиоза, после чего он попадает в психиатрическую лечебницу, где знакомится с Мастером и слушает его рассказ. После этого Иван решает прекратить свою поэтическую деятельность.
В заключении книги Иван Николаевич Понырев становится профессором в институте истории и философии. Протодиакон Андрей Кураев отмечает, что с 1936 года Институт истории АН СССР и Институт философии АН СССР находились в одном здании на улице Волхонка, 14, между домом Пашкова и разрушенным Храмом Христа Спасителя. Кураев сомневается в том, что Понырев мог стать историком, указывая на то, что быстрое продвижение по карьерной лестнице в области гуманитарных наук возможно только для тех, кто доказал свою преданность партийной линии, особенно в сталинскую эпоху. Он подчеркивает, что Понырев, скорее всего, был философом-сталинцем, идеологом и воинствующим атеистом.