Иван Билибин – выдающийся русский и советский художник, иллюстратор, театральный оформитель и педагог. После принудительной эмиграции он вернулся в СССР и скончался в блокадном Ленинграде.
Первая работа художника-оформителя Ивана Билибина была создана в 1899 году. Это была иллюстрация к книге «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке», созданная под влиянием картин Виктора Васнецова. Все последующие годы творчество художника было пронизано русским народным фольклором, воплощая на бумаге волшебные сказки и древние былины.
Иван Яковлевич был известен своими графическими рисунками, которые встречали большой успех в Третьяковской галерее и Русском музее. Его эскизы для театральных декораций были востребованы в Европе и Латинской Америке. Он оставил более двухсот великолепных работ, которые по-прежнему гордо выставляются в лучших отечественных и зарубежных галереях.
Детство и юность
История художника началась 16 августа 1876 года в Тарховке — бывшем дачном поселке недалеко от Петербурга. Отец семьи Билибиных, Яков Иванович, сделал карьеру военного врача в прибалтийском морском госпитале. Мать имела отличное образование, но после рождения детей — Ивана и Александра — полностью посвятила себя им.
Ивану любовь к искусству досталась по наследству: оба родителя обожали живопись. Как вспоминал сам иллюстратор, в их интеллигентной семье царили несколько либеральные нравы. Мать с отцом всегда с нетерпением ждали проведения передвижных выставок, к этому трепетному ожиданию присоединялся и маленький Ваня. С ранних лет мальчик знал имена всех живописцев, творивших в России.
Мать умело играла на фортепиано: каждый вечер семья собиралась вокруг инструмента и устраивала домашние концерты. В то время как младший Билибин предпочитал занятия чтением и рисованием, редко играя с друзьями во дворе.
В конце 1880-х годах он поступил в Первую Петербургскую гимназию, где ему легко давались учеба, особенно точные науки, которые так нравились будущему художнику. Его успехи в учебе принесли ему серебряную медаль, на которую была очень гордая вся семья. Особенно радовался за Ивана его дядя – преподаватель и создатель учебной литературы Николай Билибин.
Каждый раз, когда у него была свободная минутка, начинающий художник не мог удержаться и брался за карандаши. В основном, его первые творения были посвящены природе и всему прекрасному вокруг. Так возникли работы под названиями «Лесной массив», «Домик среди деревьев», «Пейзаж». В подростковом возрасте Иван решил улучшить свои навыки в рисовании, поступив в школу, принадлежащую Обществу поощрения художеств. Молодой человек учился у известного художника Яна Ционглинского, о котором Билибин затем говорил с теплотой и великим уважением.
Погружаясь в изучение права, студент не переставал заниматься своим любимым делом. По окончании занятий он придумывал сказки, сопровождая их собственными иллюстрациями. По воспоминаниям друзей художника, его произведения были очень популярны среди молодежи.
Весной 1898 года, после окончания второго курса университета, Билибин отправился на каникулы в Европу. В Мюнхене молодой человек посетил все существовавшие тогда музеи и галереи, где увидел знаменитые полотна Рембрандта, Леонардо да Винчи, Рафаэля. Там же он открыл для себя творчество фантазийных мастеров Франца фон Штука и Арнольда Бёклина. Все лето, проведенное в Германии, Иван уделил занятиям в мастерской Антона Ашбе, известного в то время преподавателя живописи. Пропитавшись атмосферой свободы в европейских мастерских, Билибин возвращался в консервативный Петербург неохотно.
Живопись
После возвращения в Россию, художник поступил в ученики к Илье Репину в его Тенишевскую студию. Занятия у известного мастера проводились каждый день, только по воскресеньям был выходной день. Это были наиболее радостные месяцы в жизни Билибина. В своих воспоминаниях он писал, что занимался творчеством целыми днями, даже по ночам, вставая с кровати и делая зарисовки. Университетские лекции в это время ушли на второй план: в стенах учебного заведения студент появлялся лишь для сдачи сессий.
В начале 1898 года Иван посетил выставку картин Виктора Васнецова, которая проходила в Академии художеств. Особенным событием стала картина «Богатыри», которую художник только что завершил. Работы великого мастера так впечатлили Билибина, что он несколько дней ходил как во сне. Он наконец почувствовал, к чему долгое время стремилась его душа. Вдохновившись «Богатырями», Иван Яковлевич принялся за работу над иллюстрациями к произведениям «Царевна-лягушка» и «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Его рисунки попали в Экспедицию заготовления ценных бумаг, где в это время работали над книгой русских сказок. Билибин получил свой первый заказ на иллюстрации, который он должен был выполнить за четыре года.
В 1900 году студент завершил учебу на юридическом факультете и получил диплом. Затем он приступил к обучению у художника Репина и поступил в училище, связанное с Академией художеств, сначала как вольнослушатель. В то же время он начал сотрудничать с изданием «Мир искусства», где оформлял страницы и участвовал в организации выставок.
Познакомившись в студии Репина, Иван и Мария Чемберс, занимавшаяся оформлением книг, вступили в брак в 1902 году. Счастливая пара воспитала двух детей.
Долгое время художник мечтал о поездке на северные земли, и в лето 1902 года он смог осуществить эту задумку. Посетив Архангельск и Вологодск, Иван Яковлевич был так проникнут красотой русских лесов и рек, что в последующие годы повторил это приключение дважды. Следующие путешествия художник осуществил по поручению Русского музея: для этнографической коллекции требовались новые экспонаты, за которыми отправился именно Билибин. Эти экспедиции научили иллюстратора более точно воспроизводить детали: элементы архитектуры и костюмов теперь художник изображал, опираясь на исторические книги. Северные пейзажи вдохновили Билибина на работу над книгой «Вольга» о старинных русских героях былин. В то же время мастер создавал открытки с видами северных городов и получал многочисленные заказы от небольших издательств.
В 1904 году в забеянских магазинах появилась книга Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане» с иллюстрациями от Билибина. Оформитель работал очень тщательно, уделяя внимание каждой мелочи и качеству работы. Сначала художник делал набросок на бумаге, затем дорабатывал детали на кальке, и только после этого переносил рисунок на ватман. Особенностью иллюстраций мастера были четкие идеальные линии, за которые Билибина прозвали Ивана «Железной рукой». Живописец Николай Радлов считал, что Билибин стал настоящим профессионалом в искусстве книги.
Билибин исполнял не только крупные заказы, но и принимал мелкие, включая оформление книжных и журнальных обложек, создание рекламных плакатов и афиш. В процессе работы мастер разрабатывал новые шрифты, которые радостно внедряли другие дизайнеры.
Иван Яковлевич оказался благосклонно настроен к революции 1905 года из-за своих либеральных и антимонархистских убеждений. На тот момент он создал множество сатирических работ для оппозиционных журналов «Жупел» и «Адская почта». Особенно острым оказался рисунок под названием «Осел», где было изображено животное в монаршей форме. В качестве оформления карикатуры был использован символ Романовых – грифоны. В результате этот рисунок вызвал серьезную негодование среди властей, и вскоре издание «Жупел» было закрыто. Сам художник был арестован, а в его доме устроили погром. Но его не осудили: через несколько дней его освободили.
В 1907 году художник-оформитель приступил к созданию декораций для спектаклей Старинного театра по просьбе драматурга Николая Евреинова. Среди ярких работ Билибина для театра можно выделить оформление драмы «Действо о Теофиле», которая рассказывает о временах Средневековья. Художник разделил сцену на три зоны – землю, ад и рай, что позволило объединить несколько мест действия постановки.
После успешного дебюта Иван был приглашен участвовать в оформлении дягилевской антрепризы. Ему было поручено создать костюмы для оперы «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, в которой главную роль исполнял Федор Шаляпин. Постановка в Гранд-Опера принесла славу режиссеру, артистам и художнику декораций, Билибину. После премьеры постановки автора признали исключительным театральным художником.
Через год Иван Яковлевич принялся за эскизы к опере «Золотой петушок» Римского-Корсакова. После этого были созданы декорации для спектаклей «Руслан и Людмила» и «Садко». В 1910 году художник создал костюм для самой Анны Павловой, исполнившей главную роль в балете «Дочь фараона».
В это время имя русского художника стало известно не только в России, но и за ее пределами. Его считали талантливым инноватором, не боящимся амбициозных толкований. У Билибина появилось много последователей, и многие из его художественных методов используются театральными художниками и по сегодняшний день.
Автор посвятил себя театру, но продолжал создавать иллюстрации для книг. В 1910 году по заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг Иван Яковлевич создал «Сказку о золотом петушке», которая стала его самой известной работой. После выпуска книги все эскизы были куплены Третьяковской галереей. Для иллюстраций к изданию Билибин использовал зарисовки, которые он ранее создал для оперной постановки с тем же названием. В этой работе присутствует множество ярких цветов, гротескных образов и тщательно проработанных деталей. Внимание читателя привлекалось именно иллюстрациями, а сам текст был размещен сверху.
Художник успевал преподавать, читая лекции в Обществе поощрения художеств. Среди его учеников было много талантливых живописцев, которые впоследствии сделали успешную карьеру в оформительском деле. Одна из учениц художника, Рене О’Коннель, вышла за него замуж в 1912 году после того, как он развелся с Марией Чемберс.
После Февральской революции 1917 года, монархия была свергнута, и власть перешла к Временному правительству. Билибин создал эмблему для новой республики, которая была использована на официальных документах и денежных купюрах. Рисунок представлял собой двуглавого орла без императорских атрибутов. Народ начал шутливо называть этот символ власти «ощипанной курицей». В 1992 году, по решению российского правительства, орел Билибина стал символом главного банка страны.
Под Временным правительством, Иван Яковлевич принял участие в Особом совещании по делам искусств, организованном Максимом Горьким.
Нелюбимый Билибином был революционный Февральский переворот. Когда начались беспорядки, художник с женой Рене уехал из Петербурга и поселился в Крыму. Там они прожили около двух лет, пока на полуостров не ворвались Красные Армии.
Билибин добрался до Новороссийска вместе с остатками отступающих белогвардейцев и затем ушел в эмиграцию вместе с другими, бегущими от новой власти. А Рене О’Коннель решила остаться в России. В конце февраля 1920 года пароход
«Саратов» с Билибиным на борту направился на остров Кипр, но не добрался туда. Во время путешествия среди членов экипажа и пассажиров обнаружился тиф, из-за чего посадка в пункте назначения была невозможной. Россиян отправили на карантин в Александрию, а затем перевезли в лагерь беженцев рядом с Каиром.
Иллюстратор провел всю зиму 1920 года в палаточном лагере. В мемуарах беллетриста Александра Яблоновского описано, что жизнь в этом временном пристанище была крайне тяжелой и бедной. Каждый беженец, независимо от своего статуса и общественного положения, был вынужден выполнять черную работу. Иван Яковлевич и его товарищ-военный отвечали за поставку дров на кухню, где готовили еду для всех проживающих в лагере.
Весной Билибину удалось перебраться из окраины в Каир. В городе художник открыл свою мастерскую, и вскоре его дела пошли в гору. О талантливом мастере быстро узнали богатые греки, среди которых стало модно заказывать картины именно у русского эмигранта.
Прогуливаясь по узким улочкам Каира, оформитель не мог налюбоваться неповторимой архитектурой старинных мусульманских кварталов. Все это вдохновило его на создание новых работ, наполненных восточными мотивами.
Здесь, в частной жизни знаменитого художника, произошли изменения — он вступил в третий брак. Его избранницей стала Александра Щекотихина-Потоцкая, которая ранее была ученицей мастера. Женщина долгое время жила за границей, но всегда поддерживала связь с родиной. Она сотрудничала с Петроградским фарфоровым заводом, предоставляя эскизы для декорирования керамики. Русские эмигранты нашли общие интересы, и скоро из дружеских отношений возникла любовь. После свадьбы Иван и Александра переехали в город Александрия, а затем поселились в Париже. Во Франции художник работал для эмигрантской прессы, создавая обложки для газет и журналов, а также рисуя афиши.
Возвращаясь к концу 1920-х годов, следует отметить, что по просьбе Марии Кузнецовой-Бенуа мастер создал замечательные эскизы декораций для «Частной парижской оперы». В этот период были поставлены три спектакля, оформленные творчеством Билибина: «Сказание о невидимом граде Китеже», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане». Кстати, после успешных премьер порядок заказов на работу художника значительно возрос, ведь ведущие театры мира стремились к сотрудничеству с Иваном Яковлевичем. Кроме того, в 1931 году в Буэнос-Айресе состоялся показ спектакля «Жар-птица» по произведению Стравинского, а чешские режиссеры также пригласили русского художника к сотрудничеству.
Одной из знаковых работ этого периода стала книга «Сказка о рыбаке и рыбке», выпущенная в 1933 году, которая вскоре принесла художнику еще большую известность. Многие эмигранты считали, что это издание стало настоящим подарком для детей, помогая им не забывать о своих исторических корнях.
С 1936 года Билибин начал работать над иллюстрациями к зарубежным произведениям, а первым из них стала «Русалочка» Ганса Кристиана Андерсена. С этого момента на него обрушился поток заказов от издательств из-за рубежа: вскоре он заключил контракт на иллюстрации нескольких немецких и французских сказок.
Во Франции он познакомился с Владимиром Потемкиным, советским дипломатом. Их частые встречи привели к дружбе, и вскоре художнику поступил заказ на оформление здания советского посольства в Париже. По совету Потемкина Билибин вернулся в Ленинград осенью 1936 года вместе с семьей, чтобы поселиться на родине.
Иллюстратор быстро нашел работу в Советском Союзе: его пригласили в графическую мастерскую Института живописи на профессорскую кафедру. Параллельно с преподаванием, Иван Яковлевич занимал должность оформителя в Театре драмы имени А.С. Пушкина и Театре оперы и балета имени С.М. Кирова. В конце 1930-х Билибин создал серию эскизов к произведению А. Толстого «Петр I», а вскоре вышла проиллюстрированная им книга «Песня про купца Калашникова» великого русского поэта М.Ю. Лермонтова.
Смерть
В планах на осень 1941 года была запланирована выставка работ Ивана Билибина, но началась Великая Отечественная война и все изменилось. Художнику предложили возможность покинуть осажденный Ленинград, но он отказался от этой идеи.
Утрата знаменитого художника 7 февраля 1942 года вызвана была изнеможением. Его последним укрытием стало Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге, где находится общая могила профессоров Академии художеств.