Иван Дмитриев — биография и личная жизнь актера

Иван Дмитриев – известный актер в России. В 1980 году он был удостоен звания Народного артиста СССР. Он стал особенно популярным после съемок в фильме «Полосатый рейс», по которому его даже шутильно называли «всесоюзным старпомом».

Поклонницы утверждали, что у этого актера очень красивые глаза. Именно их характерный взгляд заставлял биться сердца практически всех женщин страны. Он играл идеальных советских граждан – добрых, трудолюбивых, честных, преданных, типичных представителей страны Советов. Но под его исполнением они становились более глубокими и лиричными, очень запоминающимися. Иван Дмитриев сыграл более 200 ролей в театре и более 60 образов на экране. Он заслуженно считается лидером отечественного кино и театрального искусства.

Детство и юность

Иван Дмитриев пришел в этот мир в Вышнем Волочке Тверской губернии 30 июля 1915 года, хотя некоторые источники говорят, что его родной город — Грозный. О родителях актера нет никакой информации. В 1923 году он поступил в местную семилетку. Хотя ни один его родственник не был творческим человеком, Ивана всегда привлекал театр. В 5-м классе он начал заниматься в драматическом кружке, постановки которого часто показывали в местном театре. Все деньги, которые он зарабатывал на выступлениях, он тщательно копил, ведь у него была мечта — уехать учиться в Ленинград. Именно для этого и нужны были деньги.

После завершения учебы парень решил начать свою карьеру. Его первая работа была связана с искусством — Ивана приняли на должность суфлера в Вышневолоцком городском театре. Дмитриев отработал там три года, где попробовал себя в различных областях — от бутафора до артиста вспомогательного состава. Возможно, он и остался бы в театре, если бы не случайная поездка в цирк шапито. Там он открыл для себя новое увлечение — акробатику.

Иван Петрович Дмитриев

В 1932 году мечта Ивана о Ленинграде наконец-то сбылась. Он отправился в этот прекрасный город на Неве со своей целью — поступить в цирковое училище. Однако во время одной из своих прогулок по городу, он узнал, что Ленинградский техникум сценических искусств открыл набор абитуриентов на первый курс. И тогда Иван решительно передумал поступать в цирковое училище, потому что его влекла актерская профессия, да и опыт работы в театре у него был довольно неплохой. Он успешно сдал вступительные испытания и стал студентом, попав в мастерскую к Надежде Комаровской. Через четыре года он получил диплом об окончании техникума.

В годы своего учебы Иван Дмитриев смог поработать на сцене. В Государственном академическом театре драмы он получил возможность принять участие в спектаклях «Борис Годунов» и «Маскарад». Хоть и его роли были не основными, это не помешало руководителю театра, Борису Сушкевичу, увидеть в Иване большой потенциал. Сушкевич предложил ему стать членом труппы, но Иван отказался, посчитав, что ему нужно еще больше опыта и мастерства.

Иван понимал, что рядом с опытными артистами он будет оставаться на второстепенных ролях и не получит возможности продвигаться, ведь он пока еще ничего не умеет. Он решил, что ему нужно где-то «набить руку», получить опыт и найти постоянное занятие.

По окончании учебы в техникуме Дмитриев был принят в труппу Ленинградского театра комедии. Здесь ему пришлось принимать небольшие роли, но он всё равно чувствовал себя равным с другими, более известными актёрами. В 1938 году молодого артиста пригласили на киносъёмочную площадку, и он согласился. Однако фильм вскоре заморозили, и Дмитриев остался без работы. В театр его не приняли обратно, потому что руководителю театра Николаю Акимову не нравилось, что театральные артисты сотрудничают с кинематографом.

Военные годы

Иван был вынужден найти новое место работы и нашел его в Театре Краснознаменного Балтийского флота. Он служил здесь уже десять лет. Когда началась Советско-финская война, актеры этого театра отправились на передовую, чтобы выступать перед солдатами и офицерами. Вместе с этой труппой Иван Дмитриев прошел и Великую Отечественную войну. Он всегда отличался высоким профессионализмом и преданностью своему делу. В спектакле под названием «Сорок первый» его игра офицера белой армии была настолько правдоподобной, что вызвала бурные аплодисменты зрителей. После этого ему пришлось выслушать замечания от партийного руководства, порекомендовали играть эту роль так, чтобы не вызывать сочувствия у зрителей. Артисту пришлось не только выступать на сцене, но и сражаться с оружием в руках, защищать Ханко, Ленинград, Кронштадт, Таллинн. Его военная деятельность была высоко оценена, и он был награжден орденом Красной звезды и орденом Отечественной войны II степени.

Творческий путь

С 1948 года Дмитриев трудился в Театре имени Веры Комиссаржевской. В дальнейшем он выразит желание отыскать свой театр, но обнаружил истинный дом, который стал ему родным и уютным. На сцене этого театра артист пробыл почти четверть века, воплотив в жизнь множество увлекательных образов. Ивана задействовали в постановках «Дети Ванюшина» (Алексей), «Преступление и наказание» (Свидригайлов), «Бесприданница» (Паратов). Параллельно своей театральной деятельности, Дмитриев сотрудничал с кинематографом.

Иван Петрович Дмитриев

После окончания войны актер принимал участие в съемках исторических фильмов, таких как «Мусоргский», «Академик Иван Павлов», «Белинский». После этого его работа в кино разнообразилась другими жанрами, такими как драма «Крутые горки», комедия «За витриной магазина», и еще одна драма «Неповторимая весна». Однако всесоюзная известность пришла к нему после фильма «Полосатый рейс», где он сыграл роль старшего помощника капитана корабля Олега Петровича.

Иван Петрович Дмитриев

К концу пятидесятых годов прошлого века стало модно сотрудничать с иностранными режиссерами. У Дмитриева появились два предложения на съемки в таких проектах. Первое — советско-индийское кино под названием «Хождение за три моря», второе — советско-китайское «В едином строю». Дмитриеву больше понравился сценарий второго фильма, и он согласился на участие в съемках. Однако фильм не получил особой популярности, в отличие от «Хождения за три моря».

В конце 60-х годов Иван Дмитриев стал очень популярным. Тогда он решил сменить театр, поскольку почувствовал, что ему стало «тесновато» на его родной сцене. В 1973 году Иван получил предложение от Государственного академического театра драмы имени Пушкина. В этом театре он дебютировал в спектакле «На дне», где сыграл роль Сатина. Режиссерами этого спектакля были Владимир Эренберг и Леонид Вивьен. Вскоре актера пригласили сыграть другие классические персонажи. Ивана задействовали в спектаклях «Похождения Чичикова» (Ноздрев), «Зимняя сказка» (Старый пастух), «Отелло» (Брабанцио), «Плоды просвещения» (Федор Иванович).

В его актерском арсенале также присутствуют спектакли современных пьес. В частности, Дмитриев принимал участие в постановках «Иней на стогах» (автор Леонид Моисеев), «Ночью без звезд» (автор Александр Штейн), «Ивушка неплакучая» (автор Михаил Алексеев). Однако сам актер признавался, что его персонажи были малоинтересными, безликими, не оставляющими впечатления. Он отмечал, что в этих произведениях не хватает настоящих, ярких характеров.

Иван Петрович Дмитриев

Помимо постоянной занятости в театре, Иван активно продолжал сотрудничать с кинематографом. Он посетил съемочную площадку фильма «Песнь о Маншук», затем сыграл роль в детективе под названием «Ювелирное дело» и драме под названием «Антонина Брагина». В общей сложности артист воплотил на экране более шестидесяти персонажей. После 1983 года Дмитриев отсутствовал на экране. Перерыв в работе длился до 2002 года, когда он сыграл свою последнюю роль в кино – отца Дмитрия в мелодраме «Время любить».

Личная жизнь

Впервые актер и актриса стали мужем и женой — Иван Дмитриев женился на актрисе Александре Дэльвин. Они оба работали в Театре Краснознаменного Балтийского флота, где и познакомились в 1938 году. Через два года они официально зарегистрировали свои отношения.

Александра вспоминала, как Иван старался привлечь ее внимание, придумывая различные трюки. Он даже удивил ее, глотая шарики от пинг-понга, стоял на лестнице в стойке и шутливо дебоширил. Начальник театра А.Ф.Гитцович уже собирался уволить Дмитриева из театра, но Александра вступилась за него и предложила взять его под свою опеку.

На следующий день после свадьбы молодожены и вся труппа театра отправились в Таллинн на линкоре «Октябрьская революция» для постановки «Цветет сирень». Таким образом, гастроли стали свадебным путешествием для новобрачных.

Иван Петрович Дмитриев

В декабре 1941 года у мужа и жены появилась дочь Наталья, но спустя несколько месяцев ее уже не стало. Ленинград был в блокаде, голод и холод, и как можно было выжить маленькой девочке? Чтобы пережить горечь потери, супруги усыновили четырехлетнего мальчика по имени Коля, а через несколько лет у них родилась их собственная дочь, которую они назвали Ксенией. В 1947 году внезапно обнаружились родственники усыновленного мальчика, и забрали его с собой в Ташкент. Иван Дмитриев никак не мог примириться с тем, что у него отобрали сына, он очень сильно привязался к нему.

Позднее Александра вспоминала, как они ухаживали за мальчиком, официально усыновили его и превратили Коля Мареева в Колю Дмитриева. Мальчишка считал Ивана и Александру своими родителями, звал их папой и мамой. Внезапно в 1947 году восьмилетнего Колю увезли в Ташкент, забрав за собой родственники. Дмитриев кричал от боли, он не хотел отдавать мальчика, а его жена уговаривала, говорила, что у них нет выбора.

В 1949 году брак распался. Некоторое время спустя актёр вновь наладил свою личную жизнь, женившись на женщине по имени Галина. В феврале 1958 года его жена подарила Ивану сына Антона. Он прожил недолгую жизнь, скончался в июне 2000 года в возрасте 42 лет от сердечной недостаточности.

23 октября 2003 года в Санкт-Петербурге ушел из жизни известный артист, чье сердце перестало биться.

Иван Петрович Дмитриев

Иван Дмитриев нашел свое последнее пристанище на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Избранная фильмография

  • 1939 — Четвёртый перископ
  • 1951 — Белинский
  • 1957 — Неповторимая весна
  • 1957 — Братья
  • 1959 — В едином строю
  • 1961 — Полосатый рейс
  • 1961 — Жизнь сначала
  • 1964 — Русский лес
  • 1964 — Ноль три
  • 1965 — Залп «Авроры»
  • 1967 — Тихая Одесса
  • 1967 — Армия «Трясогузки» снова в бою
  • 1968 — Ошибка Оноре де Бальзака
  • 1969 — Песнь о Маншук
  • 1970 — Крушение империи
  • 1972 — Последние дни Помпеи
  • 1972 — Длинная дорога в короткий день
  • 1973 — Старая крепость
  • 1975 — Рождённая революцией
  • 1976 — Меня это не касается…
  • 1978 — Сибириада
  • 1980 — Государственная граница. Мы наш, мы новый…
  • 1980 — Мой отец — человек идеалов
  • 1980 — Основной инженер
  • 1981 — Экзамен по профилю
  • 1982 — Уроки игры на скрипке у Никколо Паганини
  • 1982 — Шура
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий