Иван Ильин, русский мыслитель, общественный деятель и правовед, был вынужден покинуть Советский Союз в 1922 году вместе с двумя сотнями представителей интеллигенции, выступавших против нового строя.
Русский философ-эмигрант Иван Ильин вначале придерживался радикальных взглядов, но затем его убеждения изменились на славянофильские и монархические. Защитив докторскую диссертацию с названием «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», он намеревался развивать свою карьеру на Родине. Однако вскоре он стал одним из пассажиров «философского парохода», на котором Ленин высылал из страны многих русских интеллигентов, не согласных с новым режимом.
Ранние годы
Уникальный текст содержит информацию о происхождении будущего философа, родившегося в Москве 28 марта 1883 года. Его отец занимал высокую должность в Московском суде, а дедушка принимал участие в строительстве Московского Кремля. В семье было трое сыновей, и младший из них, Иван, вынужден был поступить на юридическое отделение Московского государственного университета, хотя мечтал заниматься филологией. К началу учебы в вузе он владел несколькими языками: церковнославянским, греческим, французским, немецким и латинским.
Иван был одним из лучших студентов в университете. Он обучался у знаменитых преподавателей своего времени: ученого в области философии и права Павла Новгородцева и религиозного философа Евгения Трубецкого. Учителя отмечали у Ивана потрясающую трудолюбивость и преданность выбранной профессии. Новгородцев писал, что молодой человек был настолько прилежен в учебе, что им приходилось даже ограничивать занятия, чтобы избежать переутомления. Во время учебы в университете Ивану очень нравились философы Кант, Руссо, Платон и Гегель. Особенно Ильину по душе пришелся Гегель, который стал его кумиром на всю оставшуюся жизнь.
Начало научной деятельности
В 1910 году молодой человек вступил в Московское психологическое общество и опубликовал свою первую работу под названием «Понятие права и силы». Также в это время он отправился в путешествие по Франции и Германии, где изучал европейскую философию и ее последние тенденции. По некоторым данным, во время своего первого зарубежного путешествия он встретился лично с самим Фрейдом и даже посетил несколько сеансов у него.
Получив знания от своих коллег из Европы, в 1913 году Иван вернулся на родину и начал развивать свою карьеру как писатель и общественный деятель. В России его знали как талантливого ученого и умелого лектора, способного собирать аудитории студентов. Тем не менее, его коллеги также отмечали его бескомпромиссный подход к оппонентам и готовность использовать оскорбления в дискуссиях. По словам русской поэтессы Евгении Герцык, такую сторону ученого знала вся Москва.
В феврале 1914 года Ильин представил доклад под названием «Учение Гегеля о сущности спекулятивного мышления». Этот труд вошел в цикл исследований, которые затем стали основой для его диссертации под названием «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека».
Эта научная работа почитается как выдающийся анализ философии знаменитого немецкого ученого. Этот труд принес Ильину всемирную известность и, в конечном счете, спас ему жизнь.
Преследования советской властью
Иван Александрович выступал против нового режима. Он считал социализм завистливым, террористическим и тоталитарным явлением, а коммунизм описывал как самый бесстыжий и жестокий проявление этой системы. Ученый относился к Февральской революции как к временному недоразумению, а Октябрьскую революцию уже воспринял, как страшную катастрофу.
Ильин открыто выражал свою оппозицию по отношению к советской власти, поддерживая как словесное, так и финансовое участие в белогвардейских действиях. В ходе следствия его даже называли членом «Добровольческой армии» — южного отделения белого движения. После революции философ опубликовал работу «Ушедшим победителям», которую сначала печатали в «Русских ведомостях». В своей статье он выразил солидарность с погибшими белогвардейцами, заявив: «Вы победили, друзья и братья! И завещали нам довести вашу победу до конца. Верьте нам мы исполним завещанное».
Весной 1918 года Ильина впервые арестовали, что вызвало громкое возмущение среди ученого сообщества. Многие предлагали себя в заложники, чтобы освободить Ильина. Под давлением граждан Временное правительство приняло решение об амнистировании обвиняемого.
К началу двадцатых годов двадцатого века ученый был арестован шесть раз. Последнее задержание могло привести к казни для Ивана и еще более двухсот представителей интеллигенции, не согласных с новым режимом. Расстрелять такое количество известных ученых и писателей советская власть не решилась, против этого высказался даже сам Ленин. Он заявил, что казнь автора лучшего труда о Гегеле просто немыслима. Расстрел решили заменить на массовую высылку за рубеж, которую позже назвали «философским пароходом». Слова Льва Троцкого об изгнании золотых умов: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».
Ограничения на количество вещей, которые можно было взять с собой, были установлены. Допускалось брать только две пары носков и трусов, одно пальто, пиджак и брюки. Деньги, книги и другие ценные предметы были изъяты.
В сентябре 1922 года из порта Петрограда отошло в плавание первое “философское судно” “Oberburgermeister Haken”. Помимо Ивана Александровича, на борту находились Евгений Трубецкой, Николай Бердяев и еще несколько десятков выдающихся русских интеллигентов.
За границей
Прибыв в городе Берлине, Ильин встретился с генералом А фон Лампе, который был преданным сторонником Врангеля, к которому философ питал глубокое уважение. Белый генерал разделял с ученым подобные взгляды: «Многие, подорванные духовно после тяжелых лет изгнания, теряют веру в нравственную необходимость борьбы и начинают впадать в искушение мыслью о греховности «насилия», которое они видят в активном противодействии злу. Ваша брошюра поможет им открыть глаза». Речь шла о публикации Ильина с названием «О противодействии злу силой».
Радикальный подход автора Ильина вызвал неоднозначную реакцию у эмигрантов. Николай Бердяев и Зинаида Гипиус выступили против агрессивной патетики философа, назвав его последние работы «военно-полевым богословием».
Иван Александрович, будучи в Германии, учредил Религиозно-философскую академию и основал религиозно-философский журнал «Русский колокол». В дополнение к этому, он присоединился к работе Русского научного института, где вскоре возглавил деканат юридического отделения. В середине 1920-х годов он был избран на должность члена-корреспондента в Славянском институте, который базировался в университете Лондона. После высылки общественная деятельность Ильина приобрела новые формы, он стал гораздо активнее пропагандировать свои философские идеи. В отличие от многих других эмигрантов, он не растворился в общей массе, а стал одним из выдающихся деятелей европейской культуры.
Однако, среди нацистов он не приметил такого философского подхода к своей личности. Когда Гитлер пришел к власти, Ильин стал объектом внимания нацистского министерства пропаганды. В середине 1930-х его уволили из университета Берлина и запретили преподавание. Позже немецкое правительство запретило публикацию его работ и проведение публичных лекций. Ильин скоро истощил свои запасы, и его семья оказалась в трудном финансовом положении. Философ не ожидал подобного удара от своей родины.
В 1938 году летом Иван Александрович принял решение переехать в Швейцарию. В то время ученый чувствовал в себе отсутствие оптимизма. Он сам говорил: «Если яйцо разбито, оно выливается или в стакан, или на сковородку. Я чувствую, что яйцо разбито, но не вижу ни стакана, ни сковородки».
Российский мыслитель был прохладно встречен в Швейцарии: правительство не хотело давать ему разрешение на жительство, и даже хотело выслать его обратно в Берлин. Сергей Рахманинов пришел к его помощи, выделив несколько тысяч франков из своих средств, чтобы обеспечить соотечественнику пансион. Власти Швейцарии немного смягчили свое отношение, но установили строгое условие – ученому было запрещено заниматься политической и общественной деятельностью. Иван Александрович чувствовал себя униженным и подавленным, считал себя настоящим мучеником. Он часто писал об этом в своих письмах Сергею Рахманинову.
Ильин со своей женой переехал в небольшой город Цолликон, что расположен вблизи Цюриха. Новая жизнь русского эмигранта кардинально изменилась: он больше не мог выступать и делиться своими идеями, превратившись из активного лектора в затворника. Поэтому ему не оставалось ничего, кроме как писать свои работы «в стол», именно в этот период он создал значительную часть своих философских трудов.
В последнее время писатель тяжело перерабатывал себя, работая почти круглосуточно, пытаясь забыться и отрешиться от несправедливой реальности.
Это негативно отразилось на здоровье известного русского мыслителя: 21 декабря 1954 года он скончался от истощительного заболевания. Ивана Ильина похоронили в Цолликоне, установив на его могиле памятник со скорбной эпитафией.
Возвращение архива в Россию
Ученики и соратники с осторожностью хранили труды философа. В 1960-х годах архив писателя был перемещен из Швейцарии в США благодаря помощи профессора Николая Полторацкого, ученика мастера. Это было сделано в соответствии с завещанием умершего, в котором он просил хранить его работы за границей до свержения большевистской власти. В СССР книги Ильина были запрещены, некоторые произведения распространялись только через самиздат. Перевезти архив на родину автора удалось только после прихода перестройки.
Практически сотню картонных коробок занимали труды Ивана Александровича. В них находились множество рукописей, фотографий и переписок с известными личностями, такими как Петр Врангель. Долгие годы велась работа по цифровизации архива. В настоящее время уже выпущено около тридцати книг, и над изданием трудов Ильина продолжается работа. Летом 2015 года в Екатеринбурге состоялось открытие первого памятника выдающемуся русскому философу-эмигранту Ивану Александровичу Ильину.