Иван Кожедуб — известный летчик-ас и военный лидер. В 1985 году он был назначен маршалом авиации и трижды удостоен звания Герой Советского Союза. Он был депутатом Верховного Совета с 1946 по 1961 год, а также народным депутатом СССР с 1989 по 1991 год.
Каждый настоящий ас-летчик имеет свой неповторимый стиль в воздухе. И этот стиль был у Ивана Кожедуба — смелого и хладнокровного человека. Его способность быстро анализировать сложные ситуации, оценивать риски и находить правильное решение поражала всех, кто имел дело с ним. Он так виртуозно управлял самолетом, что казалось, может лететь даже с закрытыми глазами. Во время полетов он использовал разнообразные маневры — зигзаги, развороты, пикирование. Кожедуб всегда был первым, кто обнаруживал врага, и при этом ни разу не попадал под удары противника. Его ни разу не сбили, даже в самых критических ситуациях этот героический летчик совершенно всегда приземлял свой самолет.
Детство
Иван Кожедуб родился в маленькой деревне Ображиевка в Черниговской губернии, Украина, где его отец Никита Кожедуб был церковным старостой, а мать Стефанида занималась домашним хозяйством. Будущий летчик и герой войны уже с детства проявлял талант к рисованию, и даже подумывал об обучении в художественном училище. Однако после окончания школы он пошел учиться в Шосткинский химико-технологический техникум, где часто посещал занятия местного аэроклуба.
В начале 1940 года Ивана отправили служить в Красную армию. Осенью того же года молодой человек закончил обучение в Чугуевской военной авиационной школе летчиков и остался там работать инструктором.
В 1941 году авиационная школа была эвакуирована в Казахстан, в город Чимкент, вместе с преподавателями и студентами. В 1942 году Кожедуб испытал опасное приключение во время тренировочного полета. Поднявшись в воздух, у него отказал мотор, но благодаря его мастерству и способности быстро принимать решения, самолет и пилот остались целыми. Он смог благополучно приземлиться. В начале Кожедуб испытывал трудности с огневой подготовкой, но после усердных тренировок опередил других летчиков во всех видах стрельбы.
В 1942 году 23 февраля Иван Кожедуб был награжден званием старший сержант. В ноябре того же года его направили в Иваново, где происходило формирование 240-го истребительного полка 302-й истребительной дивизии. Через год его перевели на Воронежский фронт.
Иван получил в распоряжение самолет Ла-5 с красивой надписью «Имени Валерия Чкалова» на борту, бортовой номер 75. В бою он защищал аэродром и был атакован немецкими бомбардировщиками и зенитной артиллерией Красной армии. Самолет Кожедуба был поврежден, но Иван смог посадить его благодаря прочной спинке. Машина была неремонтопригодной. Некоторое время ему пришлось летать на разных самолетах эскадрильи, потому что у него не было своего. Вначале его хотели перевести на другую должность, но благодаря командиру полка, он остался в своей эскадрилье.
В летнее время 1943 года, Иван Кожедуб был повышен в звании и стал младшим лейтенантом, после чего ему было поручено командовать эскадрильей. Первый вражеский самолет, бомбардировщик Юнкерс Ю-87, Иван сбил 6 июля 1943 года во время боя за Курскую дугу. На следующий день, 7 июля, ему удалось сбить еще один самолет, а 9 июля Иван уничтожил сразу два вражеских истребителя Bf-109. 4 февраля 1944 года, уже старший лейтенант Иван Кожедуб получил звезду Героя Советского Союза. На тот момент он совершил 146 боевых вылетов и сбил 20 вражеских самолетов.
В мае 1944 года, Кожедуб пересел на истребитель Ла-5ФН с бортовым номером 14. На создание этого самолета были выделены средства простым колхозником-пчеловодом Василием Коневым из Сталинградской области. В августе 1944 года, Ивану было присвоено звание капитана, и он был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка. В это же время он пересел на новый истребитель Ла-7.
Восьмнадцатого августа тысяча девятьсот сорок четвёртого года авиатор вторично получил звание Героя Советского Союза. К тому времени он уже совершил 256 вылетов и сбил 48 вражеских самолетов.
В конце войны, гвардии майор Иван Кожедуб провел 120 воздушных боев и уничтожил 64 самолета противника, включая пикирующие бомбардировщики, истребители, штурмовики и даже один реактивный истребитель. За все годы летчик 330 раз поднимался в небо, отлично стрелял, предпочитал не сближаться с противником, и открывать огонь на расстоянии от двухсот до трехсот метров от вражеского самолета.
Свой последний бой прославленный летчик провел в небе над столицей фашистской Германии 17 апреля 1945 года. В этом сражении он сбил два истребителя FW-190. По итогу Великой Отечественной войны Кожедуба признали самым результативным летчиком-истребителем.
18 августа 1945 года Иван Никитович в третий раз удостоен самой высокой правительственной награды – медали «Золотая Звезда» и звания Герой Советского Союза.
Иван летал только на самолетах, выпущенных в СССР. Так случилось, что в конце войны Кожедуб поразил две машины союзников, к которым направлялся на помощь. В апреле 45-го он увидел, что несколько «мессеров» устремились к тяжелому бомбардировщику американцев В-17 «Фортресс», и кинулся ему на помощь. Американские летчики не поняли, что Иван хотел им помочь, приняли его за фашиста и открыли по его самолету огонь. Кожедуб выполнил мастерский переворот, увернулся от их выстрелов и сам пошел в атаку. Летчик одного из подбитых самолетов сумел катапультироваться, второй погиб в воздухе. Моменты этой схватки зафиксировал фотокинопулемет, установленный на машине Кожедуба. Если бы не эта съемка, летчика ждали бы большие неприятности. По сути дела Ивана Никитича спас командир полка – полковник Чупиков, передавший ему проявленную пленку, и посоветовавший не распространяться о происшествии.
Как много раз Кожедуб оказывался в сложных ситуациях, трудно даже представить. Но его мужество и героизм, умноженные на исключительное хладнокровие, помогали ему выбираться из самых трудных переделок. Каждый раз летчик сажал свой самолет, даже если тот получил серьезные повреждения, и сам выходил сухим из воды.
Биография знаменитого летчика навсегда связана с небом, поэтому после победы он продолжил служить в ВВС. Он умел хорошо воевать, но в мирное время от него требовались теоретические знания, и Кожедуб решил продолжить учебу. Он становится студентом Краснознаменной Военно-воздушной академии. С каждым годом советское авиастроение осваивало выпуск новых машин, Кожедуб стал летчиком-испытателем уникальных разработок советских ученых, в том числе и реактивного истребителя МиГ-15.
С апреля 1951 года по январь 1952 года Валерий Кожедуб командовал 324-й истребительной дивизией в боях в Корее. За этот период летчики дивизии 216 раз одолевали противника в воздухе. Наши потери составили 27 самолетов и 9 пилотов.
В 1956 году Кожедуб успешно окончил Военную академию Генштаба. В июне 1962 года ему было поручено командование 76-й воздушной армией. Через два года он стал заместителем командующего Военно-воздушными силами в Московском военном округе, где он служил до перевода в центральный аппарат ВВС в 1971 году. В 1978 году он был назначен в Группу генеральных инспекторов Минобороны Советского Союза. В 1970 году он был повышен до генерал-полковника авиации, а в 1985 году ему было присвоено звание Маршала авиации.
Последние годы жизни летчика-героя были связаны с политической и общественной деятельностью. Он был депутатом Верховного Совета в течение многих лет, а в 1989 году был избран народным депутатом СССР.
Личная жизнь
Известный летчик встретил свою будущую супругу в ноябре 1945 года, когда возвращался из Москвы в свою воинскую часть, расположенную в Монино. Против него сидела прекрасная девушка, которая сразу привлекла внимание мужественного майора, но он не посмел познакомиться. Впоследствии он стал искать её на всех электричках, следующих в том направлении. Ивану повезло встретить эту девушку снова, и на этот раз он пригласил красавицу на танцы в культурный центр гарнизона. Вероника заметила, что все офицеры, которые встречались им на пути, первыми отдавали честь её спутнику, даже те, кто был старше по званию. Когда Иван снял верхнюю одежду, девушка заметила на его груди три Золотых Звезды героя, и тогда вспомнила, где она видела этого молодого человека. Оказывается, она читала о его подвигах в газетных публикациях о Кожедубе в годы войны. Они поженились сразу после Нового года, 2 января 1946 года.
В 1947 году у Вероники и Ивана родилась их единственная дочь Наталья. В 1970 году Кожедуб стал дедом — у Натальи появился сын Василий. Позже он учился на медика, и сейчас живет и работает в Москве. В 1952 году у Ивана и Вероники родился сын Никита. Он последовал по стопам своего отца, стал военным, но не летчиком, а моряком. Он женился, и в 1982 году порадовал Ивана Никитича внучкой Анной. Сын известного летчика, капитан 3-го ранга Никита Кожедуб, ушел из жизни в 2002 году.
Смерть
Во время полетов Ивана Кожедуба, он всегда был здоров. Но когда ему пришлось уйти со службы, его начали мучить различные болезни. В 1976 году он перенес инсульт, но благодаря своей жене, которая вызвала скорую помощь и помогла ему встать на ноги, он выздоровел. Однако в 1991 году инфаркт оказался слишком сильным, и Вероники не было дома, чтобы вызвать скорую помощь. Иван Кожедуб ушел из жизни 8 августа 1991 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
К 90-летию Ивана Кожедуба в 2010 году был снят документальный фильм «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба». Для съемок режиссеры использовали дневники, личные записи и семейные архивы летчика, получив разрешение от его семьи. Роль пилота сыграл Сергей Ларин, а роль его жены Вероники исполнила Анна, внучка Ивана Кожедуба.