Иван Козловский — биография певца и личная жизнь

Иван Козловский – известный российский оперный певец, который прославился на сцене Большого театра. За свои выдающиеся достижения в искусстве он был удостоен Сталинской премии дважды и удостоен звания Народного артиста Советского союза.

Музыка сопровождала Ивана Козловского с самого детства, и после получения образования он успешно выступал на сцене Большого театра, исполняя ведущие роли в оперных постановках, таких как "Фауст", "Борис Годунов", "Евгений Онегин" и других произведениях. Многие считали Ивана Семеновича достойным преемником великого певца Леонида Собинова.

За кулисами Козловский был веселым и жизнерадостным человеком, который любил пошутить в компании коллег. Его современники утверждали, что в трудные моменты он всегда оказывал помощь своим друзьям и не бросал их в беде.

Детство и юность

Иван Козловский родился 24 марта 1900 года в Марьяновке, что на Украине. С ранних лет родители внушили любовь к музыке: мама учила его петь, а отец помог освоить гармонику.

Пока учился в церковно-приходской школе, его отправили в Киев, поэтому детство прошло в столице. Семилетнего Ваню записали в хор Михайловского Златоверхого монастыря, где он выступал несколько лет. На одном из концертов его заметил музыкант Александр Кошица и предложил перейти в киевский хор Троицкого народного дома.

Родители Ивана мечтали, чтобы он пошел по духовному пути и стал священником, но он решил поступить в музыкальный институт по совету Кошицы. Его преподавателем стала Елена Муравьева, о которой Козловский писал в своих воспоминаниях. Он отмечал ее талант выявлять лучшие стороны голоса студентов, не навязывая свое мнение, а лишь помогая исправить ошибки.

Начало певческой карьеры

Иван закончил учебу в Институте в 1920 году и присоединился к добровольцам Красной Армии. Его направили в инженерную бригаду под Полтавой, где служило много талантливых музыкантов, с которыми он участвовал в постановках Полтавского театра оперы и выступал на заводах и в колониях для беспризорников. Он также принимал участие в спектаклях передвижного драмтеатра, исполняя роли в известных постановках, таких как "Наталка Полтавка" и "Вие".

С детства Иван увлекался верховой ездой и даже однажды одержал победу в заезде, проводившемся среди интеллигенции. Он часто приезжал на лошади на многие спектакли.

В то время в Полтаве распространилась эпидемия испанки, которая повлияла на актеров городского театра, включая исполнителя роли Фауста в спектакле с таким же названием. Он не смог выступить, и театр пригласил на его место начинающего артиста Козловского. Постановка прошла успешно, и зрители оценили выступление нового певца. В спектакле также участвовал известный исполнитель Платон Цесевич, который позже помог Ивану получить еще одну главную роль. Недолго спустя молодой тенор предстал в образе Ленского в опере «Евгений Онегин».

К 1923 году Ивана Козловского уже широко знали в театральных кругах. Сначала его пригласили в харьковскую Государственную оперу, а через год в Свердловский оперный театр имени Луначарского. На сцену последнего артист выходил с главными ролями в постановках «Травиата», «Кармен» и «Фауст».

В следующем году в Свердловск с гастролями прибыл коллектив Московского Художественного театра. Участники труппы приняли участие в нескольких постановках с участием Козловского, после чего порекомендовали талантливого певца Владимиру Немировичу-Данченко. Мэтр предложил Ивану присоединиться к его труппе и отправиться с ней на гастроли по Европе, но тот отказался. На тот момент он был связан контрактом со Свердловским оперным театром и не желал его нарушать. Хотя предложение было очень привлекательным.

Большой театр

В 1926 году Иван Семенович получил предложение выступить в Большом театре. На сцене этого знаменитого храма Мельпомены он дебютировал в опере «Травиата», основанной на романе «Дама с камелиями» Александра Дюма-младшего. Во время одного из спектаклей пришли знаменитый режиссер Всеволод Мейерхольд и его супруга Зинаида Райх.

Они настояли на встрече с молодым тенором и вскоре она состоялась. Позже Козловский получил письмо от Зинаиды, в котором она сообщила, что Мейерхольд предложил ему роль в спектакле «Дама с камелиями». Идея восхитила певца, но из-за перегруженного графика он был вынужден отказаться.

Выступая в образе Юродивого в спектакле с названием "Борис Годунов", певец получил широкое признание. На тот момент он уже успешно исполнил тридцать ролей в различных оперных постановках.

Иван Семенович, выступая в качестве солиста Большого театра, не ограничился только этой ролью. Он давал концерты эстрадной и народной музыки, исполняя романсы, арии и религиозные песни. Козловский совершил немало гастрольных туров по Советскому Союзу, в том числе совместно с Государственным джазовым оркестром. Репертуар певца, ранее состоявший из оперных партий, пополнился специально написанными для него джазовыми композициями.

Ансамбль оперы

В конце 1930-х годов в Москве открылся Государственный ансамбль оперы СССР по инициативе Ивана Козловского. Одной из его задач была пропаганда классической музыки, поэтому репертуар ансамбля состоял из адаптаций оперных партий для широкой аудитории. В своей биографии Козловский писал о том, что перед ними стояла огромная задача: нужно было не просто перенести оперу на сцену, а создать уникальное зрелище, сохраняя сюжет и непрерывность действия. Актерам приходилось передавать образы персонажей без обычного грима, театральных костюмов и реквизита.

Иван Семенович создал несколько эстрадно-оперных постановок, где сам играл главные роли. Среди них были спектакли «Орфей и Эвридика», «Моцарт и Сальери», «Вертер». За свой вклад в развитие вокально-драматического искусства Козловский был удостоен Сталинской премии первой степени.

В начале Великой Отечественной войны труппу Большого театра были эвакуированы в Куйбышев. Артист многократно посещал фронт, чтобы поддержать боевой дух солдат концертами. Его выступления проходили в госпиталях и непосредственно на полях сражений. Кроме того, он создал несколько радиоконцертов специально для Советской Армии.

До половины 1950-х годов певец продолжал трудиться в Большом театре и давать концерты. Вместе с известным Сергеем Лемешевым он выступил на концерте, посвященном юбилею Ольги Книппер-Чеховой – вдовы великого писателя. В период с 1930 по 1950 годы Козловский и Лемешев часто выступали в одно время, что приводило к курьезным ситуациям, когда их поклонницы сталкивались. Так называемые "козловитянки" и "лемишистки" настойчиво соперничали за звание самого поклоняемого исполнителя. Однако каждый из них был непререкаемым мастером и оставил свой неизгладимый след в истории российской музыки.

Несмотря на положительное отношение товарища Сталина к артисту, его упорно не пускали за границу. Исключением стали лишь небольшие гастроли в Румынию и Чехословакию.

В 1949 году, Иван Семенович вновь сыграл роль Юродивого из пьесы «Борис Годунов» и был удостоен Сталинской премии. Позже он воплотил этот персонаж в одноименном фильме-опере режиссера Веры Строевой.

Решив уйти из Большого театра в 1954 году после многих лет славной карьеры, Иван Козловский был ведущим исполнителем театра, его выступления ждали с волнением. Однако причины его решения остались неизвестны.

Тем не менее, тенор не оставил музыку. Он продолжал путешествовать по просторам своей страны, давая концерты. Козловский записал несколько альбомов с украинскими композициями. И в один прекрасный день в магазине книг певец наткнулся на старую книгу с партитурами, где нашел мелодию романса Леонида Малашкина «Я встретил Вас». Иван Семенович стал первым советским музыкантом, исполнившим эту композицию.

Козловский также продемонстрировал свой актерский талант, снявшись в нескольких фильмах. В 1958 году он снялся в фильме «Поэма о море», а спустя несколько лет в фильме-спектакле «Самая высокая…». Он даже сыграл самого себя в картине «И жизнь, и Слезы, и любовь» режиссера Николая Губенко.

В начале 70-х годов артист создал музыкальную школу для детей в своем родном городе Марьяновке, потратив на это свои личные средства. Он лично закупал необходимое оборудование и проводил собеседования с учителями. В будущем певец неоднократно участвовал в выступлениях хора этой школы.

Иван Козловский взял в жены актрису Александру Герцик, которую встретил во время учебы в Полтаве в 1919 году. Тогда он был студентом, а она уже была известной актрисой. Театралы называли Ивана Семеновича «супругом самой Герцик». Александра отказалась от успешной карьеры из-за любви к молодому певцу и последовала за ним везде, куда бы он ни пошел. Однако со временем их чувства угасли и они развелись.

Козловский вторично пытался устроить свою личную жизнь с актрисой Галиной Сергеевой. Они встретились в 1934 году во время отдыха на Крымском побережье и скоро после этого поженились. У них были две дочери, Аня и Настя. Однако их брак не продержался долго из-за развода после операции дочери, когда Галина начала роман с лечащим врачом. После этого Козловский больше не вступал в брак.

Большой тенор также был известен своим чувством юмора и умением разыгрывать других. Он мог привязать обувь коллег к полу или завязать морской узел на сценический костюм прямо перед представлением.

Посещая скачки, Козловский встречался со многими известными людьми, включая Семена Буденного, который разделял его любовь к лошадям. Вместе они посещали конюшни на столичном ипподроме.

Иван Козловский активно выступал до практически 90-летнего возраста. В последние годы он уделял свое время написанию своих мемуаров. Книга с названием «Музыка – мой источник радости и печали», была опубликована в 1992 году.

Желание творить не покидало артиста до самого конца. Он трудился над созданием новаторских оперных постановок, одной из которых была «Снегурочка». Он готов был исполнить любую роль, однако в образе главной героини он видел только Галину Вишневскую. К сожалению, постановка так и осталась на бумаге, так как автор не смог найти поддержку спонсоров.

Знаменитый тенор ушел из жизни 21 декабря 1993 года. Музыканта похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

После ухода артиста его родственники и сторонники основали Фонд имени Козловского, задача которого – поддержка молодых и талантливых музыкантов. Организаторы также учредили специальную премию для начинающих российских певцов, а в 2011 году в столице был запущен Фестиваль российских теноров имени Козловского, который с тех пор проводится ежегодно.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий