Иван Крамской – выдающийся представитель художников-передвижников 19 века. Самыми известными его произведениями стали «Неизвестная», «Мина Моисеев», «Неутешное горе» и портреты известных современников.
Иван Крамской занимает почетное место среди знаменитых художников-передвижников 19 века и считается одним из величайших реформаторов в истории живописи. Его «Неизвестная» – известное произведение, хранящееся в Третьяковской галерее, часто называют российской Джокондой.
Это лишь одно из многих произведений, прославивших художника по всему миру. Среди его известных работ можно назвать такие шедевры, как «Христос в пустыне», «Лунная ночь», «Русалки», «Мина Моисеев». Для многих поколений художников основатель передвижников стал настоящим кумиром и образцом для подражания.
Детство и юность
В городке Острогожск Воронежской губернии появился на свет живописец 8 июня 1837 года. Его отец, который работал писарем, мечтал, чтобы сын пошел по его стопам и стал делопроизводителем, занял хорошую должность в государственных органах.
Но судьба распорядилась иначе. Познакомившись с художником-любителем Михаилом Тулиновым, Ваня увлекся рисованием. С того момента искусство прочно вошло в жизнь молодого художника, и вся его последующая биография была связана с созданием картин.
Сначала Иван получил начальное образование в своем родном городе Острогожске, закончив школу с отличными оценками по всем предметам. В 12 лет он потерял своего отца и вынужден был найти работу. Его приняли на работу в городскую Думу, где он учился писать красиво и занимался земельными вопросами. Позже он сменил свою рутинную работу на более интересную, став ретушером у местного фотографа. Эта работа требовала поездок, и вместе с хозяином он посетил многие города России.
На берегу реки Невы, в этом городе, он встретил фотографа по имени Александровский и начал работать в его фотостудии. К тому времени Крамской уже был известен как опытный мастер ретуши и имел репутацию великого мастера своего дела. Параллельно с основной работой Иван начал создавать портреты, но до того, чтобы стать известным художником, было еще далеко. Благодаря таланту его ретушера, имя Александровского и его работы донеслись до императорского дворца, и вскоре его пригласили на должность фотографа для королевской семьи. Между тем Иван получил предложение о сотрудничестве от Андрея Деньера, известного владельца ателье для фотографий. Представители высшего общества Петербурга стояли в очереди, чтобы получить отретушированные снимки Крамского.
В Петербурге наконец сбылась задолгая мечта провинциала – поступить в Академию изобразительных искусств. Пройдя испытания, молодой парень попал на занятия к профессору Алексею Маркову. С самого начала обучения Иван стал одним из самых талантливых студентов академии.
К 1863 году молодой живописец был награжден двумя наградами — Малой серебряной и золотой медалями — за свои талантливые работы. Он стремился получить Большую золотую медаль и возможность стажироваться за границей, для этого ему нужно было выиграть конкурс, нарисовав картину на заданную тему.
Темой для изображения была сцена из скандинавского эпоса, но большинство студентов, склонявшихся к реализму, отказались от участия. Позже 14 претендентов были исключены из конкурса за бунтарство, а во главе протестующих студентов стоял Иван Крамской.
Творчество
После ухода из святых стен университета, Иван основал свое собственное объединение художников под названием «Артель свободных художников». Здесь собрались выпускники художественных вузов и сторонники основателя. Молодые творцы создавали портреты на заказ, копировали известные картины, иллюстрировали печатные издания.
Еще на учебе Иван создал несколько эскизов для росписи Храма Христа Спасителя. В середине 1860-х годов эти эскизы были использованы для украшения куполов этого знаменитого православного храма.
Мечта увидеть за границей работы великих художников сбылась в 1869 году. Однако впечатления от просмотра полотен западных мастеров вызвали у него смешанные чувства: их творчество не вызвало у него восторженных эмоций.
После возвращения в Россию Иван поссорился с одним из участников артели, который незаконно согласился на поездку за границу, предоставленную Академией художеств. Художник покинул сообщество, и вскоре без его талантливого руководства оно распалось.
Новый творческий проект Крамского — «Общество передвижных художественных выставок» был задуман им. В этом начинании он нашел союзников в лицах Василия Перова, Алексея Саврасова и Григория Мясоедова. Благодаря товарищам-передвижникам жители многих городов России смогли посетить передвижные выставки и познакомиться с новыми тенденциями в искусстве.
На таких мероприятиях любой желающий мог приобрести понравившиеся картины. Созданную Крамским «Майскую ночь» приобрел известный галерист и благотворитель Павел Третьяков.
В конце 1860-х мастер закончил работу над картиной «Христос в пустыне». Сразу после завершения этой работы Третьяков приобрел ее за значительную сумму. Первоначальные демонстрации произведения признали его шедевром, и Академия художеств предложила художнику стать своим профессором. Однако он отказался от этой чести.
За свою жизнь Крамской создал множество полотен в различных жанрах, но особенно известен он был как портретист. Современники художника утверждали, что его портреты Ивана Шишкина, Льва Толстого и Тараса Шевченко были чрезвычайно похожи на собственных персонажей.
В 1882 году мастер представил публике свое новое полотно под названием «Мина Моисеев». Поклонники творчества Ивана Николаевича высоко оценили изображение крестьянина как великолепное произведение автора. Эта работа прекрасно характеризует Крамского как художника-гуманиста, близкого к простому народу.
Вершина славы художника произошла во время показа его шедевра «Неизвестная». Женщина на полотне не относилась к высшему кругу Петербурга, ее модный наряд не позволял считать ее знатной леди, так как туалет был считался неприличным в те времена.
Современники художника гадали, кто изображен на картине. В конце концов все пришли к выводу, что это богатая любовница. По какой-то причине Третьяков не приобрел полотно — оно было куплено богатым предпринимателем Павлом Харитоненко.
Удивительно, как художнику удалось передать все мельчайшие детали лиц персонажей. Современные искусствоведы часто описывают его технику как фотографическую. Крамской почти не занимался пейзажами, но в своей картине «Лунная ночь» он восхитительно изобразил лунное сияние.
Иван Николаевич считается основателем передвижников в России и великим реформатором искусства 19-го века. Его портреты до сих пор вызывают восторг у ценителей искусства своей одухотворенностью и гуманностью.
Личная жизнь
Пока учился в Академии художеств, Иван познакомился со своей будущей женой, Софией. У девушки была дурная репутация из-за личной жизни, но влюбленный художник игнорировал все это.
По удивительной совпадению, для Крамского Соня стала лучшей женой и образцом верности. У творца были трудные времена, но его супруга не покидала его и поддерживала во всем. Перед началом работы над каждой картиной Иван просил Софию прочитать молитвы, и только после этого начинал работу.
В семействе Крамских появилось шестеро детей, однако двое из них ушли из жизни еще в раннем возрасте. Картина с названием «Неутешное горе» изображает Соню, переживающую потерю своих близких. Художник потратил на создание этого полотна почти четыре года.
Обожаемая дочь Крамского, Софья, также как и ее отец, посвятила свою жизнь искусству. К несчастью, в конце 1930-х годов девушка стала жертвой политических репрессий, которые не щадили никого в те годы.
Смерть
Несколько лет до кончины у известного художника была выявлена аневризма сердца, или как ее называют в народе — грудная жаба. Его изнурял сильный сухой кашель и невыносимые боли, которые мог облегчить лишь укол морфия. Профессор Сергей Боткин взялся за лечение Ивана Николаевича, предпочитая не раскрывать перед художником его смертельный диагноз. Только после того, как Крамской нашел описание своих симптомов в забытой Боткиным энциклопедии, он понял всю тяжесть своего заболевания.
Жизнь великого художника была прервана аневризмой сердца 5 апреля 1887 года, когда он скончался прямо за своим мольбертом, оставив незавершенный портрет профессора Карла Раухфуса.
Иван Крамской был похоронен на Смоленском православном кладбище, но в 1939 году его останки перенесли на Тихвинское кладбище в Александро-Невскую лавру.