Каждый народ имеет своего замечательного баснописца, в России таковым стал Иван Андреевич Крылов. Однако, помимо этого, он выступал в роли поэта, публициста и издателя. Этот человек поистине выработал себя сам. Его бедной семье не хватало средств на образование, поэтому ему самому пришлось трудиться с 14 лет, чтобы помочь овдовевшей матери.
Первые литературные попытки Крылова оказались неудачными, но благодаря постоянному самообразованию и упорному труду над литературным языком он смог добиться успеха. В результате Крылов порадовал своих соотечественников двумясот прекрасными баснями, яркими, забавными, высмеивающими человеческие недостатки и политических деятелей. В свою жизнь этот человек стал классиком, его творчество было чрезвычайно популярным и не потеряло своей актуальности до сих пор.
Детство
Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года в Москве. Его отец, Андрей Прохорович, служил в армии. Жизнь этого человека была трудной. Он вырос в степной Оренбургской глубинке, в крепости Яик, где вскоре начнется пугачевское восстание. Начав службу солдатом, Крылов-старший стал капитаном. Его жизнь была нелегкой, но он был сильным человеком, который не терял надежды.
Не имея формального образования, он был грамотным и любил читать. Капитан Крылов передал своим сыновьям большой сундук с книгами, потому что другого богатства ему не удалось накопить.
Крылов-старший проявил себя как отважный воин во время подавления восстания Пугачева, но не получил заслуженных наград. После этого его семья переехала в Тверь, где он нашел работу в уголовном ведомстве. Однако жалование было недостаточным, и семья оказалась в тяжелом материальном положении, особенно после смерти отца в 1778 году, когда старшему сыну Ване было всего 9 лет. Семья погружалась в бедность, их едва хватало сводить концы с концами.
Благодаря щедрости богатого вельможи Львова, осиротевшие Крыловы получили помощь. Ваня имел возможность учиться у дома у детей Львова, приглашенных учителей обучали его французскому языку и естественным наукам.
Парень был принят на работу в губернский магистрат, где раньше трудился его отец, на должность подканцеляриста. Зарплата была скромной, но помогала семье выживать. Когда старшему сыну исполнилось 14 лет, мать собрала своих детей и отправилась в Петербург. Она стремилась получить пенсию за умершего мужа и обеспечить достойное место работы для старшего сына. Некоторое время спустя Иван получил должность приказного служителя казенной палаты.
Человек молодого возраста, не имеющий формального образования, всю жизнь стремился к знаниям. Он самостоятельно обучался, много читал, овладел игрой на нескольких музыкальных инструментах, владел четырьмя языками — французским, итальянским, немецким, греческим, освоил математику. В 15 лет он стал пытаться писать. Ему нравился юмор, сатира, комедия, и не потому, что он был насмешником. Иван считал, что эти литературные жанры помогают человеку стать лучше, корректируют его поведение.
Молодой человек создает комическую оперу под названием «Кофейница». Его первое произведение было не слишком удачным, но даже здесь язык будущего автора басен поражает своим разнообразием и живостью.
Иван Крылов с самого детства внимательно слушал язык обычного народа, любил посещать ярмарки, отлично знал быт и обычаи простых людей. Ему нравились народные праздники и развлечения, и Иван Крылов часто участвовал в уличных драках. Детство в бедности позволило ему потихоньку изучать народную жизнь, и эти глубокие знания очень пригодились будущему автору басен.
Творчество
В то же время в Санкт-Петербурге появился доступный для всех театр. Иван Андреевич, всегда увлеченный искусством, не мог пройти мимо этого события. Он полностью погрузился в мир театра, познакомился с некоторыми артистами, стал увлеченным сторонником этого нового храма искусства. Его скучная работа в офисе стала невыносимой, и он решил уйти в отставку, чтобы полностью посвятить себя своей истинной страсти — литературному творчеству. И все это произошло, когда ему было всего восемнадцать лет.
Его первая работа — трагедия под названием «Филомела» — отражает не только талант и свободное мышление автора, но и то, что произведение было лишь обычной имитацией классиков. Однако неудачный опыт не останавливает молодого литератора. Он решает перейти к написанию комедий, хотя «Проказники», «Бешеная семья» и «Сочинитель в прихожей» выглядят бледно и неубедительно. В сравнении с «Филомелой», комедии показывают прогресс в мастерстве Крылова.
Литературные способности Крылова совершенствуются в его баснях. Новые произведения, не подписанные автором, публикуются в журнале «Утренние часы». Молодому писателю всего 19 лет, и три его работы «Новопожалованный осел», «Стыдливый игрок», «Судьба игроков» остаются практически незамеченными как читателями, так и критиками. Они отличаются большой едкостью, сарказмом и не обладают литературным мастерством.
В возрасте 20 лет Иван Крылов становится издателем и выпускает журнал «Почта духов» вместе с Рахманиным. Он амбициозно стремится к успеху, мечтая создать такую же сатиру, какую печатали новиковские журналы. Однако журнал не стал популярным, и пришлось его закрыть в том же году. Не теряя бодрости духа, Иван Андреевич создает журнал «Зритель» в компании единомышленников через три года. А год спустя появляется новый журнал – «Санкт-Петербургский Меркурий».
Журналы Крылова наполнились его уникальной прозой, среди которой выделяются повесть «Каиб» и статья «Похвальная речь моему дедушке». Последняя работа представляет собой острую публицистику, направленную против самодуров-помещиков, и была в свое время довольно смелой. Несколько позднее Иван Андреевич уехал из Петербурга, и о его жизни за пределами столицы было известно очень мало.
Когда писателю исполнилось 27 лет, он вернулся в Петербург и начал заново писать. Сначала он стал заниматься талантливыми переводами басен Лафонтена, такие как «Разборчивая невеста», «Дуб и трость», «Старик и трое молодых». Эти переводы были опубликованы в журнале «Московский зритель» и были прокомментированы лестной рецензией Ивана Дмитриева.
В этот же год сам Иван Крылов поставил свою комедию «Модная лавка», а в следующем году «Урок дочкам». Это были произведения, в которых он высмеивал преклонение перед французским стилем, что в то время было очень актуально в свете наполеоновских войн. Русское общество с воодушевлением встретило эти басни на фоне подъема патриотизма.
Иван Крылов — Дуб и Трость С Тростинкой Дуб однажды вел спор. «Да, роптать ты можешь на природу, — сказал он, — воробей тебе кажется сильным. Легкий ветерок подернет рябь воды, И ты начнешь дрожать и слабеть, Согнешься сиротливо, никого не жаль.
В то время как я, как будто сравним с Кавказом, не только препятствую солнечным лучам, но и насмехаюсь над вихрями и грозами, стоя твердо и прямо. Для тебя это буря, для меня легкий ветерок.
Даже если бы ты рос у меня в тени моих густых ветвей, я бы мог быть твоей защитой от разных стихийных бедствий; Но природа отдала вам волны Эолова, конечно, она не имеет к вам никакого отношения». «Ты сжалива, — ответила Трость, — Но мне не так уж плохо. Я не боюсь ветров; я гибкая, и мне не страшны бури. Они вредят мне не больше, чем тебе.
Да, ты, пока, не знаешь своей слабости перед ними, но это время придет!» На эти слова Трости, с севера мчится ветер со снегом и дождем. Дуб упирается в землю, а Трость упала. Ветер рвётся со всей силой и вырывает Дуба из корней, обгораживающих небеса руками и вечным теневыми зонтом.
Спустя три года Иван Крылов переживает настоящий творческий подъем. Вышел его первый сборник басен, в который вошло 23 произведения, включая «Слон и Моська». Эта книга стала популярной во всех слоях общества, ведь литератор пишет простым языком, доступным всем. Читатели с нетерпением ждут его новых работ. У Крылова наконец-то наступает период удачи.
Он возвращается на государственную службу, занимает важную должность в Монетном департаменте. Спустя два года он переходит работать в Императорскую публичную библиотеку, где он проработает почти 30 лет, с 1812 по 1841 год.
Его друзья говорят, что в свои наилучшие времена Крылов стал очень спокойным и миролюбивым. Он остался ироничным и небрежным, человек, достигший успеха и теперь способный отдохнуть на лаврах. Начиная с 1836 года, литератор уже не пишет, кажется, что его покинуло вдохновение. В 1938 году литературное общество Российской империи праздновало полувековой юбилей творчества Ивана Андреевича.
За это время он создал свыше 200 басен. Они охватывали самые разные темы: от критики русской жизни и человеческих недостатков до литературных анекдотов. Многие из его басен стали цитатами, которые обогатили русский язык. Их читали в каждом доме, и еще при жизни писателя было продано около 80 тысяч сборников его басен.
Это был удивительный успех, который поставил его в один ряд с великими писателями, такими как Пушкин и Гоголь. Родившись в бедной семье, у которой не было средств на образование, Крылов стал академиком Петербургской академии наук и получил звание статского советника.
Современные люди смеялись над баснописцем, создавая легенды о его феноменальной рассеянности, небрежности и неутолимом аппетите. Крылов даже не замечал своих оплошностей, иногда использовал ночной чепчик вместо носового платка из-за своей рассеянности, перепутывая мелкие вещи. Его нельзя было назвать аккуратным человеком. Но женщины всегда любили его, хотя он умер холостяком.
Когда Егору Николаевичу было 22 года, он влюбился в дочь торговца Екатерину, жившую в Тульском уезде. Любовь была взаимной, но богатые родители не захотели отдать дочь за бедного писателя. Екатерина так страдала, что родители согласились на брак, известив Пушкина об этом письмом. Жених попросил привезти Екатерину к нему в Москву, поскольку у него не было средств на поездку в Тулу. Возмущенные родители ответили отказом, свадьба не состоялась.
К неряшливому, странным писателю проявляли интерес знатные дамы. Его любила актриса, которая долгое время была в отношениях с великим князем Александром Николаевичем.
Однако, Крылов заявил леди, что не считает себя годным для брака. Императрица Мария Федоровна также испытывала симпатию к привлекательному толстяку. Он появлялся перед монаршей особой в пробитом сапоге и умудрялся чихать, целуя ей руку.
Ходили настойчивые слухи о том, что у Крылова есть возлюбленная, служанка Феня, от которого баснописец имеет дочь Александру. После смерти служанки, девочка осталась жить у Крылова. Он собрал большое приданое для девушки, Александра вышла замуж и родила двоих детей. Крылов заботился о детях, ухаживал за ними. Все свое имущество баснописец передал на имя мужа Александры.
В последние моменты своей жизни именно эти люди — Александра, ее дети и муж — были рядом с баснописцем.
Причина смерти
21 ноября 1844 года в доме Александры скончался баснописец от двустороннего воспаления легких. Его останки покоются на Тихвинском кладбище.