Иван Пырьев – великий актер и талантливый режиссер, который стал основателем Союза кинематографистов Советского Союза. Его заслуги известны благодаря таким замечательным фильмам, как «Трактористы», «Белые ночи», «Богатая невеста» и «Братья Карамазовы».
Фанаты классических советских фильмов с уважением относятся к личности Ивана Александровича Пырьева. Он был сценаристом и режиссером известных фильмов эпохи до войны — «Свинарки и пастуха», «Богатой невесты», «Трактористов». Пырьев занимался экранизацией произведений Федора Достоевского, снял такие фильмы, как «Братья Карамазовы», «Идиот», «Белые ночи». Он был одним из основателей киностудии «Мосфильм» и Союза кинематографистов. Вклад Пырьева в культурную жизнь страны был высоко оценен советским правительством, и он был удостоен звания Народного артиста СССР.
Детство и юность
Иван Пырьев – настоящий талантливый человек, благодаря своим уникальным способностям и усердию смог стать известным режиссером. У него не было никаких предпосылок для такой карьеры. Родился он 17 ноября 1901 года в бедной семье крестьянина из села Камень, которое в то время было частью Томской губернии, а сейчас является городом Камень-на-Оби. В свободное от полевых работ время его родители занимались погрузкой зерна на большие баржи. Ивану было всего три года, когда его отец погиб в пьяной драке. Мальчик остался жить в большой и дружной старообрядческой семье своего дедушки, Осипа Комогорова. Овдовевшая мать уехала из села на заработки, и мальчик увидел ее вновь только через семь лет.
Когда Ване было 10 лет, его мама забрала его к себе, после того как он закончил начальную школу. Они жили в Мариинске, где ее новый гражданский муж, торговец фруктами Ишмухамет Амиров, тоже с ними проживал. Жить с отчимом было непросто из-за его вспыльчивого характера, который доставлял много неприятностей подростку. Амиров становился еще более агрессивным и неуправляемым после выпивки. Но Ваня терпел все его выходки из-за своей любви к маме. Все проблемы решил случай — во время очередного скандала с отчимом Ваня схватил топор и бросился на агрессора. Амиров откровенно испугался подростка, побежал искать защиты в полицейском участке. После этого Ване было уже невозможно оставаться в доме матери, поэтому он ушел в воинский эшелон и отправился на фронт. Ему было всего 14 лет.
Молодой парень, который присоединился к 32-му Сибирскому полку, проявил уникальное мужество. После Первой мировой войны Иван Пырьев вернулся с двумя Георгиевскими крестами на своей форме и двумя ранениями.
Во время Гражданской войны Пырьев вступил в ряды Красной Армии, начав с низшего звена, затем став политруком и агитатором. Его отправили в Екатеринбург для работы. В то время для агитации часто использовались театральные постановки. Так что молодой агитатор по совместительству стал начинающим актером.
Фильмы
После окончания актерского факультета ему предложили главную роль в картине «Дневник Глумова». Уже в это время молодой актер понимает, что его больше привлекает режиссерское дело. Иван сразу же решает эту проблему – снова возвращается к учебе, получает профессию режиссера. Он занимает должность ассистента режиссера, пишет сценарии для фильмов «Оторванные рукава», «Третья молодость».
Через четыре года он впервые выступает в качестве независимого режиссера в фильмах «Посторонняя женщина», «Государственный чиновник» и «Деревня последняя». Партийные лидеры не удовлетворены его работой, особенно много нареканий вызвал фильм «Деревня последняя», из-за чего его просто уволили с киностудии. Причиной таких жестоких мер было создание картин, «идущих в разрез с интересами государства». Безработный Иван Пырьев уезжает в Ереван, но вскоре его приглашают стать режиссером антикапиталистической драмы «Конвейер смерти».
Следующая работа Пырьева, озаглавленная «Партийный билет», повествует о враге советской власти, который хитро вступает в ряды активистов, и она также была политически окрашена. Однако Пырьев был талантливым режиссером, он добавляет драматизма и элементы детектива в политическую тематику. Фильм принес режиссеру первый успех на всесоюзном уровне, однако руководство «Мосфильма» было недовольно его работой, поэтому он отправился на Киевскую киностудию.
Именно здесь Пырьев создал свои бессмертные шедевры, обретя себя в жанре музыкальной комедии. Зрители высоко оценили его фильм «Богатая невеста». Разумеется, не обошлось без скандала. В главных ролях этой комедии сыграли московские актеры – Марина Ладынина, Федор Курихин. Украинские актеры получили второстепенные роли, и это вызвало недовольство со стороны комитета по цензуре. Чиновники усмотрели в этом дискриминацию по национальному признаку.
Картина окончательно признана успешной, именно благодаря этому старту Иван Пырьев начинает взлетать на вершину своей кинокарьеры. Сталин сам, увидев работу режиссера, был приятно удивлен и приказал выпустить фильм на экраны страны. Он стал известен под названием «Богатая невеста» и сразу получил признание не только у широкой публики, но и у кинокритиков.
Этот успех вдохновил Пырьева на создание целой серии музыкальных романтических лент. Среди них «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», «Трактористы», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской». Для зрителей эти фильмы стали своеобразной утешительной сказкой, позволяющей на время уйти из серой реальности в яркий и радостный мир. Ведь на самом деле жизнь простого человека в нашей стране была далеко не такой легкой и радостной, как в фильмах.
Советские зрители больше всего любили смотреть комедии «Свинарка и пастух» и «Кубанские казаки». А киноманы из-за рубежа предпочитали картины, такие как «Сказание о земле Сибирской». Этот фильм был продан в восемьдесят шести стран, а в Японии он считается культовым и пользуется особым уважением.
После войны Пырьев активно и успешно трудился. Он создал такие фильмы, как «Проверка на верность», «Наш друг», «Свет далекой звезды». Особенно увлекался он классикой, особенно работы Достоевского. Ивану Александровичу удалось снять великолепный фильм «Идиот» и очень лиричный в своей драматичности «Белые ночи». Он также сумел снять две серии «Братьев Карамазовых», и это стало его последней работой. Интересно, что «Братья Карамазовы» были последним произведением Федора Достоевского. Друзья режиссера, киноактеры Михаил Ульянов и Кирилл Лавров, помогали закончить последнюю часть фильма «Братья Карамазовы».
Брак Ивана Пырьева с актрисой Адой Войцик был заключен после их знакомства на съемках фильма «Конвейер смерти», в результате которого появился сын Эрик. Однако семейная жизнь не выдержала испытаний, и фильм «Партийный билет», в котором Пырьев дал главную роль своей жене, не принес ему успеха на «Мосфильме». Творческий кризис и неудачные совместные проекты привели к разладу в отношениях с женой.
Сияющей звездой становится Марина Ладынина, главная героиня фильма «Богатая невеста». Ее талант и сияние приносят невиданный успех и славу Пырьеву. В течение нескольких лет он между Адой и Мариной, не способен оставить свою жену из-за чувств к ней и беспокойства за ребенка. Ада, более настойчивая из двух, принимает решение о разводе.
Марина взяла на себя роль музы Пырьева на протяжении 20 лет, она была главной героиней в каждой его картине. Они стали родителями сына Андрея, который последовал примеру отца и стал режиссером. В течение долгого времени пара жила в гражданском браке, официально они зарегистрировали свои отношения только через 19 лет. Но вскоре после этого они расстались. Их последний фильм назывался «Испытание верности», где Марина сыграла роль женщины, которую бросил ее муж.
Эта роль оказалась предсказательной, так как вскоре Иван ушел от Марины, увлекшись молодой студенткой. Ладынина не смогла простить предательство мужа и резко прервала все отношения. Оскорбленный Пырьев, воспользуясь своим влиянием, уничтожил карьеру Ладыниной. Больше эту талантливую актрису, прекрасную женщину не брали в фильмы.
Людмилу Марченко, которая сыграла главную роль в спектакле «Белые ночи», покорила новая страстная любовь Ивана Пырьева. Возрастная разница в 39 лет не останавливала режиссера, но девушка отвергала его ухаживания. Однажды он в ярости ворвался к ней домой, разбил дверь в ее комнату и устроил настоящий скандал. Он хотел показать, как сильно нуждается в ней, и какую боль приносит отказ. Однако их отношения не сложились, и Людмила вскоре вышла замуж. Несмотря на талант и красоту, она не смогла добиться успеха. Ее муж бесконтрольно ревновал ее и даже избил до полусмерти в порыве ярости, искалечив прекрасное лицо.
Лионелла Скирда стала третьей женой Пырьева. Он привычно приглашал ее сниматься в своих фильмах — «Свет далекой звезды», «Братья Карамазовы». После смерти режиссера Лионелла вышла замуж за Олега Стриженова.
Смерть
В 1968 году наш покинул Иван Пырьев. В тот период он уделял много времени работе над фильмом «Братья Карамазовы», игнорируя свои сердечные боли. Режиссер скончался во сне, и вскрыв его, врачи обнаружили, что он перенес шесть сердечных приступов.
Избранная фильмография
- В 1923 году был опубликован «Дневник Глумова» (Актер)
- В 1930 году вышел роман «Государственный чиновник»
- В 1933 году увидел свет роман «Конвейер смерти»
- В 1937 году был опубликован роман «Богатая невеста»
- В 1939 году вышел роман «Трактористы»
- В 1942 году был опубликован роман «Секретарь райкома»
- В 1949 году вышел роман «Кубанские казаки»
- В 1958 году увидел свет роман «Идиот»
- В 1959 году был опубликован роман «Белые ночи»
- В 1968 году вышел роман «Братья Карамазовы»