Этот актёр занимал в основном роли второго плана, но его персонажи, хоть и простые, были запоминающимися благодаря своей мудрости и доброте, которая порой превосходила красоту. Герои, которых играл Иван Рыжов, были доброжелательными, искренними и обладали непритязательным народным юмором. Поэтому казалось, что Рыжов не играл, а просто жил на экране.
Актёр Иван Рыжов стал популярным после сорокалетнего юбилея. Его образ деда сразу запоминался зрителю, а фразы его героя стали настоящими цитатами из фильмов.
Детство
Иван Рыжов появился на свет 25.01.1913 года в небольшой деревне Зеленая Слобода под Москвой. В его семье ценили труд, так как они были крестьянами.
Родители тяжело трудились и учили сына не бояться трудностей. У него были обычные мечты, пока не случилось событие, изменившее его жизнь. Школа отправилась в столицу на театральное представление, и это вызвало у мальчика истинную страсть к сцене.
Москва
Иван всегда мечтал о том, чтобы учиться в театральном училище, и постоянно размышлял над тем, как осуществить эту мечту. Он усердно трудился в родном колхозе, и даже был повышен до должности бригадира. Однако в какой-то момент он осознал, что наступил момент воплотить свою детскую мечту в жизнь и стать актером. Иван уехал в столицу и успешно поступил в актерское училище при Театре Революции.
В 1935 году он успешно окончил училище, получил диплом и навсегда связал свою жизнь с искусством.
Фильмы
Иван Рыжов был принят на работу в Театр Революции, где он работал до 1940 года. После этого он был приглашен в студию «Союздетфильм». В 1939 году он дебютировал в кино, сыграв роль есаула Сороку в фильме «Кубанцы». Хотя его первая работа не сделала его знаменитым, она помогла ему научиться держаться перед камерой.
Актер Рыжов стал привлекать внимание к съемкам. В его фильмографии появились такие работы, как «В тылу врага», «Первопечатник Иван Федоров», «Кащей Бессмертный». Его называли героем эпизода и мастером второго плана.
Рыжову не удавалось определиться с собственным стилем, поэтому его персонажи были очень разнообразными. Фильмов было много, но те персонажи, которых он играл в то время, не получали особой любви зрителей. Однако лишь после 40-летия Ивану удалось раскрыть свой актерский потенциал полностью. Он испытал себя в «роли деда», и зрители полюбили этот образ. Его персонажи излучали доброту, мудрость и теплоту.
Таким он остался в сердцах поклонников – простой, добрый и жизнью преисполненный. Эти качества присущи были и самому артисту, он всегда был готов помочь другим, принимал участие в жизни друзей и знакомых, делился полезными советами. Рыжова практически никогда не гримировали, единственное, что использовалось, это накладные усы и покладистая борода. Фотографию Рыжова можно было найти у всех, кто любил проводить вечера у голубых экранов.
У Рыжова не было главных ролей, но это не мешало ему выкладываться на полную. Он старался работать так, будто его герой был самым важным в проекте и без него картина не получится.
В 1976 году Иван Рыжов получил свою первую главную роль. Он сыграл Гаврилу Ртищева в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», который был снят режиссером А.Миттой. В этом фильме также снялись Владимир Высоцкий, Ирина Мазуркевич и Алексей Петренко.
Иван Рыжов был высоко оценен в кинематографе, и в 1980 году он был удостоен звания Народного артиста РСФСР. Он оставался на съемочной площадке почти до своего 90-летия. Последней его работой стал фильм «Пионерка Мэри Пикфорд», который был представлен зрителям в 1995 году.
Личная жизнь
В интимной жизни актера Ивана Рыжова всегда царила радость и свет. Причина этому была проста – у него был длительный и счастливый брак с одной единственной женщиной. Рыжов вступил в брак с актрисой Ниной Никольской, которую он встретил на работе в «Союздетфильме». Девушка пришла на их съемочную площадку, Иван увидел ее и почувствовал, что он потерял сердце. Это была любовь с первого взгляда, но актер стеснялся признаться в своих чувствах сразу.
После Нины ответила на взаимность, они начали совместную жизнь. Перед тем, как эвакуироваться в Таджикистан, молодые люди официально расписались. Иван всегда мечтал, чтобы в их доме было много детей, но родился только один ребенок – дочь Татьяна.
Семья Рыжовых была гостеприимной и открытой, к ним можно было приходить даже без приглашения и всегда получить радушный прием хлебосольных хозяев. Отношения между супругами всегда вызывали зависть у всех, кто знал их семью. Нина скончалась в марте 2003 года, она ушла из жизни на руках у супруга, который заботился о ней до последнего. Ее болезнь длилась четыре года, и все это время актер не участвовал в съемках, отказывался от самых перспективных проектов, чтобы облегчить страдания своей любимой. Самого Рыжова не стало через год после смерти Нины.
Смерть
Гибель преданной спутницы жизни стала причиной ухудшения здоровья уже не юного актера. Однако, самой причиной смерти Рыжова стала не болезнь, а небрежность медицинского персонала. Иван Петрович почувствовал головокружение, упал и глубоко поранил руку о разбитое стекло. Его доставили в больницу на скорой помощи, но ни один медик не предпринял попыток остановить кровотечение. Руку забинтовали и оставили.
Рыжов истекал кровью, а медсестра на посту не могла докричаться до врачей. Когда наконец оказали необходимую помощь и зашили рану, стало ясно, что драгоценное время было упущено. Иван Рыжов скончался от сильной кровопотери, которая оказалась фатальной. Его сердце прекратило биться.
Врачи даже не осознали, что перед ними был великий художник, который посвятил всю свою жизнь служению людям. Иван Рыжов скончался 15.03.2004 года.
Смерть актера не стала широко известной. Не было обычного прощания и роскошной панихиды, как это принято в таких случаях. Церемония прошла в больничном храме в присутствии родственников и нескольких коллег по кинематографу.
Местом погребения Ивана Рыжова стало Перепечинское кладбище под Москвой.
Избранная фильмография
- 1941 — Первопечатник Иван Фёдоров
- 1947 — Рядовой Александр Матросов
- 1953 — Чук и Гек
- 1956 — Драгоценный подарок
- 1958 — Тихий Дон
- 1961 — Командировка
- 1964 — Одиночество
- 1970 — Один из нас
- 1979 — Экипаж
- 1985 — Возвращение Будулая
- 1988 — Ёлки-палки!
- 1995 — Орёл и решка