Иван Шишкин был выдающимся художником-пейзажистом, рисовальщиком, живописцем и гравером-аквафортистом. Он был представителем дюссельдорфской художественной школы и автором множества красивых пейзажей.
Иван Шишкин, великий художник-пейзажист, на своих полотнах оживлял первозданные леса с их величественной красотой, бескрайние просторы полей и суровость холодного края. Его картины настолько реалистичны, что хочется почувствовать дуновение ветерка в лицо или услышать треск сучьев под лапами животных. Для Шишкина живопись была всем, она была его жизнью, и даже в свои последние моменты он стоял за мольбертом, держа кисть в руке. Его наследие обречено на бессмертие. Слава и известность пришли к нему еще при жизни, и его называли "певцом русского леса", восхищаясь его мастерством и любовью к природе.
Детство и юность
Иван Шишкин, великий российский художник, родился 13 (25) января 1832 года в небольшом городке Елабуга, который в то время находился в составе Вятской губернии, а сейчас принадлежит Республике Татарстан. Его отец, купец-хлеботорговец, был известным и уважаемым человеком, который еще и занимал должность городского главы. Он также организовал строительство деревянного водопровода в городе, который даже частично сохранил свою функциональность до наших дней. Отец Ивана Шишкина также выпустил первую книгу, знакомившую современников с историей их края.
Отцу будущего художника было присуще прагматичное мышление и широкие интересы, поэтому он начал постепенно вводить сына в мир естественных наук, механики и археологии. Семилетний Иван пошел учиться в первый класс Первой казанской гимназии, где, по мнению отца, можно было получить качественное образование. Однако Иван не оценил усилия отца, так как его больше привлекал мир искусства, чем точные науки. Он быстро потерял интерес к учебе и через четыре года бросил гимназию, вернувшись в родной город. Родителям Иван заявил, что не желает заниматься государственной службой.
Родители были крайне огорчены поведением Ивана, особенно учитывая, что он стал увлечен рисованием. Мать, Дарья Шишкина, была расстроена тем, что сын не проявляет интереса к учебе и домашним делам. Она раздражалась его желанием рисовать, не видя в этом никакой полезной деятельности, только "пачкотню бумаги".
Отец открыто поддерживал мнение матери, но на самом деле был рад, что у сына появилось стремление к миру прекрасного. Чтобы избежать гнева родителей, подросток рисовал только ночью при свечах. Так начиналась творческая история одного из величайших художников мира.
Живопись
В начале занятия Ивана Шишкина рисованием были лишь хобби. Так было до тех пор, пока в Елабуге не появились профессиональные художники, приглашенные из столицы, чтобы расписать церковный иконостас. Тогда Иван серьезно задумался о том, чтобы стать художником. Москвичи рассказали молодому таланту о специальном училище, где преподают живопись и ваяние, и у Шишкина появилась мечта поступить в это прекрасное учебное заведение.
Ивану удалось уговорить отца, который, хотя и неохотно, но все же отправил его на учебу. Он поставил только одно условие: не бросать обучение и со временем достичь славы, как Карл Брюллов. Из биографии художника видно, что он сдержал свое обещание и даже превзошел популярность человека, на которого равнял его отец.
Иван Шишкин, в 1852 году, был принят в Московское училище живописи и ваяния, что стало его мечтой. Учеником и наставником его здесь был известный художник Аполлон Мокрицкий. Начинающий художник уделял особое внимание пейзажам, и вскоре его талант был замечен учителями. Было замечено, что Шишкин уникально реалистично изображал обычные пейзажи, словно они переносили человека в другой мир.
После года обучения молодой художник Иван провел летнюю практику на Валааме. Там он создал несколько красивых пейзажей и за них был удостоен большой золотой медали от академии. За время обучения он также получил две малые серебряные и одну малую золотую медаль за свой талант. На его картинах можно было увидеть питерские пейзажи.
После окончания учебы Шишкин отправился за границу, чтобы совершенствовать свое мастерство. Благодаря специальной пенсии от академии он мог позволить себе эту поездку. Теперь ему не нужно было беспокоиться о деньгах и он мог полностью посвятить себя искусству. Первая остановка была в Мюнхене, затем он посетил Цюрих, Женеву и Дюссельдорф.
Там мастер впервые попробовал создавать гравюру с помощью «имперской водки», использовал перо, в том числе для написания своего судьбоносного шедевра «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Шишкин отправил это светлое и воздушное полотно домой, за что ему было присвоено звание «академик».
В течение шести лет Шишкин проживал за границей, восхищался необычными пейзажами в чужой стране, и все это время скучал по родным местам. Когда стало совсем невыносимо, пейзажист вернулся домой, в Россию. Сразу после возвращения Шишкин отправился путешествовать по стране, искал уникальные места, девственную природу, необычные явления. Иногда, но бывал в Санкт-Петербурге, организовывал выставки, где демонстрировал свои картины, принимал активное участие в жизни художественного сообщества. Среди его друзей были Архип Куинджи, Константин Савицкий, Иван Крамской.
В 70-е годы пейзажист нашел себе дополнительное занятие. Шишкин и его коллеги стали учредителями Товарищества передвижных художественных выставок, объединившись с обществом акварелистов. В 1873 году художник написал полотно «Лесная глушь», и получил от Академии звание профессора.
Перед самой кончиной пригласили живописца преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств. В конце 19-го века старая школа художников начала угасать, у молодого поколения появились новые эстетические принципы. Несмотря на это, Шишкин регулярно общался с молодыми художниками, старался создавать свои картины в соответствии с новыми мотивами. В те времена кумиром Шишкина стал художник Валентин Серов.
Оценивая талант художника, поклонники его творчества сравнивали Ивана с биологом. Романтическая красота природы его не привлекала, Шишкин стремился к реалистичным изображениям. Перед началом работы Шишкин тщательно изучал растения, интересовался травой и мхами.
С годами у Шишкина сложился собственный стиль, он экспериментировал с использованием различных кистей, наносил необычные мазки, стремился передать мельчайшие, почти невидимые оттенки. Современники художника видели в нем настоящего поэта природы, который в каждом ее уголке находил особенности и уникальность.
Шишкин никогда не задерживался на одном месте. Он искал вдохновение в пейзажах Троице-Сергиевой Лавры, бродил по просторам Сестрорецка и Сокольников, любил выезжать в лес на Лосином острове. Иван достаточно часто посещал Беловежскую пущу, где ему особенно хорошо работалось, и город своего детства – Елабугу, где часто гостил.
Стоит отметить, что Иван Шишкин не всегда создавал свои шедевры самостоятельно. Например, известная картина "Утро в сосновом лесу" была создана при участии анималиста и друга Ивана – Константина Савицкого. Благодаря его участию на картине появились медвежата, очень реалистичные, живые и милые. По этой причине полотно было подписано двумя авторами.
После приобретения картину П.М. Третьяков стер подпись Савицкого. В конце 80-х годов Фердинанд Теодор фон Эйнем, владелец кондитерской фабрики, решил использовать изображение с картины "Утро в сосновом лесу" для украшения своей продукции. В результате конфеты "Мишка Косолапый" попали на прилавки в 90-е годы 19-го века.
В 1896 году эта продукция была отмечена высшим знаком качества на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде. В 1900 году конфеты были представлены на Всемирной выставке в Париже, где получили Гран-при. Дизайнером упаковки конфет стал художник Мануил Андреев, который решил обрамить изображение зелеными еловыми ветками и шестиконечными звездами Вифлеема. В то время конфеты были дорогими и считались прекрасным подарком к Рождеству.
Личная жизнь
К сожалению, личная жизнь Ивана Шишкина не была такой же успешной, как его профессиональная карьера. Художник поженился уже в зрелом возрасте, ему было 36 лет. Но его брак был полон любви и счастья, ведь избранницей Ивана стала Евгения Васильева, сестра известного живописца Федора Васильева. Этот брак сделал Ивана счастливым, и он не мог долго отлучаться от дома, так как очень любил свою жену. Даже если ему нужно было отправиться в командировку, он всегда старался вернуться как можно скорее.
Женщина по имени Евгения была матерью троих детей художника — двух мальчиков и девочки. Иван очень любил своих детей и наслаждался отцовством. Они всегда радушно принимали друзей в своем доме, а сам Иван был гостеприимным хозяином. Однако всё изменилось в 1874 году, когда его жена умерла. Недолго спустя умер и один из его сыновей.
Иван долго не мог пережить эту утрату, но со временем рана затянулась. Теперь его избранницей стала его ученица Ольга Ладога. Но и этот брак закончился трагически: всего год спустя после свадьбы, Ольга умерла, и Иван остался вдовцом с маленькой дочерью на руках.
Исследователи и авторы биографий Шишкина отметили определенную черту в его личности. В период обучения в художественной школе его прозвали Монахом из-за его молчаливости и мрачности. Однако те, кто был близок к нему, замечали, что в кругу близких людей Монах трансформировался, становился более разговорчивым и веселым.
Смерть
Иван Шишкин страстно любил свое искусство, не разлучался с кистью и мольбертом до последнего дня своей жизни. 8 (20) марта 1898 года великий художник ушел из жизни, работая над полотном, в этот нарядный весенний день. С утра Шишкин начал свою работу вместе с помощником, который впоследствии рассказал обстоятельности смерти этого великого мастера пейзажа.
Когда помощник услышал, что Иван Иванович зевнул, он увидел, что его голова лежит на груди. Молодой человек испугался и сразу вызвал врача, который только мог констатировать смерть. Позже стало ясно, что Иван Шишкин умер от разрыва сердца и не успел закончить свою картину "Лесное царство". Картина "Корабельная роща" стала последней завершенной работой Шишкина и сейчас находится в экспозиции "Русского музея".
Изначально Иван Шишкин был похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге, но в середине XX века его прах перезахоронили в Александро-Невской лавре.