Изабелла Юрьева, известная российская певица, исполняющая романсы, была удостоена звания Народной артистки Российской Федерации в 1992 году и получила Премию Президента Российской Федерации в 2000 году (посмертно).
Изабелла Юрьева, которую называли «королевой патефона», «белой цыганкой», «мадам Вечный Аншлаг», обладала исключительным контральто, из ее песен веял ретро-аромат, который пережил эпоху шлягеров. Из обычной еврейской девушки из многодетной семьи она превратилась в абсолютную звезду, завоевав музыку, эстраду и саму судьбу. Говорят, звезды всегда следуют своему пути и не отклоняются от него. Поэтому они уходят вовремя, чтобы остаться в памяти навсегда. Королеве романса удалось сохранить свою звездную траекторию, несмотря на попытки отстранить ее от сцены. Однако заключительная точка пути принадлежала Юрьевой — она стала настоящей легендой.
Детство и юность
Изабелла Лейвикова (Левикова), также известная под творческим псевдонимом Юрьева, является настоящим именем певицы, которую называют королевой романсов. Ее дата рождения — 26 августа (7 сентября) 1899 года, но в ее паспорте указана другая дата — 1902 год. В период введения паспортной системы в СССР многие известные люди пытались «выправить» свой возраст, указывая неверные даты рождения. По словам Фаины Раневской, Любовь Орлова благодаря такому подходу «помолодела» на десяток лет.
Изабелла происходит из многодетной еврейской семьи, которая имеет тесные связи с миром искусства, и родилась в Ростове-на-Дону. Ее отец, Даниил Лейвиков, работал в театре, занимаясь изготовлением шляп. А ее мама, Софья Лейвикова, была постижером. Семья жила по соседству с Ефремом Цимбалистом, известным как один из лучших скрипачей в мире. Это именно он услышал пение молодой Изабеллы и посоветовал ее родителям показать ее музыкальным педагогам.
Отцу девочки не нравилась идея ее выступлений на сцене, однако несмотря на его запрет, девушка впервые исполнила песню перед публикой, когда ей было шестнадцать лет, на летней эстраде в одном из парков Ростова. Изабелла навсегда запомнила свое дебютное выступление, поскольку там произошел маленький инцидент. Когда она пела, в ее рот влетел комар. Она чуть не задохнулась, убежала, но затем собралась с силами и вернулась на сцену. Когда выступление закончилось, зрители овацией встретили исполнение.
Через год Юрьева, тогда еще Лейвикова, уехала в Петроград. Она хотела, чтобы ее прослушал профессор из консерватории. Тогда в консерватории по классу фортепиано училась старшая дочь Лейвиковых – Анна. В 1920 году Изабелла поступила в консерваторию, ее учителем стал композитор Алексей Таскин. Он уделял много времени молодому таланту и утверждал, что ее голос дарован самой природой.
Публика сразу оценила глубокий голос этой хрупкой девушки. Изабелла начала свою творческую биографию в 1922 году, дебютировав на сцене театра «Колизей». Она исполнила композицию «Нищая» Александра Алябьева. После этого Ленинградское концертное объединение моментально предложило ей контракт. Изабеллу записывали и платили большие деньги.
В те же 20-е годы прошлого века Изабелла стала звездой высшей категории. Даже несмотря на отсутствие в ее репертуаре песен, восхваляющих советскую власть. Он состоял из буржуазных и неоригинальных композиций, главным образом, из русских романсов и старинных цыганских песен.
Своими стихами белокурая Изабелла смогла вызвать несомненный интерес у широкой публики, а также у стремящихся к власти представителей общества. Несмотря на открытое презрение к ее творчеству, они не отказывались от приглашений на свои закрытые вечеринки в Кремле, где Изабелла развлекала политическую элиту. Со временем политика становилась все более жесткой, и творческим людям предъявлялись новые требования – пропаганда пролетарской культуры и трудового подвига во благо строительства социалистического общества.
В музыкальных композициях не приветствовалась страсть и любовь, так как считалось, что это отвлекает людей от строительства социализма. Искусство ради искусства было считано вредоносным и запрещалось. Романсы больше не пели, так как они были вытравлены на идеологическом уровне. Изабелла Юрьева столкнулась с трудностями в заниматься своим любимым делом из-за этой ситуации.
Изабелла не хотела исполнять заказные песни под настроение заказчика. Теперь ее пение описывают совсем иначе — «пошлое, ресторанное», что вынудило Изабеллу на паузу в ее блестящей карьере. К концу 30-х годов страсти вокруг романса улеглись, и Юрьева вернулась на сцену. В 1937 году она начала записывать свою первую пластинку, над которой работала целых четыре года. Ее дебютный альбом был назван «Старинные романсы и песни».
Вовсе не за горами началась Великая Отечественная война, и юная Юрьева продолжала дарить свои концерты на фронте. Она исполняла свои песни для горожан осажденного Ленинграда, количество выступлений в блокадном городе превысило сотню. Несмотря на патриотический репертуар, она не отказывалась от исполнения романтических композиций, востребованных среди солдат и офицеров, которые жаждали слышать о любви и верности. Особенно полюбили слушатели песни «Синий платочек», «Саша, ты помнишь наши встречи?», «Белую ночь».
После победы, творчество Изабеллы Юрьевой вновь стало запрещено. Теперь ее могли пригласить только на коллективные концерты, и многие зрители приходили исключительно из-за нее. К середине 60-х годов ситуация ухудшилась, и Изабелла больше не выступала на сцене.
Внешний вид Изабеллы Юрьевой был очаровательным. Снимки тех времен запечатлели ее идеальную форму лица, аккуратные локоны, характерные черты привлекательной девушки. Поэтому неудивительно, что за ней постоянно преследовались поклонники. Говорили, что даже Михаил Зощенко, Самуил Маршак и Иосиф Сталин не устояли перед ее красотой и обаянием. Но Изабелла Юрьева нашла счастье в личной жизни лишь с одним мужчиной – поэтом-песенником Иосифом Аркадьевым (Эпштейном).
В 1925 году влюбленные вступили в брак и прожили вместе почти 50 лет. В 1971 году Изабелла осталась вдовой, потеряв своего любимого мужа. Иосиф писал для Юрьевой песни и работал администратором ее творческой деятельности.
Именно ему принадлежит авторство таких композиций, как «Весенняя песенка», «Если помнишь, если любишь», «Если можешь, прости», которые прочно вошли в репертуар певицы. Муж прилагал массу усилий, чтобы защитить Изабеллу от назойливых поклонников, сопровождал ее на гастролях и занимался обустройством их домашнего быта. Он хотел, чтобы его любимая жила, как в сказке. В свой медовый месяц они отправились в Париж.
В этом счастливом браке родился сын по имени Владимир. К сожалению, он скончался в раннем детском возрасте, не достигнув и двух лет. Врачи поставили диагноз родившемуся сыну королевской пары — врожденный порок сердца. У молодых родителей была квартира в Москве, на Трехпрудном переулке, а также дача в деревне Валентиновка, где они любили проводить свое свободное время. Пара с удовольствием гуляла на лодке по реке Клязьма, и вечером устраивала посиделки с близкими друзьями. Изабелла и Иосиф никогда не расставались, поэтому смерть их сына сильно подорвала Изабеллины нервы.
Смерть
Изабелла всегда с трепетом относилась к своей внешности. Даже в зрелом возрасте женщина смогла сохранить свою элегантность и врожденный шарм. Она обладала глубоким чувством собственного достоинства и никогда не допускала себя выглядеть небрежно в обществе. Даже в последние дни своей жизни она продолжала поддерживать изящную прическу, безупречную грацию и уделять особое внимание маникюру и макияжу. В последних записях, сделанных 93-летней певицей, поражает глубина и проникновенность ее голоса, несмотря на то, что она не выступала на сцене уже много лет. В возрасте 93 лет Изабелла Юрьева была награждена званием Народная артистка Российской Федерации.
Изабелла Юрьева была отмечена за ее исполнительское искусство в июне 1996 года, когда ее именная звезда была открыта на Площади Звезд эстрады перед гостиницей «Россия».
Сюжет романа «Венерин волос» Михаила Шишкина частично основан на судьбе певицы.
В течение многих лет Изабелла Юрьева прожила в тени, почти не появляясь на публике и ведя закрытый образ жизни. Новые альбомы или концерты ей не предлагали. Только поклонники русского романса время от времени тревожили ее просьбами об интервью, и Юрьева всегда соглашалась, радостно встречаясь с журналистами.
Золотая королева романса отметила свой столетний юбилей 7 сентября 1999 года в зале «Россия». На праздничном концерте зазвучали песни Изабеллы Юрьевой, но на этот раз они исполнялись молодыми артистами — Нани Брегвадзе, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон. Сама Юрьева также вышла на сцену и, по просьбе поклонников, исполнила отрывок из одного из своих любимых романсов про хризантемы. Перед выступлением Изабелла сказала, что петь будет так, как сможет, главное — живьем, без фонограммы.
В честь столетнего юбилея Изабелла Юрьева была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени.
20 января 2000 года ушла из жизни Изабелла Юрьева, ей исполнилось 101 год. На столь почтенном возрасте говорить о причинах смерти неуместно, так как это было естественным результатом старости. Прощание с большой леди романса состоялось на сцене Театра эстрады. Затем ее тело было кремировано, а прах помещен в семейное захоронение на Донском кладбище, где уже покоились муж и сестры Изабеллы Юрьевой.