Преподает Г.П. Мельников лекцию Яну Амосу Коменскому (1592–1670).
Ян Коменский — биография
Ян Коменский – замечательный чешский гуманист, педагог, писатель и общественный деятель. Он был епископом Чешскобратской церкви, создал педагогику как самостоятельную науку и распространенную классно-урочную систему.
Роль Яна Коменского в развитии педагогики — несомненно значительна, поэтому его называют «Ньютоном педагогики». Он оставил четкую систему педагогических методов, которая стала основой для современной школьной системы. Коменский разработал систему уроков, установил нормы учебной нагрузки и использовал наглядные пособия в обучении. Он также создал первый в мире иллюстрированный учебник и придумал детскую игру с картинками. Не менее значима его философская деятельность, так как он написал более двухсот философских трудов.
Детство и юность
28 марта 1592 года в семье Мартина Коменского и Анны Хмеловой родился ученый Ян Коменский в небольшом городке Нивнице (Моравия). Отец будущего философа происходил из деревни Камне рядом с Нивницей, а дед Яна по отцовской линии, Ян Сегеш, жил ранее в Словакии, но затем переехал в Моравию и сменил фамилию на Коменский в честь села Камне. Мартин и Анна были членами религиозной общины Чешских (Моравских) братьев и были примером для своих детей.
После завершения религиозной школы, молодой человек осознал, что необходимо продолжать обучение, и поступил студентом в Хернборнскую академию. Коменский пришел к выводу, что только высшее образование поможет ему найти свое истинное призвание в жизни. Однако он не закончил этот университет и перешел учиться в другое учебное заведение — Гейдельбергский университет. В то время этот университет считался самым престижным и известным. Коменский узнал, что из его стен выходят выдающиеся педагоги и профессора, и решил посвятить свою жизнь преподавательской деятельности.
Немного спустя Ян завершил свою первую научную работу — словарь, получивший название «Сокровищница чешского языка». В нем он не только представил перевод множества непонятных слов, но также указал их область использования и особенности употребления. Стоит отметить, что этот словарь стал популярен среди всех слоев населения, и с течением времени лингвисты и историки пришли к выводу, что это была самая полная энциклопедия чешского языка в 17 веке.
В 1614 году Ян перебрался в Пршеров и нашел работу учителя в братской школе, аналогичной той, в которой учился сам. В это время у Коменского возникла идея написать книгу, посвятив ее обычаям и традициям Моравии, своей родной страны. Через четыре года, в 1618 году, он завершил свою книгу и добавил к ней подробную карту страны.
Труды по педагогике
В 1627 году Ян Коменский начал работу над своей первой книгой об образовании. После многолетнего опыта преподавания он понял, что накопил огромное количество знаний, которые нужно передать другим. В своем научном труде он изложил все свои наблюдения и открытия. Книга имела большой успех, и Коменский решил перевести ее на латинский язык, чтобы его коллеги и преподаватели могли ознакомиться с ней. После этого он стал автором таких научных работ:
- «Открывая дверь к языкам» 1631 год;
- «Материнская школа» 1632 год;
После этого Коменский прекратил свою литературную деятельность из-за религиозных гонений, которые начались против него. Его убеждения не нравились некоторым фанатикам, и они обвиняли верующего Яна в занятиях педагогикой, а также сомневались в его религиозных взглядах на жизнь. В результате педагог уезжает из страны, устраивается в Польше и продолжает создавать и издавать свои ценные научные работы.
Методики и реформа школы по Коменскому
Ян решил, что ученикам будет полезно изучать несколько наук одновременно, чтобы получить более широкий кругозор. Вместо того, чтобы учиться по отдельности, он предложил внедрить параллельное обучение нескольким дисциплинам одновременно. Таким образом, ученики смогут получить более глубокие знания и лучше понимать мир вокруг себя.
Коменский получил разрешение на внедрение своей идеи в городе Шарошпатак, где открылась «пансофическая школа». Здесь педагог применял все свои знания и умения. Процесс обучения начался успешно, и уже скоро появились заинтересованные ученики, которым интересно было изучать физику, математику, астрономию одновременно.
Кроме того, Коменский внёс новшества в обучающий процесс, вводя драматизацию учебного материала. Раньше учителя просто читали лекции и давали теоретические знания, но пришествие Коменского изменило все. Теперь в учебных заведениях устраивали творческие вечера и постановки сценок, чтобы пробудить у учеников жажду знаний.
В 1638 году Коменского пригласило правительство Швеции с целью реформирования школьной системы в стране. Во время путешествия в новое место жительства, Ян остановился в Англии, где прочитал ряд лекций в Оксфорде. С августа 1642 года Коменский постоянно жил в Швеции, преподавал студентам Упсальского университета, и продолжал работать над своими трудами "Великая дидактика" и "Пансофия". Стокгольмский университет присвоил Яну почетное звание доктора наук и предложил остаться жить и работать в Швеции. Педагогу почти согласился, но затем узнал, что в Польше умер епископ Чешскобратской церкви, и согласно решению синода, именно он должен был стать его преемником.
По причине новых обязанностей Ян вынужден был вернуться в Польшу. Вместе со своей семьей он переезжает в польский город Эльблонг, где продолжает заниматься творческой, педагогической и проповеднической деятельностью. Именно в этом городе были опубликованы многие его произведения, включая самую важную книгу Коменского – «Новейший метод преподавания языков». Ян завершил работу над определением своей концепции педагогики и стал создателем оригинальной системы, основанной на индуктивном методе изучения языков.
Личная жизнь
Во время работы в Пшерове, Ян Коменский нашел свою личную жизнь. Там он встретил свою будущую жену, Магдалину Визовскую, чей отчим был бургомистром этого города. Через год после свадьбы, Магдалина родила Яну двух детей, и их жизнь текла спокойно. Но в 1622 году эпидемия чумы унесла жизни их семьи, оставив Коменского вдовцом.
Два года Ян прожил вдовствующим, пока не встретил Марию, дочь епископа. Однако и этот брак закончился трагически, когда супруга скончалась, и несчастный Ян вновь остался один.
Только в 1649 году философу удалось найти свое собственное счастье. В этот раз его возлюбленной стала Яна Гаюсова, которая жила с Коменским до самой смерти. У нее было двое детей — сын Даниэль и дочь Елизавета, а сама она умерла осенью 1669 года.
15 ноября 1670 года ушел из жизни и Ян Коменский, в доме своей дочери в Амстердаме.
Труды
- Изображение всех основных предметов и действий в жизни: мир в картинках
- Список самых необходимых российских слов на латинском, российском, немецком, итальянском и французском языках
- Обучение в материнской школе
- Путеводитель по свету и путеводитель по сердцу
- Авторы «Материнской школы», «Великой дидактики» и других произведений о педагогике