Ян Ван Эйк был фламандским художником эпохи Возрождения, он был известен своим характерным стилем портретиста. Его работы на религиозные темы стали известными, и за свою жизнь он создал более 100 таких картин.
Ранние годы
Подробности рождения Яна Ван Эйка остаются загадкой. Предполагается, что он родился до 1390 года в городе Маасейке, который сегодня находится на территории Бельгии, в провинции Лимбург. Первые упоминания о нем относятся к 1422-1424 годам, когда его имя фигурирует в платежных документах двора Иоанна Баварского, где он занимал должность художника-камердинера.
Предполагается, что Ян Ван Эйк происходил из знатного рода лордов Роде, что было подтверждено генеалогическими исследованиями по использованному им фамильному гербу с изображением трех мельниц.
В семье Яна было еще трое детей: братья Губерт и Ламберт, а также сестра Маргарета. Все мужчины в семье были художниками, и хотя Ян учился у старшего брата, он вскоре стал известен как самостоятельный мастер.
Нет информации о том, чтобы Ван Эйк получил системное образование. Однако он владел латынью, греческим и еврейским языками, что свидетельствует о его высокой учености. Вероятно, Ян прошел классическое образование.
Карьера при дворе
Первые сведения о жизни Яна Ван Эйка связаны с его работой на службе у правителя Голландии, Эно и Зеландии Иоанна Баварского-Штраубинга. К 1422 году у Яна уже была своя мастерская, где он творил свои произведения. Известно, что он занимался ремонтом гаагского дворца Бинненхоф. После смерти правителя и его покровителя, художник переехал в Брюгге.
И в этом городе его придворная карьера была успешной. Сначала Ян работал у Филиппа Доброго как коллекционный художник, затем стал придворным живописцем. С 1425 года Ван Эйк не только творил как художник, но и выполнял дипломатические миссии, а также стал старшим членом гильдии художников Турне. В его честь устраивали приемы.
Благодаря своему положению при дворе, Ван Эйк не испытывал финансовых затруднений. Получая постоянные заказы, художник имел возможность смело экспериментировать с масляными красками, совершенствуя свои навыки. Его репутация была безупречной, что привело к возникновению мифа о том, что именно он был создателем масляной техники в живописи.
На самом деле, краски на основе масла использовались и ранее, но не вызывали особого интереса у художников из-за долгого времени высыхания, склонности к растрескиванию и быстрой потере яркости. Однако в 1410 году Ван Эйк нашел идеальную пропорцию компонентов, которая ускорила процесс высыхания и улучшила стойкость покрытия. Масляная живопись стала популярной среди художников, а образовывшаяся на поверхности картин пленка, придающая им особое сияние, покорила заказчиков своей эффектностью.
Впервые Ян поставил ее на своей работе «Портрет мужчины в тюрбане», созданной в 1433 году. Ни один другой фламандский художник до того не делал подобного. Считается, что имя самого Яна зашифровано в этом девизе. Исследователи полагают, что Ван Эйк черпал вдохновение для своей подписи из монограммы Христа, принятой в католичестве. Привычка подписывать свои работы личным автографом облегчила атрибуцию его картин.
Особое доверие, которое Филипп Добрый проявлял к мастеру, было отмечено современниками. Ян был частью посольства, отправленного в Испанию и Португалию с целью достижения брака с принцессой Изабеллой. В то время герцог овдовел и желал вступить в брак вновь. Во время поездки Ван Эйк создал два портрета невесты, отправленных герцогу, а затем вернулся в Нидерланды в составе свадебного кортежа.
Творчество
Жизнь и творчество Яна Ван Эйка были чрезвычайно успешными. Благодаря своему положению при дворе, он мог позволить себе экспериментировать в различных жанрах живописи. Однако главной целью его творчества было преодоление устаревших средневековых традиций. Вместо того чтобы придерживаться античного подхода с его акцентом на анатомическую точность, он стремился передать и запечатлеть окружающий мир таким, какой он есть, без приукрашивания. Особое внимание уделялось изображению человека.
Во многих отношениях Ван Эйк был новатором. Например, именно он ввел моду на парные портреты, причем первыми из них стало изображение Арнольфини.
Гентский алтарь
Гентский алтарь – это величайшее творение в жизни Яна Ван Эйка, полиптих, созданный для церкви Святого Иоанна Крестителя. В этой работе великолепие живописи соединено с тонкой резьбой декоративной рамы. Общие размеры Гентского алтаря – 3,75х5,2 метра.
На сегодняшний день этот шедевр искусства украшает собор в Генте. А изначально алтарь был заказан для частной капеллы жены знатного мецената Йоса Вейдта. В композицию входит 24 отдельных панелей в роскошных окладах. Всего в его сюжетах изображено 258 персонажей. Сюжет воссоздает сцену поклонения Агнцу, описанную в книге Откровения Иоанна Богослова в Библии.
Галерея Национального музея в Лондоне хранит работы Ван Эйка. Этот художник стал известен благодаря этой картине, которая отличалась от предыдущих произведений других мастеров. Ярко задрапированный тюрбан на открытом лице мужчины словно выделяется из глубокого черного фона. Некоторые ученые полагают, что моделью для этого портрета мог стать сам художник.
Портрет четы Арнольфини
Первый двойной портрет, который был создан на территории Европы. Этот картина сегодня находится в каталоге Лондонской национальной галереи. Семейная пара, явно ожидающая прибавления в семействе, изображена здесь в уютном домашнем интерьере. Мужчина и женщина стоят рядом, держась за руки.
Предположительно, на картине изображены Джованни Арнольфини и его жена. Однако, по-прежнему идут споры относительно этого. По одежде персонажей можно сделать вывод, что они принадлежат к сословию буржуа, очень состоятельны. Их наряды типичны для свадебной моды того времени, что позволяет искусствоведам предположить, что портрет был написан на момент их свадьбы.
Думается, что сохранившаяся часть триптиха датируется примерно 1431 годом. Представляется, что это произведение Ван Эйка считается жемчужиной Национальной галереи искусств в Вашингтоне. Некоторое время оно было выставлено в Эрмитаже.
Подарок для герцога Бургундского был написан мастером во время его службы придворного художника. Картина изображает момент, когда архангел Гавриил появляется перед Девой Марией в храме.
Мадонна канцлера Ролена
Картина, созданная в 1435 году, сочетает в себе как светские, так и религиозные традиции живописи того периода. Заказ на написание этой картины был сделан канцлером герцогства Бургундии, который изображен на левой стороне полотна, перед Мадонной, держащей младенца на руках. Заказчик поместил произведение мастера в храме Нотр-Дам-дю-Шатель, где оно находилось до пожара. После этого картина была передана в Лувр, где и находится в настоящее время.
В дальнем плане картины можно заметить арочную колоннаду, за которой спины обращены к зрителю. Одна из фигур, сидящих там, носит красный тюрбан, аналогичный тому, что изображен на полотне, часто считаемом автопортретом Ван Эйка.
Мадонна каноника ван дер Пале
Одна из немногих работ художника, хранящаяся в Брюгге. Эту картину написал Ван Эйк в 1434-1436 годах по заказу духовного лица. Сюжет изображает появление Богоматери с младенцем Иисусом перед заказчиком полотна. Также на ней изображены духовный покровитель донатора — святой Георгий и святой Днатиан, который занимал пост Реймского архиепископа.
Изображение представляет собой нечто необычное для того времени. Сцена Святого собеседования здесь отличается от традиций, принятых в европейском искусстве.
Портрет Маргареты Ван Эйк
Этот шедевр был выполнен художником в 1439 году в его характерном стиле, но уже с более уверенным и искусным мастерством.
Жена художника изображена на картине с белым платком на голове, но с открытым лицом и модной прической того времени. Руки женщины, одетой в красное платье, положены на колени ладонями вниз.
Личная жизнь
Также в своей личной жизни Ян Ван Эйк пользовался успехом. Предполагается, что брак заключился около 1432 года, когда ему было от 42 до 52 лет (точный возраст не установлен). Его супруга Маргарет была значительно моложе. Для семьи Ян приобрел дом в Брюгге, и вскоре у них появилось двое детей.
Внешность Маргарет можно представить по работам ее мужа, например, на одном из портретов она изображена в роли невесты. Однако детали ее костюма позволяют предположить, что, возможно, Маргарет имела знатное происхождение, но не из высших кругов общества.
После смерти мужа в 1441 году вдова получала скромное пенсионное содержание от города Брюгге, а также годовую зарплату, выплачиваемую ей Филиппом Добрым.
Смерть
Причиной ухода Яна Ван Эйка были естественные причины. Его жизнь ушла 9 июля 1441 года. После смерти Яна, руководство мастерской принял на себя его брат Ламберт.
Захоронение останков произошло на кладбище при церкви святого Домициана. Но позже их перезахоронили, поместив внутри самого собора.