В истории Януш Корчак останется известным как выдающийся педагог, доктор, писатель и общественный деятель. Его слава пришла после публикации таких произведений, как «Правила жизни», «Как любить ребенка», «Король Матиуш Первый», «Кайтусь-чародей».
Если говорить о ком-то как о враче, писателе, общественном деятеле, ученом, публицисте, воспитателе и защитнике прав детей, выделяя его страстность, упорство и отвагу, то можно быть уверенным, что перед нами невероятно многосторонний человек. Именно таким был Хенрик Гольдшмит, известный больше как Януш Корчак. Он написал более двадцати книг по педагогической науке, всегда изучал мир детей, стал первым, кто выступил за их защиту и важность правильного воспитания. Он был великим учителем и любил своих подопечных настолько, что выбрал вместе с ними путь в вечность – он умер вместе с детьми в газовых камерах лагеря Треблинка.
Детство
Хенрик Гольдшмит появился на свет 22 июля 1878 года в Варшаве, в состоятельной еврейской семье. Его отец, Иосиф Гольдшмит, был известным адвокатом с высоким доходом. Мать мальчика звали Цецилия Гембицкая. Родители Генрика жили не очень близко, но обладали значительным богатством и имели много влиятельных родственников, что делало их уважаемыми среди варшавских евреев. Семейное состояние позволяло им использовать услуги кухарки и няни, которые заботились о детях. Помимо Хенрика, у родителей была младшая дочь Анна, и дети росли в достатке.
В то время благополучные семьи предпочитали начинать обучение своих детей дома, нанимая различных учителей. Однако семья Гольдшмитов решила пойти вразрез с общепринятыми правилами и отправила своего семилетнего сына в частную подготовительную школу Августины Шмурлы, где царила жесткая дисциплина и применялись наказания. Этот период в жизни мальчика запечатлелся в его памяти навсегда: страх перед наказаниями, страдания от одиночества, насилия и бессилия перед властью учителя.
Когда Хенрику исполнилось одиннадцать лет, у его отца выявили душевное заболевание. Семья потратила много денег на его лечение и пребывание в специализированной клинике, поэтому к моменту его смерти в 1896 году финансовое положение Гольдшмитов оказалось очень тяжелым. Хенрику пришлось взрослеть внезапно, так как кроме него никто не мог позаботиться о его матери и сестре. Уже когда он учился в мужской гимназии, он начал пробовать себя в роли репетитора и написании статей, которые отправлял в различные издания.
Творческий дебют молодого человека произошел в 1896 году, когда его юмористическая представление «Гордиев узел» была опубликована в сатирической еженедельнике. Он постеснялся использовать своё настоящее имя, поэтому выбрал псевдоним Хен. Произведение понравилось редакции журнала и читателям.
В 1898 году Гольдшмит продолжил учиться. На этот раз он поступил в Императорский варшавский университет, успешно сдал экзамены и был зачислен на медицинский факультет. Однако ему пришлось преодолеть некоторые ограничения из-за своей национальности. Много лет спустя сам Корчак напишет, что он польский еврей, невезучий, что родился во время российского раздела.
Псевдоним
Получив первый успех в литературе, Хенрик был вдохновлен и продолжил совершенствовать свое мастерство. В 1898 году он принял участие в театральном конкурсе, организованном Игнацием Падеревским через журнал «Музыкальное, театральное и художественное эхо».
Он подготовил две свои работы для конкурса, одной из которых была пьеса под названием «Куда?» из 4-х актов. По правилам конкурса все работы должны были быть подписаны, и тогда он выбрал себе псевдоним Януш Корчак.
Имя было заимствовано из книги Крашевского «Приключения Янаша Корчака и его прекрасной дочери-меченосца». В 1900 году он написал ряд юмористических зарисовок, собранных в цикл под названием «Ребята и их воспитание». Под ними стояла подпись – Януш Корчак. Все последующие труды великого учителя были опубликованы под этим псевдонимом, именно под ним он останется в памяти людей навсегда.
В период обучения Януш Корчак завершил создание своего первого романа под названием «Дети улицы», который стал отправной точкой его литературного творчества. Книга была опубликована в 1901 году, когда он добровольно работал в детской библиотеке. С 1900 по 1915 год Януш был занят в Обществе летних лагерей, затем перешел в Общество польской культуры. Он также был членом Варшавского гигиенического общества. В 1904 и 1907 годах он работал в качестве воспитателя для детей еврейского происхождения, приезжавших отдыхать на базу «Михаловка». Это стало уникальным опытом в педагогической деятельности, который послужил Янушу Корчаку в дальнейшем. После работы в летнем лагере Януш опубликовал еще две свои книги.
Теперь он активно трудится над созданием литературных произведений для младшего возраста. Изначально это были короткие рассказы и шуточные истории, которые со временем приобретали все больший объем. Среди наиболее популярных книг, пользующихся спросом у детской аудитории, можно выделить «Король Матиуш Первый», выпущенную в 1923 году, затем в следующем году появилась «Банкротство маленького Джека», а спустя еще 9 лет появилась «Кайтуся-чародея».
Корчак – врач
Весной 1905 года Януш окончил медицинский институт и начал работу в варшавской еврейской детской больнице. Его обязанности включали круглосуточный уход за больными, проведение консультаций в амбулатории и визиты к пациентам на дому, так как он был местным врачом.
Тем бедным, кто нуждался в помощи, он оказывал её бесплатно, но средства он брал с состоятельных пациентов, чьи гонорары полностью покрывали его расходы. В 1906 году он выпускает еще одну свою книгу – «дитя гостиной», которая приносит ему славу известного и востребованного детского врача.
С 1905 по 1906 год Корчак принимал участие в русско-японской войне и приобрел опыт работы военным врачом.
В 1907 году Януш отправился в Берлин, чтобы поглубить и усовершенствовать свои знания в области медицины. Он пробыл там до 1908 года. В 1910 году он также посетил Париж с той же целью и прожил там шесть месяцев, посещая больницы и другие медицинские учреждения.
В 1911 году он отправился в Лондон, где за месяц осмотрел несколько сельских школ и домов престарелых. В Лондоне у него была возможность устроить личную жизнь, но он отказался от этой идеи и решил посвятить свою жизнь работе с детьми из приютов и детских домов. Однако он всегда был уверен, что лучшее место для роста и развития ребенка — семья.
Педагогическая деятельность
В 1912 году Януш окончательно принял решение покинуть больницу и полностью посвятить себя педагогике. Он переехал на улицу Крахмальную, занял пост директора в недавно открытом «Доме сирот», который был основан обществом «Помощь сиротам». Его ближайшим соратником стала Стефания Вильчинская, которая активно воплощала в жизнь педагогические идеи Корчака и принимала активное участие в жизни детского дома. Изо дня в день, год за годом, Корчак внимательно следил за психическим и физическим развитием своих подопечных, здесь же у него возникли новаторские идеи о товарищеском суде, детском самоуправлении, выпуске школьной газеты и организации специальных дежурств.
Корчак был призван в армию в 1914 году и начал свою службу, руководя отделением в полевом дивизионном госпитале. Позже он был переведен в приют для детей-сирот из Украины, расположенный недалеко от Киева. Здесь Януш познакомился с Марией (или Мариной) Фальской, которая стала его сотрудницей.
В период военных лет Януш начал трудиться над созданием книги «Как любить ребенка». В 1919 году он представил публике первую часть трилогии под названием «Ребенок в семье», а в 1920 году произведение было издано в полном объеме. Эта книга представляет собой своеобразный педагогический манифест Корчака, о том, что каждый ребенок имеет право на жизнь, смерть и возможность быть самим собой. В дальнейшем он стал постоянным защитником этих прав детей, что стало неотъемлемой частью его жизни и профессии. Корчак выступал в качестве адвоката и представителя тех детей, которым нужна была его защита, вступая за них как в медицинской, так и в педагогической, а также литературной сферах.
Януш считал, что детей следует воспитывать в семье, и если такой возможности нет, то в обществе их сверстников. Он стремился к тому, чтобы дети легко социализировались, учил их жизненным навыкам, говорил, что не всем дано провести жизнь в тихом уголке или полной гармонии.
Педагог старался придать их детству беззаботности, но это не означало полного отсутствия ответственности и «тепличных условий». Он относился к каждому ребенку как к взрослому, вел с ними равные беседы, участвовал в открытых дискуссиях со своими подопечными.
Корчак считал, что важно, чтобы дети не только знали, что подобное может случиться, но и пережили это, извлекли из этого уроки и предотвратили необратимые последствия. Это было гораздо более ценным опытом, чем просто теоретические знания, даже если они переданы самым выдающимся учителем.
Между двумя войнами
В 1918 году Корчак вернулся в Варшаву и сразу начал работать в «Доме сирот». В следующем году Мария Фальская стала директором только что открывшегося «Нашего дома», аналога «Дома сирот». Януш часто бывает там в качестве педагога и врача, даже после того, как в 1928 году это учреждение переехало в Варшаву. В этих детских учреждениях придерживались трех принципов Корчака – заботились о детях, развивали их самостоятельность и защищали их права.
В 1926 году один учитель начал делать новую газету с названием «Малый обзор» в дополнение к уже существующему изданию «Наш обзор», которая была предназначена для молодежи. «Малый обзор» создавали сами дети, в ней публиковались настоящие письма и реальные истории, присылаемые со всей страны. До 1930 года Януш был редактором этой газеты, затем эту работу выполнял Игорь Неверлем. Последний выпуск «Малого обзора» вышел 1 сентября 1939 года, в день начала Второй мировой войны.
В 1932 году Януш переселился из приюта к своей родной сестре Анне. Он продолжал работать в суде округа в качестве судебного эксперта, занимался делами детей. Кроме того, он выполнял обязанности референта в «Кассе помощи больным».
В конце 1934 года Корчак выступил на Польском радио, вел ряд передач для детей, его представляли как Старого Доктора. Его программы пользовались большим успехом, но в марте 1936 года их сняли с эфира. Корчак снова появился в эфире ровно через два года, в марте 1938 года. Произведения Корчака печатались в многих польских изданиях, были переведены на иврит и идиш.
В 1934-м и 1936-м годах Януш посетил Палестину, очень много путешествовал по святым местам. Но больше всего во время этих странствий его интересовала педагогика, он присматривался к воспитательному процессу, исследовал жизнь еврейских детей.
Оккупация
Во время начала Второй мировой войны все работники детского дома оставались на своем рабочем месте круглосуточно. Вместе с ними находился известный педагог и писатель Януш Корчак, работавший в «Дом сирот». Они проявляли героизм и самоотверженность каждый день. В сентябре 1939 года Януш Корчак выступил в эфире радио, призывая всех сохранять спокойствие. С того момента, когда Германия вторглась в Польшу, Корчак постоянно искал средства для содержания детского дома. Летом 1940 года он отправил всех подопечных на отдых в летний лагерь в Вавере. Осенью того же года оккупационные власти приказали выселить еврейский приют из здания гимназии имени Розлеров. Самого Корчака арестовали за то, что он отказался носить повязку с нарисованной на ней звездой Давида, как требовалось всем евреям.
Прошел год, и в осень 1941 года приют снова переехал, на этот раз в помещение Общества работников торговли. Корчак не перестает искать источники финансирования для своего приюта, делая все возможное, чтобы улучшить положение, и прилагая максимум усилий, чтобы дети жили в таких же условиях, как до начала войны. В учреждении стремятся сохранить все привычки и внутренние устои, которыми руководствовались ранее.
В начале 1942 года Януш возглавил еще один приют для сирот – «Главный дом прибежища». В мае того же года он начал вести «Дневник», где по хронологии записывал все ужасы оккупационного периода.
Смерть в Треблинке
Летом 1942 года было дано распоряжение отправить сирот в концлагерь. Никто не знал, куда их везут. Януш понимал, что это приведет к плохим последствиям, поэтому пытался убедить немцев, что дети могут быть полезными и трудолюбивыми, например, помогая с пошивом одежды для немецкой армии. Он боролся за их жизнь, но 6 августа 1942 года все 192 ребенка были отправлены в концлагерь Треблинка. Вместе с ними пошли Корчак, его подруга Стефания и еще восемь человек.
Жизнь Януша Корчака завершилась 6 августа 1942 года в газовой камере лагеря Треблинка, куда он вошел вместе со своими подопечными. Двое самых маленьких детей находились у него на руках, он рассказывал им веселую историю, чтобы они не испугались.
Наследие
Корчаковское литературное наследие сохраняет свою актуальность и сегодня. Его новаторские идеи и педагогические решения остаются востребованными в мировой педагогике.
В 1978 году ЮНЕСКО признало Корчака великим педагогом и объявило этот год годом Корчака, подтверждая его величие в мировой культуре и педагогике. В 2012 году в Польше прошел год Януша Корчака – писателя и педагога.