Эдгар Дега, знаменитый французский художник, считается наиболее уникальным представителем импрессионизма.
Себя он назвал «художником, олицетворяющим классические черты современной жизни». Эдгар Дега – выдающийся и высокомерный, обладающий естественным талантом, известный как импрессионист, который часто отходил от основных принципов этого стиля. Почти всем художникам редко удавалось добиться успеха в своей жизни. Они страдали от нехватки средств, еле сводили концы с концами. Эдгар Дега был исключением, сыном богатых родителей, который мог заниматься любимым делом, не беспокоясь о своем пропитании. Его талант был признан его современниками, его картины были популярны. В его работах сочетались строго выверенная, динамичная, асимметричная композиция и неожиданные ракурсы, взаимодействие пространства и фигур, случайность мотива и непредвзятость, а также тщательная продуманность и расчет.
Детство и юность
19 июля 1834 года в Париже, в семье аристократов Огюста де Га и Селестины Мюссон, родился Илер-Жермен-Эдгар де Га (полное имя живописца). Отец был преуспевающим банкиром и организатором неаполитанского торгового дома, а мать — дочерью успешного брокера хлопковой биржи, занималась домом и детьми. Семья жила достаточно обеспеченной жизнью, но смерть матери в тринадцать лет стала большим потрясением для Эдгара.
Рано мальчик проявил способности к наукам, проявлял интерес к латыни и истории. После окончания лицея Людвига Великого в 1852 году, он поступил на факультет права Парижского университета, но вскоре понял, что не хочет связывать свою жизнь с юриспруденцией.
Огюст де Га мечтал, что Эдгар завершит свое образование и возьмет на себя управление семейным бизнесом. Когда он узнал, что его старший сын планирует бросить учебу в университете, он решил не оказывать на него давление, а дать ему самому принять решение о своем жизненном пути.
После получения благословения от отца, Эдгар в 1855 году поступил в школу изящных искусств. Он учился у художника Луи Ламота, который внушил ему любовь к живописи известного академического художника Ж.Энгру.
Эдгару повезло в жизни — он родился в аристократической семье, поэтому он никогда не испытывал материальных затруднений. В отличие от других начинающих художников, которым приходилось бороться с нищетой и голодом, Эдгар мог себе позволить любые удовольствия. Например, спустя год после поступления в школу он мог бросить учебу и уехать в Италию.
В течение двух лет он проживал там, посетил основные культурные центры страны — Неаполь, Флоренцию, Рим, познакомился с выдающимися полотнами художников эпохи Возрождения.
Получив вдохновение от увиденного, Эдгар вернулся в Париж, где открыл свою собственную мастерскую и начал создавать полотна с историческими сюжетами.
Дега не идеализировал античную жизнь, предпочитая показывать ее такой, какой она могла бы быть в современном контексте. Однако титанические усилия художника не принесли успеха, ему так и не удалось объединить в своем творчестве античность и современность.
Эдгара очень сильно вдохновили импрессионисты, и к концу 1860-го года он создал целую серию крупных полотен – «Скачки», «Прачки», «Модистки», «Балетные сцены». Основной целью художника было показать внутренний мир своих персонажей через характерный взгляд, поворот головы, движение руки. В отличие от других импрессионистов, Дега видел окружающий мир как стихию бытия, не имеющую ни капли вдохновения. Его вдохновляла бесконечная суета мегаполиса, и его фотографическая память позволяла ему замечать даже самые мелкие детали французской столицы.
Благодаря этим воспоминаниям, Эдгар мог передать ритм жизни города, а также самые тонкие детали в образах людей, событий и мест.
Эдгар Дега не испытывал финансовых трудностей, что позволило ему не беспокоиться о своем будущем и не зарабатывать живописью на жизнь. Он мог посвятить себя поиску своего собственного «я» и своего места в искусстве. Дега не следовал общепринятым стандартам искусства, он постоянно стремился к новым формам, свету и композиции. В его работах прослеживается свежий взгляд на мир.
Результатом этого творческого поиска стало точное ощущение композиции картины и лишенное случайности избавление от всех лишних деталей. Каждый элемент картины служил усилению смысла сюжета.
Живопись
Любимой темой для импрессиониста Эдгара Дега был балет. Его полотна с балетными сценами пользовались большой популярностью, и это легко объяснить. Художник избегал излишней сентиментальности, показывая мир красоты и грации мастерски и вдохновенно.
Балетная тема вдохновляла многих живописцев, и все они создавали свои полотна, работая с натуры и при участии именитых танцовщиц. До начала работы каждый художник подбирал специальную позу, игру светотени, чтобы в итоге получить полотно, полное жизни. Только Дега смог показать балетный мир без прикрас, в его реальной красоте.
Эдгар создал полотно «Голубые танцовщицы» с помощью пастели, которая была его любимой. На картине изображены четыре танцовщицы в голубых балетных пачках, ожидающие своего выхода. Они волнуются и испытывают непреодолимое чувство волнения. Они репетируют свои роли ежедневно, но каждый раз, когда им предстоит выйти на сцену, это для них как дебют. При взгляде на них зритель невольно переживает их состояние, чувствуя этот невольный мандраж. Ассиметрия композиции и неравномерно обрезанные края указывают на то, что художник увлекается фотографией.
Помимо балета, Эдгара также вдохновляли лошади, которые зачаровали его своей грациозностью во время его пребывания в Италии. Дега обожал традиционные римские скачки, на которых он любовался естественной пластикой этих благородных животных, а также профессиональными жестами наездников, которые вызывали у него детский восторг.
Размытые силуэты всадников теряются на плоской местности. Через двадцать лет это полотно будет переписано Эдгаром, и в новой версии всадники будут изображены на фоне заводов и холмов.
Проблема алкоголизма поднимается в картине под названием «Абсент» Дега. Это полотно – отражение нравов богемы Парижа. Работа пропитана одиночеством, с которым лучше бороться вдвоем. Удаленные, но одновременно близкие люди сталкиваются с общей проблемой – потерей надежды. На фоне бледной цветовой гаммы картины еще острее чувствуется бессмысленность их существования.
Эдгар Дега всегда предпочитал отображать реальность без украшений, давая зрителю возможность увидеть окружающий мир в его истинной форме.
Одной из наиболее значимых работ Дега является «Площадь согласия». В какой-то момент художник столкнулся с финансовыми трудностями и вынужден был приступить к любой работе. На этой картиночке изображена семья виконта, который позднее купил её у самого Дега. Художник получил за неё хорошую сумму, которая позволила продолжить его творческую деятельность. Картина некоторое время принадлежала Л.Лепику, и её судьба стала известна лишь в начале 20-го века.
Некоторое время спустя, известная картина под названием «Площадь согласия» была обнаружена в собственности П.Дюран-Рюэль, известного владельца картинной галереи. Однако нижнего края на ней не было, где обычно художники оставляют свою подпись, что затруднило определение авторства полотна. После длительного периода продажи картина наконец-то была приобретена немецким коллекционером О.Герстенбергом.
Сюжет картины не выделяется ничем особенным. Бледные оттенки, иллюзорное спокойствие, плавные линии, отсутствие основной идеи произведения. Взгляды детей и взрослых обращены в разные стороны, что символизирует вечный конфликт между отцами и детьми. Поколения различаются взглядами и мировоззрением, и как насмешка над этим всем — название «Площадь согласия».
Дега умел удивлять зрителей, вызывая у них сострадание к своим героям, изображенным на холсте. Не стала исключением и работа «Гладильщицы». Работница, держащая бутылку вина, ведущая унылую и однообразную жизнь, становится символом женщины-труженицы начала 20-го века.
Произведение «Прачки» изображает реальность и тяжелую работу. Дега всегда высоко ценил людей, занимающихся физическим трудом.
На картине под названием «Танцевальный класс» изображено удивительное сочетание тщательной проработки и небрежной неброскости мелочей. Внимание автора сосредоточено на выразительности лиц юных танцовщиц. Все персонажи находятся в предвкушении – ученицы полны ожидания, а старый преподаватель балета – полон новых идей. Однако настоящие балерины отталкивают от себя всякие посторонние мысли, им предстоит танец, они не могут оставаться бездейственными. Использование традиционной цветовой гаммы делает картины академичными, но изящное движение в пространстве вновь погружает зрителей в мир импрессионизма.
Скульптуры Дега
Когда наступила конец 1860-х годов, у Эдгара Дега появилось увлечение скульптурой, и он приступил к созданию из воска. По мере того, как увядало зрение художника, он все больше уделял внимание созданию восковых скульптур. Темы скульптур повторяли те, которые он изображал на своих картинах – танцовщиц, купальщиц и скакунов. Это занятие художник осуществлял только для себя, рисуя их в качестве этюдов. Только немногие из скульптур были закончены. С каждым годом скульптура становилась все более значимой в его жизни, так как ее создание требовало больше осязания, чем зрения, которое у него ухудшалось с каждым днем. Дега не использовал металл или камень, предпочитая мягкие материалы. Он не планировал выставлять или продавать свои работы, скульптуры были только для него. Фигуры балерин, купальщиц и лошадей были выполнены очень пластично, он умел зафиксировать мгновенное движение, остроту и неожиданность их позы, сохраняя пластическую цельность и конструктивность фигуры.
Занимаясь этим делом, Дега нашел в поддержке своего друга, скульптора Бартоломе. В его коллекции появилось множество фигур лошадей и танцовщиков, выполненных из глины или воска. Воск ценился художником за его изменчивость. Иногда друзья Дега, посещавшие его в мастерской, видели вместо скульптуры шар из воска, таким образом художник избавлялся от неудачных произведений. Ни одна из скульптур Дега не была выставлена, за исключением фигурки под названием «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица». После смерти Эдгара в его мастерской было обнаружено около семидесяти сохранившихся скульптур. Наследники художника отлили их из бронзы, хотя сам Дега никогда не работал с этим материалом. Бронзовые статуэтки были созданы в 1921 году. Долгое время считалось, что восковых скульптур, с которых делали отливки, уже не существует, но их случайно обнаружили в подвале в 1954 году. Впоследствии выяснилось, что скульптуры отливали из бронзы по специально изготовленным копиям. В 1955 году все восковые фигуры Дега приобрел американский коллекционер Поль Меллон. Часть коллекции он подарил Лувру, но большинство скульптур до сих пор находятся у него. Каждая восковая скульптура была отлита от 20 до 25 раз, поэтому общее число копий составляет около 1500. Некоторые из них пополнили экспозиции крупных музеев по всему миру, а некоторые музеи могут похвастаться полной коллекцией скульптур, такие как Глипотека Ню Карлсберг в Копенгагене.
Личная жизнь
Для тех, кто не знаком с подробностями биографии художника, может показаться, будто у Дега было множество романов с его моделями. Он часто изображал обнаженных женщин, но при этом не был близок ни с одной из них.
Несмотря на свою привлекательность, что видно из его многочисленных автопортретов, Дега не любил толпы, предпочитая одиночество. Он всегда был модно одет, носил широкополые шляпы и привлекал внимание своими грустными глазами. Эдгар не любил, когда к нему уделяли повышенное внимание.
Изолированный образ жизни и привычка постоянно бормотать себе под нос привели к тому, что близкие и друзья дали Дега прозвище — медвежонок.
Эдгар был страстным поклонником свободы, и он испытывал отвращение к брачному союзу. Исследователи жизни Дега пришли к выводу, что этому меланхоличному перфекционисту совершенно не было необходимости в физический близости. Он ценил красоту глазами, и лишь взгляд на женское тело мог принести ему настоящее удовольствие.
Часто Сюзанна Валадон становилась моделью для художника, и она утверждала, что он постоянно делал ей комплименты. Ему нравилась эта женщина, однако Дега не стремился к физическому контакту. Великий импрессионист считал, что женщину нужно не любить, а использовать как источник вдохновения, исключительно духовного.
Даже после выхода серии работ Дега под названием «Сцены в закрытых домах», олицетворяющих легкодоступных женщин, никто не сомневался, что автор этих работ всю жизнь оставался непорочным.
Эдгар Дега так и не нашел свое личное счастье, он больше всего ценил одиночество. Именно это состояние стало его верным спутником на все годы.
За десять лет до своей смерти Эдгар Дега перестал активно заниматься живописью. В отличие от Ренуара и Моне, которые наслаждались семейной жизнью, он предпочитал жить в одиночестве. Его квартира наполнилась большим количеством картин, пыльных предметов и роскошных товаров. Многие его друзья уже ушли из жизни, а из-за своего неприятного характера он утратил общение с теми, кто оставался жив. Временами к нему заходил Поль Валери, который рассказывал о том, как тяжело жил практически слепой художник, который уже не создавал своих шедевров, а только чертил углем. Но к тому времени Эдгар Дега уже стал известным и признанным художником, его картины продавались за огромные суммы, даже для того времени.
Художник скончался 27 сентября 1917 года в возрасте 83 лет. Он был известен как выдающийся живописец и самый яркий представитель импрессионизма. Перед своей смертью Дега попросил умереть скромно. На его похороны пришли многие старые друзья, включая Моне и Форена. Эдгар хотел, чтобы никто не произносил траурных речей на его похоронах, особенно Форен, который был известен своими длинными выступлениями. Он предполагал, что друг захочет высказаться, и пожелал, чтобы его слова уместились в одной простой фразе, например: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Одно из кратеров Меркурия названо в честь Эдгара Дега.