Эдуард Мане – уникальный французский художник, который внес огромный вклад в развитие импрессионизма. Признание его таланта пришло лишь после его смерти, когда его произведения были наконец-то оценены по достоинству.
Искусство Мане, свободное от стандартных академических канонов, долгое время оставалось непонятым. Его современники предпочитали традиционные произведения и отвергали новаторство.
Во времена Мане и его коллег – Писсарро, Сезанна, Дега, Ренуара и Базиля – публика не готова была принять их новаторские идеи. Даже первая выставка реформаторов искусства провалилась. Невероятно, но сейчас их работы признаны великими произведениями искусства.
Детство и юность
Родившийся 23 января 1832 года в столице Франции, художник был сыном министра юстиции Огюста Мане и дочери дипломата Эжени-Дезире. Родители надеялись, что их сын станет успешным юристом или важным государственным деятелем. Но судьба Эдуарда сложилась совсем иначе.
В семь лет Мане поступил в пансион, расположенный в монастыре Пуалу. Однако ему не нравилось учиться здесь, поэтому его родители перевели в другую школу. Мальчик мечтал стать художником, но его отец и мать не относились к этому серьезно. По их мнению, сын должен был обязательно получить престижное образование и занять высокую должность.
Если бы не помощь дяди со стороны матери, творческие способности будущего художника могли бы погибнуть еще в детстве. Эдмон-Эдуард Фурнье достал племяннику место в студии по живописи, в которой Мане занимался после школы.
Тогда преподавание строго придерживалось академических стандартов, и не принималось никаких попыток выделиться. Поэтому Эдуард не получил ожидаемого удовольствия от занятий в студии. Вместо того, чтобы скучно копировать гипсовые статуи, юноша предпочитал рисовать портреты своих одноклассников.
Когда Мане-старший наконец примирился с тем, что его сын никогда не станет государственным служащим, он разрешил ему стать моряком. В конце 1848 года молодой человек был принят на корабль, отправляющийся в Рио-де-Жанейро через Атлантический океан. Это путешествие полностью перевернуло внутренний мир мечтательного паренька.
Привыкший к унылому парижскому небу, Мане открыл для себя море солнца и невероятное разнообразие красок. Именно тогда в нем возникло желание научиться передавать увиденные сцены на холсте. После возвращения домой через несколько месяцев, моряк привез с собой полный чемодан карандашных набросков, сделанных во время далекого плавания.
Во время своего пребывания в Париже, Эдуард пошел учиться в мастерскую художника Тома Кутюра и провел там целых шесть лет. Однако, даже здесь он столкнулся с традиционными методами, которые предпочитал использовать его учитель. Мане мечтал создавать произведения искусства, которые были бы свободны от шаблонов и стереотипов.
Несмотря на все трудности, он продолжал упорно работать, потому что мог изучать работы старых мастеров. Покинув мастерскую, он продолжил изучать живопись самостоятельно и часто посещал галереи Лувра. В последующем у него появилась возможность посетить Германию, Италию, Голландию и Австрию, где он увидел работы великих художников напрямую, таких как Рембрандт, Веласкес и Тициан.
Согласно обычаям этого времени, каждый начинающий художник должен был выставить свои работы перед Академией изящных искусств. Но несмотря на то, что Мане представил множество картин, все они были отвергнуты консервативными критиками.
В конце 1850-х годов Эдуард несколько раз представлял свои работы на традиционном Салоне, который проходил раз в два года. Картина "Любитель абсента" была отклонена комиссией, зато работы "Гитареро" и "Портрет родителей" были благосклонно приняты.
Этот успех принес художнику первое признание и неплохие деньги. Но самым важным для Мане было признание его творчества со стороны отца. Даже до выставки родитель хвастался перед гостями творением сына, изображающим его с супругой.
Вскоре мастер переместил свою мастерскую в западную часть Парижа. В это время организаторы Салона открыли еще одну альтернативную выставку, где представили работу Эдуарда под названием «Мальчик с вишнями». Художник уже задумывался о следующем салоне и приступил к созданию картины под названием «Старый музыкант». Сегодня критики называют эту картину слабой по композиции, но сильной в исполнении. Кроме этого, художник планировал представить на выставку работы в жанре акватинты – технике глубокой печати.
Импрессионист продолжал творческий поиск, непрерывно вдохновляясь: скоро он приступил к работе над картиной «Уличная певица». Моделью для этой работы стала молодая провинциалка Викторина, которая решила покончить с бедностью любым способом. С первых дней сотрудничества художника и модели завязались интимные связи, и слухи об этом разнеслись по всему Парижу. Даже супруга художника услышала эти сплетни, но не проявила к ним никакой реакции.
Тема моря долго не отпускала художника. В 60-х годах он создал такие произведения, как «Испанский балет», «Лола из Валенсии», «Алабамы», «Бега в Лонг-шане». В это же время художник завершил работу над полотном с религиозным сюжетом под названием «Мертвый Христос».
Однажды у императора Наполеона III возникла концепция организации «Выставки отверженных» – показа произведений, не принятых на официальную выставку. Параллельную экспозицию разместили в Палаце Промышленности, расположенном неподалеку от Лувра. Наибольшим хитом выставки стала картина Мане «Обед на траве». Позже большим вниманием также стала пользоваться его работа «Олимпия», изображающая обнаженную женщину.
В течение нескольких лет Эдуард работал с неимоверным усердием: он создавал портреты, рисовал натюрморты, изображал сцены значимых событий. Когда Мане узнавал о предстоящем важном мероприятии, он собирал все необходимое для рисования и отправлялся туда.
На всем творческом пути мастер сталкивался с преследованиями со стороны представителей власти и публики. Однажды давление достигло таких масштабов, что художника пришлось уехать в Испанию. Однако здесь он провел время с максимальной пользой, познакомившись со шедеврами Гойи, Веласкеса и Эль Греко.
В 1867 году в Париже проходила Всемирная выставка искусств, где Мане смог открыть свой павильон. Художник выставил более пятидесяти работ, созданных за десять лет труда. Благодаря столь решительному шагу два последующих Салона не смогли отказать и приняли его работы.
К в концу 1960-х художник познакомился с многообещающей молодой художницей Евой Гонсалес. Сначала она стала моделью для написания портрета, а затем стала единственной ученицей мастера.
В 1870-х годах художник создал свои самые известные произведения — «Аржантей», «В лодке» и «Железная дорога». В картинах «Самоубийство» отражены горькие мысли мастера, связанные с тяжелой болезнью.
Личная жизнь
В заключение 1840-х годов художник встретил свою судьбу – женщину по имени Сюзанна. С первого взгляда он влюбился в нее, и это чувство пронеслось сквозь всю его жизнь, хотя он никогда не был ей верным супругом.
Сюзанна преподавала фортепиано двум братушкам Эдуарда – Гюставу и Эжену. В 1952 году она родила сына Леона, но по каким-то причинам указала отцом ребенка не художника, создателя «Завтрака на траве», а некоего Коэлла. Сам Мане был крестным отцом мальчика. Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно отцовства великого художника.
По одной из версий, ребенок был сыном Мане-старшего, который романтически увлекся молодой гувернанткой своих младших детей. По другой теории Леон действительно был сыном Эдуарда, но из-за страха перед общественным осуждением творец не признал мальчика.
До свадьбы Роман и Сюзанна скрывали свои отношения от окружающих. Весь этот период мужчина был неверен своей возлюбленной, время от времени вступая в романы с другими женщинами.
Исследователи жизни и творчества Мане обращают внимание на его роман с моделью Викторией, которая покорила импрессиониста своей неповторимой красотой. Помимо внешнего очарования, девушка обладала огромным талантом: она легко принимала самые разнообразные образы. Привлекательность модели быстро исчезла, когда она начала злоупотреблять алкоголем.
Свадьба Эдуарда и Сюзанны состоялась спустя одиннадцать лет после рождения Леона. Только после этого женщина с ребенком переехала в дом своего мужа.
В конце 1860-х годов, прогуливаясь по галереям Лувра, импрессионист встретил художницу по имени Берта Моризо. Удивительная красота коллеги захватила сердце художника, и, только познакомившись, Мане уговорил женщину стать его моделью.
Автор создал более десяти картин, на которых изображена Берта. Самые известные из них: «Берта Моризо с веером», «Балкон», «Портрет Берты Моризо с букетом фиалок», «Отдых. Портрет Берты Моризо». Несмотря на явное влечение друг к другу, художники остались только добрыми друзьями.
Смерть
Импрессионист начал проявлять признаки атаксии еще в 1879 году. Это заболевание, вызванное поражением головного мозга, привело к нарушению координации движений у Мане. Он узнал свой диагноз всего за год до своей смерти.
Художник завершил работу над своим произведением «Бар в Фоли-Бержер» в 1882 году и за него был удостоен ордена Почетного легиона. В последующем году его состояние резко ухудшилось: ногу, пораженную гангреной, пришлось срочно ампутировать. 30 апреля 1883 года, всего через несколько дней после операции, великий творец скончался.
На кладбище Пасси в Париже состоялась похороны знаменитого импрессиониста. В церемонии прощания присутствовали родственники и коллеги покойного – Пьер Ренуар, Эдгар Дега и Клод Моне.