Эдуард Успенский – известный российский писатель, сценарист, радиоведущий и автор замечательных книг для детей. Он создал таких незабываемых персонажей, как Гена и Чебурашка, кот Матроскин и собака Шарик, а также другие яркие герои.
Эдуард Успенский – тот человек, который придал жизнь таким любимым мультяшным персонажам, как Чебурашка, кот Матроскин и дядя Федор. Его произведения, переведенные на множество языков, радовали миллионы благодарных читателей во всем мире. Сам писатель считал свои книги своими посланиями, через которые он общался со своими преданными фанатами.
Ранние годы
22 декабря 1937 года в Егорьевске произошло рождение известного писателя. Его отец был чиновником и занимался хозяйственными делами, а мать работала инженером-машиностроителем на фабрике.
Через год после рождения мальчика семья переехала в Москву, где им была предоставлена квартира. О своем детстве, писатель написал:
«Мои воспоминания о детстве до войны довольно смутные. У моего отца была дача, которую он получил от партии, где много лет работал. Мне запомнились только трехколесный велосипед и немного окружающей природы».
В начале Великой Отечественной войны отец ушел на фронт, а мать с детьми была эвакуирована на Урал, в город Шадринск. Здесь семья Успенских прожила до 1943 года.
Перед концом войны отец Успенского-старшего заболел туберкулезом и ушел из жизни в 1947 году. Семья потеряла все привилегии и пособия, которые обеспечивали беззаботное существование. Мать осталась одна с тремя сыновьями и вынуждена была зарабатывать на жизнь. Через несколько недель она приняла решение отправить Эдуарда в интернат для детей, пострадавших от последствий войны. Вспоминая об этом месте, писатель выражал свои теплые чувства:
«Я помню, что это был замечательный интернат, находящийся в бывшем поместье. По округе гуляли потомки аристократических гончих. Мы с друзьями любили кормить их, и они стали дружелюбными».
Вскоре мама вышла замуж второй раз. Ее новым мужем стал сотрудник финансового отдела НКВД, который воспитывал сына от ее первого брака. Мальчик был в том же возрасте, что и Эдуард, они учились вместе в одном классе. Между собой ребята часто спорили и даже иногда дрались. Позже Успенский признавался, что его сводный брат был отличным парнем, и все их ссоры были напрасны.
Эдик славился своей непоседливостью. Он предпочитал прогуливать уроки, дразнить своих одноклассников и устраивать различные шалости. Интерес к учебе появился у него только в седьмом классе, когда он сломал ногу и оказался в больнице. Проведение времени в лечебном учреждении обещалось длительным, и чтобы не отставать от учебной программы, Успенский попросил мать принести ему все его учебники.
В старших классах Эдуард работал летним пионервожатым для младших детей. Именно для них будущий писатель и сценарист написал свои первые произведения. Он тепло отзывался о своей дружбе с этими детьми:
«Я мог проводить с ними целые дни: мы вместе катались на лыжах, ходили на спектакли. Это общение с детьми и сделало меня детским писателем».
В 1955 году, после получения школьного аттестата, молодой человек решил пойти учиться на инженерную специальность и подал документы в Московский авиационный институт. Родители отправились в длительный отпуск на море, оставив ему деньги на проживание. О том, как он расходовал эти деньги, он написал:
«Сразу же после получения денег отправился в зоомагазин и купил бельчонка с клеткой, а потом еще несколько «нужных» вещей. Деньги быстро закончились, но меня выручил мой друг Юрий Мицельский, который уговорил меня сдать за него вступительные экзамены в институт. За пятерку он даст 5 рублей, за четверку — 4. Так и получилось, Юра поступил».
К счастью, Успенский сдал свои экзамены успешно и был зачислен в МАИ, где он учился несколько лет, чтобы стать инженером авиационного приборостроения.
Пока учился в университете, студент нашел друга в лице Феликса Канделя, который руководил студенческим театром «Телевизор». Ребята начали откровенно общаться и вместе писать сценарии для различных мероприятий. Скоро об их таланте узнали на профессиональной сцене, и у парней начали появляться заказы на комедийные зарисовки и программы. Произведения друзей были включены в репертуар таких знаменитостей того времени, как Александр Левенбук и Александр Лившиц.
В 1961 году Эдуард получил диплом о высшем образовании. После этого он устроился на военное приборостроительное предприятие, где производили блоки наведения для отечественной ракетной техники. В то время, когда он работал на благо Родины, Успенский не прекратил заниматься сочинением фельетонов и других произведений для артистов эстрады вместе с Феликсом.
Через три года Эдуард решил уйти с завода, игнорируя уговоры начальства и обещания увеличить зарплату.
В середине 60-х годов в магазинах появился журнал «Детская литература», который публиковал статьи о детских писателях и отзывы на их творчество. В этом же году журнал напечатал рецензию на произведения юного писателя Эдуарда Успенского.
Журнал быстро приобрел авторитет и мнение его сотрудников учитывали крупнейшие книжные издательства страны. Через год был опубликован первый сборник автора под названием «Смешной слоненок», а вскоре на книжных полках появилась детская книга с произведениями Григория Горина, Феликса Канделя, Аркадия Арканова и Эдуарда Успенского. Сборник талантливых авторов получил название «Четверо под одной обложкой».
В 1966 году вышла книга «Крокодил Гена и его компания», иллюстрированная талантливым художником Валерием Алфеевским. Это произведение искусства не сразу нашло своих читателей. Вспоминая те времена, Эдуард Николаевич рассказывал:
«Борис Заходер сказал: «Ну и что тут скажешь. Эдик, ты создал такую легкую сказочку. Особой славы она тебе не принесет, но раз написано, так написано»». Мнение Заходера для меня всегда было важным, но в душе я был не согласен с тем, что он назвал моё произведение «легкой сказочкой»».
Этот обзор критики рассматривали с большой строгостью, как будто это была книга для взрослых. У чиновников не вызвал восторга ни «Дом дружбы», который строили герои, ни сам Чебурашка. Маленькое существо, прибывшее в коробке с апельсинами, окрестили «бездарным космополитом». И все же, сочинение очень полюбили юные читатели.
«За стихи меня критиковали, сейчас это трудно представить. Современные люди вряд ли смогут понять, как можно было запрещать Чебурашку, и как можно было назвать наш «Дом Дружбы» «Дворцом сводничества»».
В заключении 60-х годов сын советского журналиста Алексея Аджубея принес в его дом книгу о Чебурашке и заметил, что из нее можно сделать отличный мультфильм. В это время в доме семьи находился режиссер-постановщик Роман Качанов, который заинтересовался этой идеей. В этот момент коллеги обсуждали создание нового детского кинофильма, и история о ласковых друзьях показалась им невероятно удачной. Сразу же началась работа над экранизацией произведения. Автор книги лично помогал адаптировать сюжет для мультфильма.
В 1969 году «Крокодил Гена» появился на экранах. С этого момента начался путь произведения, которое могло остаться в тени. Основные персонажи мультфильма персонажи разговаривали голосами Василия Ливанова, Владимира Раутбарта и Клары Румяновой, что сделало проект невероятно популярным.
История возникновения странного имени пушистого создания была рассказана Успенским в одном из его интервью. Однажды он был в гостях у Канделя, где увидел, как маленькая племянница хозяина пыталась надеть купленную на вырост шубку и постоянно спотыкалась о ее полы. После очередного падения девочка воскликнула: «Опять чебурахнулась!», что вызвало у Эдуарда Николаевича неописуемый восторг. Так родилась идея дать герою необычное и очень звучное имя.
Странно, что ушастый и больгеглазый Чебурашка стал известен только после выхода мультфильма. В книге автор описывал своего персонажа следующим образом:
««У него большие желтые глаза, как у филина, круглая заячья голова, а хвостик короткий и пушистый, как у маленьких медвежат».
Упоминания о ушах зверька в сказке даже не было. Они возникли благодаря художнику Леониду Шварцману, который несколько месяцев метался с окончательным эскизом. Уши то появлялись, то исчезали, то поднимались на макушку, то сползали вниз и увеличивались в размерах.
Негативная персонажка с прозвищем Шапокляк получила свое имя благодаря сложному цилиндру, в котором она появляется в течение всего мультика. Образ злобной старушки придумал Шварцман, изобразив ее в строгом платье с кружевами, острыми туфлями и знаменитым цилиндром. Еще одно важное отличие мультфильма от книги: в первом случае Шапокляк становится позитивным персонажем и начинает помогать Гене и друзьям, а во втором остается злой старушкой, которую в конце концов уносят воздушные шарики.
Анимационная история о добром крокодиле и его друзьях вызвала множество положительных отзывов у зрителей. После такого успеха режиссер Роман Качанов решил продолжить проект, сняв продолжение под названием «Чебурашка». В новом проекте поклонники вновь встретились с Геной, Чебурашкой и их верными друзьями.
В 1972-м году вышла первая образовательная передача Успенского под названием «Радионяня». Этот проект транслировалось по Всесоюзному радио, где ведущие учили детей правилам родного языка, законам физики и химии, а также основам этикета. В то время Елена Лебедева была редактором проекта, и она вспоминала:
«Позвали всех, кто в то время успешно писал для малышей. Сидели, размышляли, а задача едина: как найти дорожку к сердцам детей, наших слушателей? Но у нашей «Радионяни» заботы должны быть особенные: развлекать, шутить, даже озорничать, но между тем и уму-разуму поучать».
Успенскому принадлежит песня-заставка, звучавшая в начале программы. До закрытия «Радионяни» Эдуард Николаевич был ее единственным автором.
В 1979 году вышла новая книга сказочника – «Вниз по волшебной реке». В этой книге автор объединил русские народные сказки с современными историями. Главный герой – мальчик по имени Митя, который приехал на каникулы в деревню и стал друзьями с Василисой Прекрасной, царем Макаром и дядюшкой Домовым.
Пять лет назад была опубликована книга «Дядя Федор, пес и кот», рассказывающая о жизни городского мальчика и его деревенских друзей. Их жизнь в деревне Простоквашино была непростой, но герои находили выход из любых трудностей благодаря своей изобретательности и сообразительности.
Этот рассказ пришел в голову автору еще в школьные годы, когда он был пионервожатым у младших школьников. Интересно, что изначально дядя Федор был настоящим взрослым дядей, работавшим в лесничестве. По совету Бориса Заходера писатель превратил его в самостоятельного рассудительного мальчика. Кот Матроскин был вдохновлен редактором журнала «Фитиль» Анатолием Тараскиным. Как сообщил Успенский:
В 1975 году эта повесть была экранизирована Лидией Суриковой и Юрием Клепацким под названием «Дядя Федор, пес и кот». Через некоторое время были выпущены еще три фильма: «Трое из Простоквашино», «Зима в Простоквашино» и «Каникулы в Простоквашино». Сценаристом выступил Эдуард Николаевич, а некоторые фразы из мультфильма были добавлены режиссером Владимиром Поповым. Знаменитое выражение кота Матроскина «Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь!» стало популярным. В озвучивании главных персонажей приняли участие известные советские актеры Олег Табаков, Мария Виноградова и Лев Дуров.
Его имя было всем известно — Эдуард Николаевич, талантливый сценарист телепередач. В золотое десятилетие он трудился над сценариями для знаменитой образовательной передачи «АБВГДейка», которая была настоящим хитом. В этой программе выступали в роли учеников клоуны, что делало ее особенно популярной. Самые известные стихи, написанные им для этого проекта, были собраны в книге под названием «Школа клоунов».
В 1970-х годах писатель занимал пост руководителя творческого объединения «Экран». Одной из его задач было отыскание молодых анимационных талантов, что заставляло его часто путешествовать по городам Советского Союза. В 1980 году сценарист посетил Киев, где встретил Игоря Ковалева и Александра Татарского — обоих были талантливыми режиссерами. Позже он привлек их обоих на работу в столице.
Через год Татарский создал мультфильм «Пластилиновая ворона», основанный на произведении Успенского. Интересно, что стихи «А может, а может…» автор придумал за несколько минут во время поездки в электричке. Этот проект стал первым в Союзе, где использовалась пластилиновая анимация. Для создания использовался обычный детский пластилин, из которого формировались объемные фигуры. На съемках было израсходовано более 800 килограммов пластичной массы.
Совместная работа с Александром Татарским принесла сценаристу множество успешных проектов. В 1987 году была выпущена экранизация повести Успенского «Колобок идет по следу», где в роли главных героев выступали два детектива, способные легко разгадывать самые сложные преступления. Этот мультфильм стал популярен не только в СССР, но и за ее пределами, покорив сердца зрителей по всей Европе. Кроме того, на фестивале анимационного кино в Варне он получил почетное призовое место.
Произведения детского писателя послужили основой не только мультфильмов, но и художественных фильмов. Наиболее известными стали «Там, на неведомых дорожках» и «Год ребенка», вышедшие на экраны соответственно в 1982 и 1991 годах.
Личная жизнь
Писатель для детей был в браке три раза. Римма, первая жена Успенского стала образецю для старушки Шапокляк из знаменитого мультфильма. В этом браке у них родилась дочь Татьяна, которая подарила драматургу внуков Екатерину и Эдуарда.
От второй жены Елены у Эдуарда Николаевича не было детей, и после развода он забрал к себе дочь от первого брака.
Элеонора Филина стала третьей женой сценариста. Она известна советскому зрителю благодаря программе «В нашу гавань заходили корабли». После развода с телеведущей Успенский вернулся к своей второй жене Елене.
Смерть
В 2001 году стало известно о борьбе известного писателя с раком желудка. Болезнь ретировалась, и в течение пяти лет писатель не жаловался на свое здоровье. К сожалению, вскоре коварный рак снова проявил себя. После серии обследований литератору поставили диагноз «рак простаты», после чего его состояние начало ухудшаться. Автор книг для детей оказался прикованным к инвалидному креслу, а лечение в лучших европейских клиниках не давало результатов.
Эдуард Николаевич скончался 14 августа 2018 года. Он ушел из жизни в своем доме подмосковья, в Троицком районе столицы. Прощание с Успенским состоялось в здании Центрального дома литераторов, после чего его похоронили с почестями на Троекуровском кладбище в Москве.