Эдвард Мунк был норвежским художником-графиком, являющимся одним из пионеров экспрессионизма. Он также известен как автор "живописного хоррора". Одной из самых узнаваемых его работ является картина "Крик".
Темная жизнь Эдварда Мунка была наполнена разочарованиями, и это отразилось на его творчестве. Пронизанные мотивами тревоги, отчаяния, ужаса и смерти, его картины одновременно несут в себе и надежду и попытки вырваться из психологического кризиса. Творчество, безусловно, помогало ему преодолевать душевные трудности.
Детство
Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в городе Лётен, Норвегия. Его отец, военный врач Кристиан Мунк, не был богатым, но был уважаемым за свой высокий уровень образования. В семье было пятеро детей, и они часто переезжали, живя в скромных квартирах. В пять лет Эдвард потерял мать, которую заменили его родная тётушка Карен и старшая сестра Юханна София.
Смерть сестры от туберкулёза в его пятнадцать лет сильно потрясла его и стала мотивом для его работ, включая картину "Больная девочка". Его другая сестра Лаура тоже страдала от шизофрении и скончалась рано в доме для душевнобольных, оставив странное впечатление на Эдварда.
Уже с детства Эдвард проявлял свой талант в изобразительном искусстве. Его родственники отмечали этот факт. Ребенок был чувствительным, и после любого эмоционального взрыва он сразу бегал рисовать. Отец был человеком очень религиозным, но его вера была мрачной, он часто говорил о ужасах ада и страшил своих детей своими "проповедями".
Поэтому у Эдварда было много переживаний в детстве. Когда умерла его мать София, он разочаровался в боге — как же бог мог позволить такое, тогда как его отец молится день и ночь.
Творческий путь
После окончания средней школы в 1879 году, Эдвард поступил в техническое учебное заведение, где отлично учился математике и физике. Однако его страсть к рисованию привела его в 1881 году в Королевскую школу рисования в Христиании (прежде называлась Осло). Его учеником был Кристиан Крог, поклонник натурализма, который познакомил Мунка с творческой элитой столицы, где на всех привлекало внимание писатель Ханс Егер, отрицающий мораль и религию, считавший свободные половые отношения естественной и искренней добродетелью человека. Через годы они с Мунком стали близкими друзьями, и Егер стал одним из тех, кто сильно повлиял на личность художника.
Мунк принял богемный образ жизни – пил, часто посещал рестораны и общался с нигилистами, что очень раздражало отца и только ухудшило их уже напряженные отношения.
Первые работы Мунка были представлены публике на выставке в 1883 году в Дворцовом парке Христиании. Одной из них был «Этюд головы». Немного позже он показал реалистичную картину под названием «Девушка, разжигающая огонь в печи».
В конце 1884 года Фриц Таулов, влиятельный художник и родственник Мунка, дал ему стипендию, благодаря которой начинающий художник отправился в Париж. Под влиянием работ парижских импрессионистов Мунк начал использовать светлые краски и плавные мазки.
В 1885 году Мунк впал в болезненный роман с замужней женщиной Милли Таулов, которая была невесткой Фрица Таулова. На его картинах "Голос" и "Лунный свет" можно увидеть её образ, хотя на них нет прямого изображения Милли.
В 1886 году во время Осенней выставки в парке Мунк была представлена картина под названием «Больная девочка».
На этой картине моделью для художника послужила 11-летняя соседская девочка по имени Бетти Нильсен. Она обратилась к Мунку со слезами на глазах за помощью, когда её брат сломал ногу.
Впечатленный её взволнованным лицом, напоминающим ему о утраченной старшей сестре, Мунк попросил её стать его моделью. Некоторые критики считали картину незаконченной или даже «едва намалёванным наброском». Они полагали, что у художника не хватает техники и не поняли его стиль.
В последующих работах Мунк стремился придерживаться традиционного стиля. Он создал целую серию портретов, жанровых сцен и пейзажей в импрессионистской манере, а также живописную работу с названием «Весна», где передал свои переживания, связанные с заболеванием сестры и своим собственным здоровьем (в этот год он сильно болел). Подобно предыдущей картине «Больная девочка», на этом полотне уделено много внимания деталям, что делает картину более реалистичной, а широкие, мазистые мазки придают ей импрессионистический характер.
В 1889 году семья Мунков отдыхала на съемной даче в Осгорстранне. Так понравились Эдварду окрестности этого маленького городка, что он позднее приобрел там дом. Осенью того же года, получив новую стипендию, художник снова отправился в Париж.
Недавно проведенное время в Париже оказалось более продуктивным, чем прежде. Мунк посетил ряд занятий у Леона Бонна, который высоко оценил уникальный почерк Мунка, но критиковал его за свободный подход к цвету.
В этот период Мунк провел много экспериментов со стилями. Его работы можно было отнести как к импрессионистским, так и к пуантилистским. В обоих случаях краски не смешиваются, и мазки имеют геометрическую форму (круглую или квадратную). При взгляде на картину цвета сливаются благодаря оптическому обману.
Помимо занятий творчеством Мунк также посетил множество парижских выставок и экскурсий, организованных для учеников Леона Бонна и посвященных классическому искусству.
В декабре Мунк получил весть о смерти отца от инсульта, но сообщение пришло слишком поздно, и художник уже не смог присутствовать на похоронах. Это глубоко потрясло его, он замкнулся, перестал выходить в люди и провел много времени, размышляя о своей жизни и творчестве. Из этого периода вышла картина «Ночь в Сен-Клу», в которой он отразил свои эмоции и страдания. На этой работе изображены расплывчатые очертания человека, сидящего у окна в пустой комнате, освещенной лунным светом, который мог быть как его отцом, так и самим художником. Это произведение считается наиболее сильным в его творчестве во время пребывания в Париже.
Весной 1890 года Мунк сделал краткую поездку в Христианию, где показал свои новые произведения. На этот раз критики выразили более благоприятное отношение к его творчеству. К концу года художник вернулся в Париж, но вскоре переехал в Ниццу из-за опасности для его слабых лёгких, вызванной холодной зимой в Париже.
Весной 1891 года Мунк впервые увидел работы Ван Гога и Гогена на выставке Отверженных в Париже. Он был искренне восхищен этими художниками, но больше не стал подражать им, так как уже сформировал свой собственный неповторимый стиль, названный "экспрессионистский". Его работы характеризовались простыми формами, условными сюжетами, экспрессивными линиями и вдумчивым использованием цвета.
После возвращения в Норвегию в 1892 году Мунк создал несколько картин в этом стиле и представил их на персональной выставке в Христиании. Среди произведений были "Меланхолия", "Настроение на закате" и другие полотна, которые позднее стали частью его цикла "Фриз жизни".
Берлин
Выставка прошла с огромным успехом, закончившись большим скандалом, который вызвал разделение в мире художников. Молодые художники высоко оценили работы Мунка, в то время как консервативное крыло Объединения художников было возмущено и требовало закрыть выставку «из уважения к искусству и труду».
В результате отвергающие академизм художники и скульпторы создали своё сообщество под названием «Берлинский сецессион». Мунк, привыкший к критике, отнёсся к этому спокойно, даже с иронией. В Берлине он погрузился в андеграундную жизнь и познакомился с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и своей будущей женой Дагни Юль. В беседах с меценатом Альбертом Кольманом он пришёл к идее создания цикла полотен, который стал главным произведением в его жизни.
После возвращения на родину, Мунк сразу принялся за творчество. Серия картин с названием «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти», над которой он трудился в течение 1890-х годов, была задумана для отображения пошагового развития человека и освещения вечных тем – любви и смерти.
Фриз жизни
Первая выставка художника была небольшой берлинской выставкой, на которой была представлена картина "Крик". Позднее он показал более масштабную серию. В цикл вошло 22 полотна, и он делится на четыре темы: "Рождение любви", "Расцвет и закат любви", "Страх жизни", "Смерть". Целиком цикл был выставлен в 1902 году в галерее Берлинского сецессиона.
Объединив всё им созданное, Мунк писал, что хотел достичь "симфонического эффекта". Он считал, что живопись не должна быть отстранённой, как у импрессионистов, и стремился выразить всё пережитое и наболевшее без прикрас. Но в то же время его творчество далеко отошло от натурализма. Теперь критика иначе относилась к его работам и основательно хвалила.
Известный художник создал несколько версий знаменитой картины под названием «Крик». Одна из первых версий называлась «Отчаяние» и изображала не человека в шляпе, а какого-то гуманоида. Идея написания этой странной картины пришла к Мунку, когда он с друзьями шёл по тропинке и увидел, как красный закат окрасил природу в кровавые тона.
Он почувствовал, будто всю природу пронзил бесконечный крик, и захотел передать это чувство на своём полотне. Исследователи удивительным образом нашли это место — неподалёку от него находились крупнейшая в Норвегии скотобойня и клиника для душевнобольных. Самая популярная версия картины «Крик» была создана художником в 1893 году и хранится в Национальном музее Осло.
В последний период творчества Мунка проявилось упрощение сюжетов картин, употребление более грубых резких линий и преобладание светлых оттенков. Всё чаще художник изображал повседневную жизнь крестьян и бесконечные поля. Лучший цикл его работ этого времени можно увидеть в концертном зале университета Осло.
Личная жизнь
У психически неустойчивого художника не было большого доверия к женщинам, поэтому он никогда не женился и не имел детей. Но у него были романы, и они были достаточно яркими. Всего было три.
Первая возлюбленная Мунк была уже замужем женщина Милли Таулов, с которой он познакомился в 1885 году. Он много страдал из-за нее, так как Милли не разделяла его глубоких чувств и рассматривала их роман как просто еще одно приключение. Для Мунк такое отношение было особенно обидным, ведь в то время он еще придерживался религиозных взглядов на семью.
Рассказ об Милли и ее связях с Мунком мог бы продолжаться долго, но судьба привела художника к другой женщине, которая поразила его воображение. В 1892 году, находясь в Берлине, Мунк познакомился с писателем Станиславом Пшибышевским, и его очаровала невеста и будущая жена писателя, Дагни Юль. Пианистка, писательница и муза всех художников и литераторов берлинского бомонда завоевала его сердце. Ее образ он изобразил на своей картине «Мадонна».
В 1898 году художник встретил молодую богатую женщину по имени Тулла Ларсен, которая стала его последней любовью. Их роман начался романтично, но впоследствии Мунк начал чувствовать тягу к этим отношениям. Тулла становилась все настойчивее, чем холоднее был Мунк. В 1902 году она попыталась покончить с собой, что вызвало сомнения у художника.
Несколько дней спустя она устроила перед ним сцену, в результате которой Мунк был прострелен в руку. Он был у себя на вилле, когда пришел друг и сообщил, что Тулла лежит в коме. Он пришел к ней и увидел, что она лежит в гробу. Однако она внезапно поднялась и выстрелила ему в руку. После этого они расстались.
С тяжелым, неуравновешенным характером, Мунк не мог ладить с людьми. К тому же с возрастом его необъяснимые страхи усилились, появилась мания преследования. В таком состоянии присутствие женщины для него было исключено.
Последние годы и смерть
В последние годы своей жизни Мунк страдал от депрессий и поглощал алкоголь, чтобы заглушить свою тоску. В 1908 году после нескольких нервных срывов он попал в психиатрическую клинику в Копенгагене, где пробыл более полугода. В этот период он не переставал заниматься творчеством и написал портрет своего врача, доктора Якобсона.
После выхода из клиники художник прекратил употребление алкоголя, что помогло ему создать ещё несколько произведений, которые принесли ему большие деньги. Однако Мунк неохотно расставался со своими картинами. Он стал очень популярным, и ему часто предлагали выставляться не только в Европе, но и в Америке, а также заказывали оформление зданий и декорации к спектаклям.
Художник приобрел в 1916 году виллу Экелю в пригороде столицы и провел там свои последние годы, занимаясь искусством и сельским хозяйством.
В 1930 году Мунк почти потерял зрение на один глаз после кровоизлияния, но продолжал творить. Искаженные формы его работ полностью отражали его проблемное физическое состояние.
Во время Второй мировой войны он постоянно боялся, что его картины будут конфискованы оккупантами, но этого не произошло.
Эдвард Мунк умер мирно в своей постели 23 января 1944 года от сердечного приступа. Он похоронен на почетном кладбище церкви Спасителя в Осло.
Часть произведений художника находится в Национальном музее Осло, а большая часть составила коллекцию Музея Мунка, открытого в 1963 году.